Total War: Shogun 2
Есть какая-то зловещая ирония в том, что игра про тяжелые времена в истории Японии выходит именно в тот момент, когда для этой страны наступила просто-таки черная полоса: одна природная катастрофа спровоцировала другую и вытолкнула нацию на порог третьей, техногенной. С другой стороны, для всех, кто не чувствовал толчков в Тихом океане и кого не тронули волны цунами, Total War: Shogun 2 служит наглядным напоминанием о том, что эта страна уже не раз переживала страшные потрясения и каждый раз упорно возрождалась из пепла. И хотя сравнивать грызню удельных феодальных князьков и угрозу ядерной катастрофы, пожалуй, не вполне корректно, глядя на то, что происходит в игре Creative Assembly , понимаешь — японцы способны преодолеть многое.
Кодекс чести
Перед релизом и сами разработчики, и мы вслед за ними много говорили про то, что, отложив в сторону масштаб прошлых серий, Shogun 2 делает ставку на глубину и проработку каждой мелочи, каждой провинции и каждого юнита, отчего играть станет интереснее и сложнее. Но то были лишь обещания, которым мы всегда заранее чуточку не верим. Так вот, в данном случае нам не соврали.
Показательна реакция тех, кто в свое время сутками напролет заигрывался в самый первый Shogun и Medieval: Total Wa r, а в следующих «тотальных» играх откровенно скучал или прогуливал их вовсе. В Shogun 2 они снова теряют сон и связь с реальностью, с головой погружаясь в удивительный мир, где перед смертью принято писать стихи, а ножи с одинаковым рвением втыкают как в грудь лютого врага, так и в собственный живот.
Цель прежняя: привести один из девяти кланов к власти, став сёгуном, фактическим правителем страны. Поначалу вас никто толком не знает, денег ни на что не хватает, войск тоже, с вами мало кто считается и торгует. Поэтому провинции тут защищаются и отвоевываются буквально потом и кровью. Ведь в каждой есть свои ценные ресурсы (где-то это выход к морю, где-то золотой рудник) и каждая крайне уязвима. Врагу не обязательно штурмовать замок, чтобы насолить вам, — достаточно вытоптать ваши фермы, чтобы область заполыхала пожарами.
Но при этом каждая попытка экспансии на соседние земли тут же вызывает изжогу не только у соседей, но и у всех остальных: отступать некуда, позади — а также впереди и с обоих флангов — океан. В итоге любой выскочка, добившийся сколько-нибудь значимых успехов в экспансии, быстро становится маленькой империей зла и врагом номер один для всех соседей.
Тут нужно учесть, что в Японии всегда, а в те годы особенно, уделяли особое внимание понятиям чести и достоинства. И любой ваш шаг в Shogun 2 оценивается именно с этих позиций: разграбили завоеванный город, чтобы в казне появились хоть какие-то деньги, — получили в ответ не только народные волнения, но и резкое ухудшение отношений со всеми без исключения кланами. Польстились на золотой рудник, пошли против мирного соседа или, еще хуже, вероломно напали на союзника — вас ждет всеобщее презрение, разрыв торговых отношений и прочие неприятности. При этом игра зачастую сама ставит в неловкие ситуации: один из кланов, например, изначально является вассалом другого, и, чтобы вернуть себе независимость, ему придется как раз пойти против союзника.
Погодные факторы (зимой на чужой территории ваша армия мерзнет и редеет) и поумневший AI (конкуренты постоянно нас прессингуют, объявляют войну, высаживают морской десант в тылу, объединяют армии и приходят к стенам ваших замков друг за другом и с толпой подкреплений) — все это тоже предельно усложняет и обостряет игру. Темп Shogun не похож ни на что из того, что мы привыкли видеть в серии Total War в последние годы. Средневековая Япония — это не Старый Свет, где все давно поделено, и даже не Средиземноморье — это банка с пауками в масштабах целого государства, и рано или поздно сосед слева, скорее всего, на вас нападет. А потом, когда вы чудом отобьетесь от его злых самураев, вам непременно объявит войну сосед справа. И учтите: содержать даже две относительно больших армии в таких масштабах крайне затратно.
В такой ситуации еще важнее стала дипломатия. В Shogun 2 реально востребованы практически все политические механизмы. Вы настырно (а деваться некуда!) предлагаете торговые отношения, брачные и военные союзы и выплаты, чтобы умаслить сильных соседей, в знак доброй воли обмениваетесь детьми: если нарушите условия договора, наследника, понятно, казнят. Зато если некогда грозная, попившая немало вашей кровушки семья, получив по носу, вдруг приходит с проектом мирного договора за пазухой — можно со злорадством поставить встречные условия вроде введения торгового эмбарго против ваших врагов и расторжения союзов с ними.
