Dawn of Fantasy
Первая информация о разработке Dawn of Fantasy появилась еще в 2003 году. Учитывая, что разработка наверняка велась еще и некоторое время до анонса, а вышла игра только в сентябре 2011-го, можно уверенно утверждать — перед нами самый большой стратегический долгострой всех времен и народов.
Правда, никакой шумихи появление DoF на рынке не произвело. Просто потому, что ее никто не ждал. Те, кто застал ранние анонсы, давно все позабыли, а отсутствие рекламной кампании и минимум упоминаний в прессе поспособствовали, чтобы об игре узнало как можно меньше народу. Создается впечатление, что создатели сами предпочитают помалкивать о выходе своего детища. Загадка!
Рассвет фантазии
Любой поклонник RTS, вероятно, однажды мечтал возглавить настоящее королевство в огромном онлайновом мире. У ролевиков свои виртуальные вселенные есть — так почему бы и стратегам своими не обзавестись? Возводить прекрасные города, дружить или враждовать с соседями, водить в их владения караваны торговцев или колонны солдат, отбивать орды дикарей, штурмующих любовно выстроенные крепости… И все это в огромном, постоянно живущем мире!
Разработчики Dawn of Fantasy об этом, несомненно, думали. В далеком 2003-м онлайновым градостроителям и военачальникам на откуп были отданы одни только текстовые браузерки в духе OGame. Ход мыслей нам хорошо понятен: с таким ассортиментом очень хотелось онлайновую стратегию с трехмерной графикой и отстройкой города и сражениями как в «больших» RTS…
По карте мира игры разбросаны разнообразные города, где можно как поторговать, так и повоевать.
В DoF игрок выбирает одну из трех рас (эльфы, орки, люди) и начинает игру со скромной деревенькой за пазухой. Строит склады, казармы, храмы и укрепления. Параллельно нанимает новые войска и водит их в атаку на управляемых компьютером монстров по велению квестов. Когда подотчетное игроку поселение дорастает до серьезных размеров, появляется возможность ходить войной на соседствующих игроков, создавать альянсы и гуртом отбивать разбросанные по глобальной карте города.
Нельзя сказать, что, выпустив-таки игру спустя восемь лет, разработчики совсем опоздали. Но за это время стратегическое искусство основательно продвинулось и почти все «инновации», которые предлагает DoF, в том или ином виде нашли прибежище в других играх. Приятная графика и эффектное градостроительство — добро пожаловать в онлайновые версии Settlers и Stronghold, за сражениями в реальном времени можно заглянуть в те же «Войны Империй». В итоге получается, что из действительно «своих» достижений в активе DoF остается только трехмерность.
Битвы за замки — самое интересное, что есть в игре. В том смысле, что этим почти интересно заниматься.
Рассвет суровой реальности
Конечно, тот факт, что разработчики проспали свою революцию, вовсе не должен означать, что DoF провалилась. С такими данными вполне реально соорудить грамотную и приятную во всех отношениях игрушку. Масштабы уже не те, но и провалом это назвать трудно.
Но и тут беда. Морально и внешне игра застряла все в том же 2003-м, а то и где пораньше. Как будто десятки (сотни!) онлайновых и сингловых стратегий до нее не успели опробовать граблей микроменеджмента и микроконтроля и с блеском решить обе проблемы.
Так, спустя часов десять после начала игры мы заняты нуднейшей работой по возведению типовых построек (некоторые строятся по шесть часов) и выполнению скучных, как лекция о вреде курения, квестов на уничтожение беспомощных мобов. Буквально пошли большой толпой туда-то, порубили в капусту тех-то, пошли сюда — порубили этих. Сложность на нуле, кооперативное прохождение отсутствует как класс. Ничего интересного в этом нет, гордости за победу тоже не испытываешь — ведь, по сути, от игрока тут мало зависит.
Вот так непритязательно начинает свой путь будущий орочий король.
Боевая часть отдаленно напоминает серию The Battle for Middle-earth. В бой идут отряды копейщиков, мечников и лучников, иногда гигантские чудовища типа троллей или драконов. Сбалансированы войска по схеме «камни-ножницы-бумага», но провернуть какую-либо тактическую уловку малореально: интерфейс неудобный, управляемость сражения на нуле. Когда две толпы воинов сходятся в бою, даже приказать атаковать нужный отряд бывает непросто. В итоге единственный действенный путь к победе — натравить на врага орду побольше.
В таких условиях наличие однопользовательского режима однозначно расценивается как издевка. То, что и в онлайне не ахти, в «одиночке» с успехом оказывается еще скучнее.
Построившаяся армия внушает некоторый трепет, даже будучи насквозь угловатой.
Жучиный рассвет
А еще DoF вышла попросту недоделанной. Даже скачать купленную игру — тот еще квест. Reverie World распространяет клиент игры с помощью загрузочного менеджера собственного изготовления. Юмор ситуации в том, что если связь в какой-то момент оборвется, то программа прилежно продолжит закачку, — но вот файлы уже будут безнадежно испорчены. Лично у меня игра установилась только после третьей закачки, прошедшей в одну сессию. После этого настала очередь программы обновления глючить: при попытке установить один из патчей она железно заявляла, что произошла ошибка, и требовала перезагрузки. Вскоре выяснилось, что, если эти требования проигнорировать, обновление продолжится как ни в чем не бывало.
«Сплотиться» — это не метафора. «Сплотиться» — это команда!
Сама программа запуска проверяет файлы игры по несколько минут, а установка выходящих сейчас буквально через день патчей занимает какое-то уж совсем непозволительное время. Время загрузки вообще весьма велико, учитывая, что движок выглядит устаревшим даже по меркам 2003 года, игра должна просто летать, однако она заставляет ждать дольше иных современных проектов везде, где это только возможно.
Заявленные побоища между игроками с месяц назад практически не работали. Сетевой код сырой, и счет игроков, не словивших в сражении друг с другом дисконнект, шел на единицы. Но и без этого PvP страдает от тех же проблем, что и PvE. Действия армий на поле боя хаотичны, что именно привело к победе или поражению — совершенно неочевидно.
Неприступная твердыня. Выглядит довольно игрушечно.
* * *
Кажется, будто Dawn of Fantasy делалась ради одной только идеи. Эта игра была некогда призвана воплотить очень серьезный и амбициозный замысел — и кое-что даже удалось реализовать. Но то ли сил не хватило, то ли лень сыграла злую шутку. А доделывать-то надо — инвестор не потерпит столь небрежного обращения с вложенными финансами…
РЕЙТИНГИ XP
Геймплей, интересность: 4/10
Графика, визуальный стиль: 5/10
Ролевая часть: 5/10
Атмосферность: 6/10
Интерфейс, управление: 5/10
Продуманность игровой механики: 3/10
ОБЩИЙ РЕЙТИНГ: 5.0
[ВЕРДИКТ ХР](javascript:;)
Увы, Dawn of Fantasy готова едва ли наполовину, притом что успела устареть и морально, и технологически — практически все, что есть здесь, есть в любой современной браузерке. А тут еще и дыры в геймдизайне: игра целиком склеена из чьих-то «грез об идеальной игре» и принципиально спотыкается обо все, через что остальные уже давно прошли.