echochrome ii
В основе первой части echochrome лежала концепция невозможных фигур, ставшая известной благодаря Маурицу Эшеру и Оскару Рутерсварду: условный герой шагал по висящим в пространстве балкам, а нам нужно было вращать их таким образом, чтобы двухмерная проекция трехмерного уровня сложилась для манекена в путь к порталу на следующий этап. Однако термин «невозможный» едва ли применим к этой игре. И уж тем более нельзя называть происходящее на экране «обманом зрения» или «иллюзией»: напротив, эта игра давала возможность найти выход из ситуации, которая по всем законам физики кажется безвыходной, — обзывать такое «обманом» язык не поворачивается.
В этом смысле echochrome ближе не к творчеству европейских художников, а к японской поэзии. Басё писал: «Внимательно вглядись! / Цветы пастушьей сумки / Увидишь под плетнем», имея в виду удивительное стремление японцев видеть красоту и смысл в самых обычных вещах. Поэтому и echochrome ii , будучи японской игрой, посвящена не обманам и иллюзиям, а умению разглядеть в нагромождении висящих в пространстве кубов и балясин кролика. Или, например, робота.
Тень в мансарде
На первый взгляд, ближайший идеологический аналог echochrome ii — недавняя Lost in Shadows на Wii. Главный герой не существует в трехмерном пространстве — он всего лишь тень на стене. Однако сходство между двумя играми на этой идее и заканчивается, потому что у echochrome гораздо больше общего с классическим театром теней, чем с коллегами по цеху. Окружающий мир меняется в зависимости от того, под каким углом вы спроецируете на стену упомянутые выше кубы и балясины. В качестве фонарика используется контроллер PlayStation Move, без которого играть, учтите, невозможно.
На этих простых правилах разработчики выстраивают сложнейшую игру света и тени. В мире echochrome, как и в жизни, ничто не постоянно, а сложность решения той или иной проблемы зависит от того, под каким углом на нее смотреть. В зависимости от направления светового пучка лестницы становятся платформами, открываются и исчезают проходы, и даже выход с этапа и тот нужно спроецировать на стену, совместив тень синего параллелепипеда и сферы того же цвета. Два участка уровня, только что находившиеся в противоположных концах экрана, в одну секунду могут оказаться вплотную друг к другу. А пока вы водите лучом света, меняя местами стены и пол, отважный теневой герой стоит посреди всего этого хаоса и, кажется, тихо сходит с ума.
Так или иначе, внешне подопечный ведет себя адекватно: начинает двигаться, только когда вы заканчиваете манипуляции со светом, а если доходит до стены или края пропасти — разворачивается (в отличие от девочки-лемминга из Lucidity ), самостоятельно влезает на небольшие уступы и немного пригибается, если вы начинаете давить его потолком. Последнее особенно актуально: для единственного обитателя этого мира, тени — вполне материальные объекты, которые могут расплющить его в лепешку, и тогда уровень придется начинать снова.
Уровни — вторая важнейшая часть концепции echochrome ii. Зритель всегда смотрит на них под одним и тем же углом. Картина всегда примерно одинаковая — скульптурная группа из шаров и блоков. Однако в луче фонарика они превращаются то в пирамиды, то в дом, где постоянно меняется расположение комнат, а иногда — в змею, смайлик и мировое дерево Иггдрасиль. При этом все головоломки потрясающе сбалансированы, почти каждую можно пройти несколькими способами да еще и в трех разных режимах: в Echo мы должны собрать на уровне всех застывших двойников, а в Paint — манипулировать сразу тремя цветными человечками, чтобы они прошагали и закрасили определенную часть уровня.
Тени исчезают в полдень
Если у вас нет контроллера Move или вообще PS3, но тема света и теней вам интересна, мы рекомендуем обратить пристальное внимание на тенеграфию (shadowgraphy), то есть искусство изображения животных или людей при помощи теней собственных рук. Для этого мы публикуем выдержки из книги Генри Берзиля «Hand Shadows to Be Thrown upon the Wall: A Series of Novel and Amusing Figures Formed by the Hand» (на русском языке не издавалась).
* * *
Большая часть пазлов открыта с самого начала, проходить их можно в произвольном порядке — игра вообще относится к пользователю максимально дружелюбно, чтобы он нигде не застревал и не злился. В этом и кроется ее главная проблема: echochrome ii никак не стимулирует игрока, в ней нет ни сюжетного режима, ни разблокируемых персонажей — вообще ничего такого, ради чего теперь принято исследовать игры до самого дна. Поэтому, вдоволь наигравшись с тенями, прохождение можно отложить на неопределенный срок. Это не страшно: echochrome — это безупречный визуальный опыт, к которому, как к хорошим стихам или роману, можно вернуться в любой момент.
Реиграбельность — да
Классный сюжет — нет
Оригинальность — да
Легко освоить — да
Оправданность ожиданий: 100%
Геймплей: 9
Графика: 9
Звук и музыка: 9
Интерфейс и управление: 8
Дождались? Пазл о том, как важно уметь найти правильный угол зрения. Весомый довод в пользу покупки Move.
Рейтинг: 9,0
«Великолепно»