Путь самосовершенствования
Другой важнейший инструмент — грамотное использование возможностей ваших генералов и агентов: ниндзя, монахов, тайной полиции (мэцукэ), проповедников и гейш. Возможно, вы уже знаете, что теперь по аналогии с играми вроде King Arthur каждый такой персонаж фактически стал чем-то вроде героя из ролевой игры — у них есть шкала опыта, уровни и ветки умений, которые позволяют в полной мере раскрыть их дарования. Так, ниндзя можно совершенствовать в искусстве покушений на влиятельных особ. Или в проведении диверсий во вражеской армии. Или в уничтожении вражеских построек и шпионаже. А можно потихоньку разучивать все.
До релиза к подобным новшествам можно было относиться по-разному, но теперь понятно, что они пошли игре на пользу. Прокачка стимулирует интерес и фактически открывает второе дно, заставляя действовать активнее и использовать все возможности для развития: тот же ниндзя, даже потерпев поражение, получит важный опыт — если, конечно, его не поймают и не сварят заживо. Возможный дисбаланс (здесь ведь можно нанимать несколько таких спецюнитов, и каждый может стать суперпрофи!) уравновешивается высокой стоимостью услуг агентов.
Роднит игру с RPG и необходимость принимать важные решения. Так, опять же по аналогии с King Arthur, на глобальной карте периодически случаются некие события, и вам предлагают сделать выбор. Например, подданные спрашивают совета, сосредоточиться им на военном развитии или на экономике. Или в порту могут высадиться странные европейцы и предложить купить пороху: если разрешить им торговать, то вы получите новых бойцов с ружьями, но в этом случае есть риск распространения тлетворного влияния Запада (в случае с феодальной Японией он приобретает форму взрывного развития христианства).
Каждое решение, каждое действие и каждый успех или неудача отражаются на вашей репутации как лидера клана (даймё) и на степени известности семьи. Даже подданные и родственники могут менять свое отношение к вам: назначили, например, 11-летнего сына наследником или приняли стороннего человека в клан, а другой ваш сын взял и обиделся на это. Из таких вот вроде бы мелочей складывается действительно глубокая игра.
Искусство войны
В сражениях тоже чувствуется влияние ролевого жанра. Появились специальные войска вроде продвинутых, «героических» лучников и самураев, отрядов кисё-ниндзя или боевых монахов. Они, как и генералы, могут активировать уникальные умения прямо в бою (кидать, к примеру, ослепляющие бомбы или становиться невидимыми), а ваша задача — в том, чтобы использовать такие войска и их особенности вовремя и в нужном месте. К слову, видов юнитов здесь намного меньше, чем в той же Empire, но зато каждый из них предельно востребован и по-своему важен. По такому же принципу строятся и морские сражения: это уже не масштабные битвы, здесь важно грамотно использовать возможности каждой лодки и даже направление ветра. Поэтому пропускать морские баталии, как в прошлых играх серии, хочется уже не так часто.
А вот с широко разрекламированными штурмами замков вышла неоднозначная ситуация. С одной стороны, подобные осады, учитывая сложности японской архитектуры тех лет и дефицита осадных орудий, действительно выглядят как минимум нетипично. С другой — обороняющиеся получают слишком уж очевидные преимущества, особенно если в роли последних действует ИИ: улучив момент и почти без боя заняв вражеский замок, вы потом можете не без труда, но все-таки отбивать атаки самых сильных и многочисленных армий во главе с лидерами других кланов. Устраивать диверсии, тайно открывать ворота и брать вас измором догадываются лишь некоторые из них.
Но и на этот случай в Shogun 2 есть мультиплеер. Благо что здесь можно пройти совместную кампанию не только против AI, но и друг против друга. И даже поучаствовать в клановых войнах. Предвидим огромную популярность этого режима — ведь здесь есть отдельная глобальная карта, сражения до четырех человек с каждой стороны и крайне интригующая возможность создать с нуля свой клан, воспитать собственного генерала (с уникальным именем, флагом и шлемом с метровым размахом рогов) и облачить его в премиальные доспехи. Тут очень кстати пришлись все фирменные возможности Steam, включая систему достижений, за некоторые из которых могут выдать часть какого-нибудь крутого набора экипировки.
* * *
Конфуций однажды сказал: «Кто повторяет старое и узнает новое, тот может быть предводителем». Подобного состояния британцы из The Creative Assembly достигли именно в Total War: Shogun 2. Они не побоялись повторить старое, вернувшись спустя 10 лет к тому, с чего когда-то начинали, а именно к теме средневековой Японии и эпохе воюющих провинций. И в то же время украсили привычную игру россыпью нововведений, часть из которых подсмотрели (но не слепо скопировали) у коллег по цеху, то есть показали, что готовы развиваться и впитывать все лучшее. Результатом стала игра, над которой с удовольствием помедитировал бы и сам Конфуций.
Рейтинг: 9
Видеорецензия
Обратите внимание, что все материалы по игре доступны в нашем « Центре запуска».