MotorStorm: Apocalypse
Вокруг царит настоящий хаос. На трассу рушатся небоскребы, преграждая гонщикам путь. Асфальт под колесами то резко проседает, превращая дорогу в узкий туннель, то дыбится крутым трамплином, отправляя нас в небеса. Попавшие под колеса зомби совершают красивые кульбиты на фоне огненного зарева. Зрители кидают в вас коктейли Молотова, а оппоненты только и ждут возможности сбросить вас в кювет. Что это за безумие? Это — MotorStorm: Apocalypse!
Апокалипсис сегодня
При желании игру вполне можно принять за вольное переложение «Побега из Лос-Анджелеса» Джона Карпентера — достаточно один раз промчаться по ночным развалинам, лавируя между кучами мусора, остовами машин и агрессивно настроенными соперниками. Игра и не стесняется своей природы. Периодически во время гонок действие замедляется, чтобы камера отъехала в сторону и с выгодного ракурса показала особенно красивую сцену: взрыв, выбрасывающий на дорогу перевернутую фуру, или горящее здание, величественно оседающее прямо на вас. В наушниках — грохот и скрежет, на экране — вакханалия спецэффектов, в душе — ощущение, что попал в интерактивный фильм.
Года три-четыре назад игрокам за глаза хватило бы яркого зрелища и того бодрого темпа, который всегда был присущ серии MotorStorm. Но сегодняшние реалии требуют доводить до крайности каждый аспект игры. Разработчики из Evolution Studios пошли по тому же пути, что и их коллеги в Black Rock. Но если в Split/Second игроки обрушивали декорации на головы друг другу, то тут все происходит без посторонней помощи.
Хаос, который творится вокруг, постоянно вмешивается в ход гонки. Вот подземным толчком на дорогу выбросило перевернутый грузовик, который перегородил практически всю трассу. Вот в результате обрушения небоскреба образовался туннель, позволяющий срезать часть пути. А вот на выезде из него просел асфальт, превратив широкую трассу в узкий проезд, — значит, обгон стал архисложной задачей. Ситуация меняется каждую минуту: аутсайдер может удачно проскользнуть во внезапно открывшийся проход и вырваться вперед, а тот, кто еще секунду назад был лидером, — уткнуться в препятствие и выйти из гонки.
Тройной форсаж
Постоянное ожидание подвохов от трассы не дает расслабиться ни на секунду. В любой гоночной игре — неважно, насколько она придерживается реализма, — наступает момент, когда вы окончательно осваиваете управление и соревнование вырождается до рутинного повторения одних и тех же маневров. Однако в MotorStorm: Apocalypse этого не произойдет: каверзные сюрпризы так и будут поджидать вас на каждом шагу.
В результате едва ли не каждый заезд превращается в запоминающуюся историю со своим сюжетом, интригой и порой весьма неожиданным финалом. Хоть сейчас вырезай и вставляй в боевик с названием типа «Смертельные гонки» или «Мотоциклисты из ада». Собственно, сюжетная кампания и представляет собой сценарий такого фильма — заезды по разрушенному мегаполису перемежаются комиксами, которые от лица трех пилотов рассказывают о гоночном фестивале в гибнущем городе. Вам, правда, так никто толком и не объяснит, почему соревнования продолжаются несмотря на творящийся вокруг хаос. Или почему каждый счастливый обладатель огнестрельного оружия считает своим долгом дать пару залпов по гонщикам.
Едущие по лезвию
Кампания проходится на одном дыхании даже с учетом того, что условия всех гонок прописаны заранее (транспортное средство и то не дают поменять — волей-неволей придется осваивать весь имеющийся автопарк). А вот «свободные заезды» быстро приедаются. MotorStorm: Apocalypse сталкивается с той же проблемой, что и Split/Second. Как большинство голливудских фильмов выдыхаются к третьему-четвертому эпизоду, так и концепция гонок по разрушенному городу рано или поздно теряет свежесть.
Тем более что набор режимов у Evolution куда скромнее, чем у Black Rock: стандартные соревнования, заезды на время, гонки на выбывание (когда через регулярные интервалы отсеивается идущий на последнем месте участник) плюс режим, в котором лидер должен оторваться от преследователей на определенную дистанцию.
Какое-то время можно развлекаться, продолжая осваивать различные средства передвижения. Их тут много — багги, мотоциклы, грузовики, квадроциклы, гигантские бигфуты. Каждое имеет свою специфику: на байке, например, можно протиснуться в узкий переулок и срезать путь, но контакту с оппонентом на чем-то более тяжелом вы вряд ли обрадуетесь (MotorStorm позволяет собрать разные виды техники в одном заезде). Ничего принципиально нового в автопарке не появилось, кроме нескольких новых подклассов, среди которых суперкары, маслкары и чопперы.
Рано или поздно и этот этап тоже будет пройден, после чего останется традиционно искать спасения в сетевой игре. Здесь MotorStorm: Apocalypse пытается пойти по пути другого своего «голливудского» собрата — Blur. В том смысле, что в мультиплеере вы занимаетесь построением гоночной карьеры, превращаясь из новичка в увешанного призами ветерана. Наград, выдаваемых за успешное противостояние другим игрокам, великое множество, начиная с мишуры вроде дополнительных иконок и вариантов раскраски и заканчивая специальными навыками, упрощающими жизнь в гонке (это может быть более быстрое возвращение на трассу после аварии или повышенные шансы сбросить противника в кювет при столкновении).
* * *
Без сетевой игры MotorStorm: Apocalypse осталась бы ярким и запоминающимся развлечением «на один раз». Многопользовательский режим позволяет продлить удовольствие. Насколько? Все зависит от того, сильно ли вам приглянулись сумасшедшие гонки, — возможно, для некоторых это время будет исчисляться месяцами. Творение Evolution Studios нельзя назвать шедевром на все времена, но… черт возьми, об этом как-то не задумываешься, лавируя между горящими бензовозами и падающими небоскребами.