Bionic Commando Rearmed 2
Представьте себе, что ежик Соник вооружился пулеметом, а парни из Contra вдруг начали передвигаться исключительно при помощи ракетных ранцев. Может ли быть такое, что в старые игры с этими новшествами будет интересно играть? Скорее всего, получится наоборот, ведь именно ограниченные возможности персонажа и какие-то фундаментальные, непоколебимые принципы делают игру (любую, не только компьютерную) по-своему интересной. Радикально меняя правила и нарушая устоявшуюся формулу, разработчик рискует вторгнуться на чужую территорию, а там обычно все уже до него поделено и освоено. Как раз на такой риск пошли авторы Bionic Commando Rearmed 2. Скажем так: шампанского для них в этот раз не предусмотрено.
Где ваши корни?
Сомнения у фанатов оригинала появились уже после новости о том, что разработчики наделят главного героя давно доступной его конкурентам способностью прыгать. А в двух измерениях, еще со своего первого появления на игровых автоматах в 1987 году, Спенсер прыгать не мог. Вместо этого всегда предлагалось использовать вмонтированный в бионический протез гарпун и подтягиваться с его помощью на нужные высоты, к тому же качаясь меж балок и стропил, будто бы на лиане. В этом вся прелесть: такое смелое решение делало игру непривычно сложной, а потому притягательной для любителей всевозможного хардкора.
Конечно, в Bionic Commando Rearmed 2 можно отказаться от кнопки «Прыжок» в память о старых добрых временах или ради ачивмента/трофея. Это все понятно. Только одними прыжками реформы не ограничились, и большинство из них — неудачные. Что совсем непонятно — зачем Capcom , уже сумевшей удачно возродить бренд, понадобилось чинить то, что не было сломано?
Из-за неаккуратного «переосмысления» игра даже на среднем уровне сложности довольно часто заставляет шептать бранные слова. После десятого неудачного прыжка через шипы или воду праведный гнев вырвется из кого угодно. Все потому, что не последнюю роль в этих неудачах играет обновленное управление. Волшебный гарпун постоянно стреляет не в ту сторону, в какую хотелось бы, причем главный парадокс в том, что теперь-то направление можно четко установить еще с земли. Просто в процессе сложных «гарпунных» комбинаций это новшество только мешает.
Знатоки сериала, наверное, смогут с этим эффективно бороться, а вот неофитам имеет смысл попробовать играть на уровне сложности Casual — там добавляются дополнительные платформы, сильно упрощающие прохождение. Самый высокий уровень сложности при этом не выделяется ничем особенным, кроме усугубленной жестокости боссов. С ними, кстати, тоже не все гладко: они довольно часто повторяются на разных уровнях, лишь слегка меняя повадки. С обычными врагами дело обстоит еще хуже — их на всю игру насочиняли порядка десяти разновидностей, а к концу игры они не столько мешают герою спасать мир, сколько стоят изредка плюющейся пулями мебелью.
Мир спасать, к слову, в этот раз придется от условного Фиделя Кастро (в первой части был условный Гитлер). Спенсер снова отправляется вызволять попавших в передрягу коллег, а подробности сюжета мы опять узнаем из диалогов, написанных старательными юмористами. И на том спасибо. Но, поскольку взламывать вражеские компьютеры, как в предыдущей части, больше нельзя (и это удручает), развлекать нас призваны не перебранки фашистов, а беседы Спенсера с боссами. Первый же главарь, например, заводит разговор о мюсли. Не более продуктивный диспут случается и с роботизированным Кинг-Конгом, обладающим ограниченным словарным запасом.
Не время для протезов
Начиная, пожалуй, с 70-х годов прошлого века возможность заменить живую конечность сложным механизмом захватила людские умы с особой силой. Причем идея не отпускает общественность до сих пор, и даже попытка возродить серию Bionic Commando тому подтверждение. А пока основной текст рецензии проходил через руки корректоров и дизайнеров, в редакции «Игромании» на этот счет родилась занятная теория. Заключается она в следующем: до середины XX века искусственными конечностями щеголяли в основном отрицательные персонажи, а потом бионические протезы вдруг стали вполне допустимым явлением и для положительных. Причина, скорее всего, кроется в том, что к середине прошлого столетия появились технологии, позволяющие воплотить фантастическое протезирование в реальность, и потому механические конечности перестали восприниматься людьми как что-то безумное. О современных бионических протезах мы уже писали в декабрьском выпуске «Почты», поэтому в этот раз просто подкрепим свою теорию примерами.
