SOCOM: Special Forces
Тактические шутеры как жанр с момента своего появления в девяностых прошли огромный путь. Чего мы только не видели за эти годы! Была и революционная Rainbow Six , в которой приходилось координировать и заранее планировать действия нескольких отрядов спецназа, и медленная, напряженная Ghost Recon, где главным навыком было умение заметить врага раньше, чем он заметит вас, и ее логическое продолжение — Ghost Recon: Advanced Warfighter, авторы которой попытались представить, как на самом деле будет выглядеть война в ближайшем будущем. Короче говоря, жанр не стоял на месте, а постоянно развивался. Но в этом шторме новых идей сохранялся как минимум один островок стабильности. Или, точнее, стагнации.
Вперед в прошлое
SOCOM — название не новое. Тем, кто девять лет назад играл на PlayStation 2, эта игра должна быть хорошо знакома как совершившая небольшую революцию в консольном мультиплеере. Несмотря на ограничения имевшихся в то время технологий и сравнительно слабое распространение широкополосного Интернета вообще, разработчики SOCOM: U.S. Navy SEALs сумели создать приставочную игру, которая умело использовала онлайн и позволяла сражаться между собой игрокам из разных точек земного шара. Сейчас все без исключения консоли подключаются к Интернету без лишнего шаманства, поэтому важность совершенного разработчиками прорыва оценить может быть сложно, но в 2002 году на той же PS2 практически не существовало игр, в которых в принципе имелся бы онлайновый мультиплеер. В остальном это был убийственно серьезный и в меру реалистичный — как большинство тактических шутеров — боевик про американских «морских котиков», сражающихся с терроризмом. Всего за год до этого случилось 11 сентября, так что тема была остроактуальная.
Сегодня очередная (официально — четвертая) часть сериала SOCOM смотрится сущим динозавром, будто прошло не девять, а девять миллионов лет. Неумолимая эволюция до неузнаваемости изменила тактические шутеры, сделав их умнее, быстрее, увлекательнее. Ну а что же SOCOM?
Реальные пацаны
Разработчики SOCOM раз за разом сочиняют выдуманные военные истории, в центр которых помещают различные американские и европейские спецподразделения. Но иногда реальность ни в чем не уступает выдумке — как, например, знаменитое столкновение в Сомали в октябре 1993 года.
Вы, возможно, с ходу не припомните, о чем идет речь, но наверняка слышали эту историю — по крайней мере ее чуть приукрашенную версию. И не только слышали, но и видели. Потому что по ее мотивам в 2001 году сняли фильм «Падение «Черного ястреба».
В 1993-м американские войска под эгидой ООН занялись обеспечением безопасности гуманитарных грузов, поступающих в Сомали. Помощь стране была нужна хоть кровь из носу. В Сомали свирепствовал голод, а поскольку страну раздирала гражданская война, биться за урожай было попросту некому и некогда — все были заняты тем, что бились за жизнь.
3 октября несколько групп «морских котиков» выдвинулись с базы в Могадишо с целью захватить командиров одной из враждующих группировок. Вопреки ожиданиям, солдаты натолкнулись на жесточайшее сопротивление — гораздо более серьезное, чем во время предыдущих вылазок. Тем не менее цели были взяты в плен и уже погружены в грузовики, когда выстрелом из гранатомета был сбит один из вертолетов поддержки. Через некоторое время за ним последовал второй. Выжившие пытались обороняться, но не сдержали натиска и были перебиты — все, кроме одного из пилотов, которого взяли в плен.
После этого американцы несколько раз пытались добраться до сбитых машин, чтобы хотя бы собрать тела убитых, но всякий раз вынуждены были отступить из-за шквального огня. В конце концов, при поддержке пакистанских танков и малазийских БМП, «котикам» удалось выполнить задание. Считается, что это сражение было самым ожесточенным в американской военной практике со времен Вьетнама. США потеряли 17 человек убитыми, еще более сотни бойцов получили ранения. Правда, потери с сомалийской стороны были еще кошмарнее — по некоторым оценкам, за неполные сутки было убито около тысячи повстанцев.
Обходной маневр
Да собственно, ничего. Это все тот же боевик от третьего лица, в котором вы управляете сразу двумя небольшими отрядами обряженных в хаки добрых молодцев (есть, впрочем, и одна девица). Геймплей за годы практически не поменялся. Вы прорываетесь сквозь кишащие врагами уровни, противники (азиатская партизанская группировка «Нага») вываливаются на вас по скрипту, разбегаются по укрытиям, откуда садят изо всех стволов, а ваша задача в самых сложных случаях — расположить имеющиеся силы таким образом, чтобы отвлечь партизан, подойти к ним с фланга и перебить, как уток. Это, собственно, единственная тактическая хитрость, которая пригодится вам в SOCOM: Special Forces , да и то лишь когда враг окончательно наглеет. В остальное время помощников можно оставить в покое и сосредоточиться на собственном прицеле.
Разработчики пытаются компенсировать монотонный геймплей, прокачивая сюжет, но сразу видно, что сочинять истории — не их конек. Сценарий Special Forces напоминает все современные военные шутеры разом. Это солянка из штампов, ирландское рагу из квадратных челюстей, насупленных бровей и американского военного жаргона. Написано все настолько невыразительно, что за действием попросту сложно следить — детали истории влетают в левое ухо, чтобы тут же со свистом вылететь через правое. Какая-то азиатская страна, какие-то партизаны, где-то что-то взрывается, внезапно черт знает откуда появляется и просит у нас помощи военный крейсер, обстреливаемый с берега артиллерией, и мы бежим, стреляем, зачищаем, освобождаем.
В какой-то момент выясняется, что в «Спецназе» спрятано сразу две игры — периодически вас забрасывают на какую-нибудь вражескую базу и заставляют изображать из себя Сэма Фишера. И снова — провал. Патрульные, как трава, ложатся под ударами кортика или ловят снайперскую бесшумную пулю в череп, а мы, позевывая, пробираемся к цели задания. Сюрпризы на этих уровнях бывают только неприятные — когда у одного из врагов вдруг включается «нюх как у собаки и глаз как у орла», после чего нас обнаруживают и тут же убивают. Все приходится начинать сначала. Причем когда мы говорим «все», то не преувеличиваем — уже пройдя солидный кусок уровня, можно после смерти обнаружить себя в самом его начале. А это как раз последнее, чего хочется в такой однообразной игре, как Special Forces, — по пять раз переигрывать одни и те же куски.
Ну а насчет мультиплеера даже говорить неудобно. На дворе совершенно другие времена. Теперь не наличие онлайн-функций считается достоинством консольной игры, а их отсутствие — бесспорным недостатком. Почувствуйте, как говорится, разницу. И вот на рынке, и без того насыщенном многопользовательскими развлечениями в самых разных жанрах — от собственно тактических шутеров до симуляторов сказочных драконов, — SOCOM чувствует себя неуверенно. Сложно быть самым крутым, когда в голове у дизайнеров идеи почти десятилетней давности, а вокруг взрываются настоящие атомные бомбы вроде MAG или Gears of War.
* * *
Увы, но SOCOM: Special Forces — игра из разряда «когда больше ничего нет под рукой». Перерождение серии при помощи скриптовых сценок и более развитого сюжета не состоялось. В XXI веке все ухищрения разработчиков выглядят архаично и вызывают разве что грустную ухмылку. Мы видим: вы стараетесь. Только вот получается не очень. Разве что поддержка PS Move реализована неплохо, особенно если в руках у вас не просто контроллер с навигатором, а PlayStation Sharpshooter.
Обратите внимание, что все материалы по игре доступны в нашем « Центре запуска».