From Dust
Французу Эрику Шайи известность принесли двухмерные приключения. Культовая Another World, яркая и сочная Heart of Darkness — кто из тех, кому довелось играть в девяностые, не помнит их?
Но первой игрой Эрика после почти тринадцатилетнего перерыва стал не новый анимированный платформер, а симулятор бога. По крайней мере, From Dust кажется симулятором бога… поначалу.
О чем это?
Легкое дыхание
Вулкан может быть не только источником опасности, но и помощником при защите от других стихий.
Мир From Dust полон опасностей и невзгод. Каждые две минуты здесь либо что-то извергается, либо землю накрывает кошмарное цунами. Несмотря на постоянные катаклизмы, в этом мире есть разумные обитатели — примитивное племя, кочующее с острова на остров в поисках лучшей жизни и знаний, оставленных таинственными «древними».
На катастрофически опасных островах, как и на войне, атеистов не бывает. Поэтому за племенем присматривает некое высшее существо, дыхание племени, которое как бы олицетворяет его коллективную волю. Это «дыхание» — вы.
Как это?
Природоведение
Дома обитатели мира From Dust строят при помощи поста и молитвы. Поплясали у тотема — вот и готова деревня.
На каждом уровне From Dust ваша задача заключается в том, чтобы построить деревни вокруг специальных тотемов и смыться на следующий остров через специальный портал. Собственно строительством занимаются члены племени — вам же надо направлять их к тотемам и следить, чтобы подопечных не смыло в океан или не накрыло потоком лавы.
Для этого необходимо творчески совмещать стихии. Например, если набрать виртуальную пригоршню лавы и вылить ее в наступающую на деревню волну, обжигающая субстанция резко остынет и превратится в камень.
Для особенно тяжелых случаев предусмотрен целый арсенал специальных способностей, которые открываются по мере прохождения игры. Так, можно в одно мгновение превратить всю воду на уровне в желе, чтобы выиграть несколько драгоценных секунд. Или включить особый режим, в котором сферический курсор, представляющий вас в игровом мире, обретет на некоторое время возможность неограниченно поглощать материю.
За что любить?
Пятеро в масках
Постоянно опекать туземцев не получится — слишком много на каждом острове дел. Вместо этого приходится выстраивать целую систему природной обороны.
В первую очередь From Dust — очень интересный визуальный опыт. Эрик всегда умел создавать красивые игры, и на этот раз талант его не подвел. И сам игровой мир, и бушующая стихия, и даже крохотные дикари в странных масках выглядят незабываемо.
Кроме того, игра в первые часы затягивает необычным геймплеем. Вы не просто отстраиваете для туземцев островную утопию, а изменяете ландшафт, заставляя его работать на вас и помогать бедным аборигенам. И поначалу кажется, что нет награды круче, чем взнуздать непокорную природу.
За что ненавидеть?
Бог устал нас любить
Даже убийственные потоки лавы из смертельной опасности, от которой жутко бьется сердце, превращаются вскоре в рутину.
Увы, первый восторг довольно быстро проходит, и становятся очевидными несколько неприятных фактов. Главный из них — геймплея From Dust не хватает надолго. Мало того что это просто очень короткая игра (запросто проходится за два-три вечера) — она еще и отчаянно однообразна.
Раз за разом, уровень за уровнем вы занимаетесь одним и тем же: помогаете строить деревни, сдерживаете натиск стихий и с нетерпением ждете, когда вокруг всех тотемов воздвигнутся дома и откроется портал к новым свершениям.
Игру отчасти спасают лишь появляющиеся у вас время от времени новые способности. С ними интересно играть, их интересно исследовать. Но и они приедаются — рано или поздно.
К тому же From Dust — лишь формально симулятор бога. В глубине души это скорее аркадная головоломка в необычном сеттинге и с необычными задачами. А $20 за игру такого рода (тем более приедающуюся уже через несколько часов) — более чем серьезная цена.
Предварительный вердикт: From Dust — не безусловный хит, но и плохой игрой ее не назовешь. Прежде чем устать от божественных обязанностей, вы успеете получить немало удовольствия. Собственно, все упирается в ваше отношение к деньгам и времени. Если вы не ограничены в средствах и играете не для того, чтобы пройти игру до конца, а просто ради нового опыта, прибавьте к нашей предварительной оценке 2 балла. В противном случае… сейчас есть и другие интересные релизы.
Предварительная оценка: 7,5
Что еще?
Если вам понравилась From Dust и хочется чего-то похожего, обратите внимание на эти три игры.
Populous
Первый симулятор бога на PC назывался Populous и вышел аж в 1989 году. У этой игры очень много общего с From Dust, что неудивительно — разработчики называют свой проект духовным наследником Populous. Вы так же можете изменять ландшафт и так же берете под свое начало примитивное племя. Правда, главный ваш враг не стихия, а другие божества со своими собственными племенами.
Black & White 2
Долго после релиза Populous его создателям не давала покоя удачно реализованная когда-то концепция. До такой степени, что они даже выпустили отдельную дилогию примерно на ту же тему. Опять вы становились богом, опять приходилось заботиться о последователях, только на этот раз в вашем распоряжении было гигантское животное, которое можно было выдрессировать и приучить помогать своим и вредить чужим.
Sim City 4
Sim City 4 — не симулятор бога, а градостроительная игра, но кое-что общее у нее с From Dust все же есть. Например, здесь можно вызвать извержение вулкана, чтобы потом долго и муторно устранять последствия катаклизма.