1851
Капитан Ахав («Моби Дик»)
Протез ноги, которую белый кит откусил Ахаву, вселял в него жажду мести, напоминая моряку о его слепой ненависти к животному. Утонул.
1904
Капитан Крюк («Питер Пэн»)
Жестокий бандит. Вместо правой руки — крюк. Мечтал расплатиться с Питером Пэном за потерянную пятерню. Съеден крокодилом.
1927
Ротванг (Метрополис)
Сумасшедший ученый. Потерял руку в попытках создать механического друга, заменил ее высокотехнологичным протезом, создал роботизированную подругу. Сорвался с большой высоты и разбился насмерть.
1980
Люк Скайуокер («Звездные войны»)
Потерял руку в бытовой драке. Принес галактике мир и спокойствие.
1987
Эш Уильямс («Зловещие мертвецы»)
Вынужден был отрезать себе руку, сражаясь со вселившимся в нее Злом. Вместо руки пристроил бензопилу, продолжил успешно бороться со Злом.
1990
Эдвард руки-ножницы
Созданный каким-то сумасшедшим ученым добродушный киборг. Депрессивен, но талантлив: прекрасно стрижет волосы и мастерит ледяные скульптуры.
Капитан Зануда
Как ни странно, обычное оружие для борьбы с этими и другими красавцами почти не понадобится: атаки в лоб боссов почти не волнуют, во время сражений обычно нужно что-нибудь нажимать/открывать с помощью гарпуна. В бытовых же ситуациях можно целиком и полностью положиться на бездонную обойму пистолета, с которым Спенсер традиционно начинает игру. Остальной арсенал, за исключением еще, пожалуй, дробовика, слишком уж экзотичен и пригодиться может разве что для разрушения какой-нибудь стены.
Помогут в боях и пассивные способности. Можно поставить в нужный слот «генератор» патронов, ускорение, улучшение прыжков, но и здесь самый простой вариант — самый эффективный. Можно оставить получаемое еще на первом уровне восстановление здоровья и прекрасно чувствовать себя почти всю игру. А вот менять активную способность (специальный гаджет в бионической руке) придется часто: с помощью этих надстроек коммандос может метать гранаты, взламывать компьютеры, ставить щит и даже вызывать защитного дроида. Печальная мелочь заключается в том, что для смены этой способности постоянно приходится выходить в отдельное меню.
Все эти апгрейды и надстройки, а вместе с ними и дополнительные жизни, и традиционные для Capcom коллекционные предметы под названием yashichi запрятаны в секретных участках локаций. Фирменные спецтрофеи найти сложнее всего, в то время как жизни, напротив, добываются элементарно. В основном охотиться придется как раз за апгрейдами для оружия и новыми способностями. И здесь можно наблюдать последнюю, самую отчаянную попытку разработчиков удержать игроков у экрана. Простой пример: на первом уровне легко найти апгрейд для базуки. Но — сюрприз! — к нему нельзя пробраться, не имея самой базуки, а ее дают только в середине игры. Таким вот бесхитростным образом нас хотят заставить перепроходить старые уровни, но, откровенно говоря, общая сюрреалистичная занудность Bionic Commando Rearmed 2 и непродуманный дизайн большинства зон от экскурсии по местам былой славы удерживают мертвой хваткой.
* * *
Несмотря на попытки Fatshark разнообразить игру зачистками уровней с вертолета или из пулеметной турели, зевота берет свое. Одинаковые враги, неплохой, но повторяющийся саундтрек, ограниченное число интерактивных рычагов и кнопок — во второй половине игры мотивировать вас будет только уже потраченное на мучения с гарпуном время. Ощущения усугубляет неполноценность персонажа: все способности и орудия будут открыты только на последних уровнях, а до этого играть приходится будто бы «пробной» версией Спенсера. Что хуже всего — к моменту обретения «полной» версии станет ясно, что многие ее функции почти ни для чего не нужны. Вывод неутешительный: если восьмибитный прародитель и его ремейк были из тех игр, что заставляли нас разбивать джойстики об пол, то новая часть вызывает совсем другое желание — положить джойстик на полку.
Реиграбельность — да
Классный сюжет — нет
Оригинальность — нет
Легко освоить — да
Геймплей: 5
Графика: 5
Звук и музыка: 7
Интерфейс и управление: 4
Дождались?
Хоть Bionic Commando Rearmed 2 и построена вокруг интересной акробатической механики, ленивый дизайн уровней, кривое управление и набор почти бесполезных функций делают свое черное дело. Должно было получиться сложно и захватывающе, а получилось сложно и скучно.
Рейтинг «Мании»: 5,0
«Средне»