Super Mario 3D Land
С Super Mario 3D Land вышла некрасивая история. Мы очень хотели бы оценивать ее как самостоятельный продукт, но этому мешает одно обстоятельство: плачевное (и это еще мягко сказано) состояние платформы, на которой вышла игра.
Не секрет, что Nintendo 3DS с самого запуска испытывает страшный релизный голод. Система стартовала всего с двумя играми, которые можно было хотя бы с натяжкой назвать «достойными». Чуть позже к ним присоединилась The Legend of Zelda: Ocarina of Time, воспринимать которую всерьез мешает тот неудобный факт, что на самом деле она — ремейк одной из главных игр для древней Nintendo 64. Ну а теперь «Большая Н» собралась, наконец, вдарить из главного орудия. Вот только залп получился… не вполне точный.
It’s-a him!
Когда начинаешь знакомиться с Super Mario 3D Land, на ум в первую очередь приходят два сравнения: New Super Mario Bros. и Super Mario Galaxy. От первой здесь — общая структура игры (даже экран выбора этапов страшно похож), от второй — узнаваемый визуальный стиль и ставка на нетривиальный дизайн уровней.
.
[[BULLET]] Уровням добавили глубины, но из-за нее только возникает дополнительная путаница: даже при помощи стереоизображения не всегда можно понять, на одной линии находятся Марио и, например, враг или все же на разных.
Скажем, в некоторых местах игра очень чутко реагирует на действия игрока. До такой степени чутко, что вы буквально сами управляете уровнем. Лучше всего это заметно на тех этапах, где Марио приходится переправляться через пропасти по платформам, переключающимся каждый раз, как вы нажимаете на кнопку прыжка. То есть прыгаете вы буквально в пустоту, и только ближе к приземлению у героя под ногами появляется опора.
На других уровнях можно встретить платформы, ездящие взад-вперед по рельсам. Их движением, как правило, тоже управляет сам Марио, просто перебегая то на одну, то на другую сторону. Естественно, во время поездки игра не оставляет вас в покое, так что приходится постоянно лавировать между врагами, фонтанами огня и препятствиями, которые так и норовят спихнуть героя вниз — навстречу неминуемой смерти.
Крылья енота
Игра все так же полна неукротимого оптимизма: самый мрачный уровень в Super Mario 3D Land выглядит так, словно его создатель, прежде чем сесть за работу, полгода жрал горстями «Прозак». А самые жуткие враги вызывают разве что умиление и желание потрепать их за щеку. И это, конечно, отлично: приятно, что существуют еще на свете «традиционные» видеоигры, которым, чтобы развлечь игрока, не нужно рассказывать ему страшные сказки и «перезагружать» знакомых героев, чтобы сделать их более «правдоподобными» и «интересными».
[[BULLET]] Во всякое разное превращается не только Марио, но и его противники. Гумбы вот тоже отрастили полосатые хвосты и принялись летать. Поможет ли им это? Вряд ли.
Марио это все без надобности, его игры всегда были про другое — про то, как классно пробежаться ясным летним деньком по зеленой лужайке, как круто быстро бегать, высоко прыгать и (время от времени) превращаться в летающую енотовидную собаку. Короче говоря, про то, как радостно и сладко жить. В этом смысле Super Mario 3D Land — идеальная игра.
Она достаточно сложна, чтобы бросить вам реальный вызов, но достаточно заботлива, чтобы подарить пару лазеек. Умерли? Да, неприятно, но количество жизней в игре обычно исчисляется десятками, а накапливаются они как бы сами собой, безо всяких дополнительных усилий — знай себе собирай звонкую мелочь. Застряли на очередном уровне? Можете отложить игру, немножко отдохнуть и со свежей головой броситься обратно в бой — как обычно. Но если лень ждать или нет уверенности, что и сотая попытка окончится успехом (хотя настолько сложных уровней в 3D Land не бывает), то игра после очередной позорной смерти ненавязчиво предложит облачиться в специальный суперкостюм, в котором Марио получает возможность летать (недалеко и невысоко, но все же) и становится почти неуязвимым, а враги, как кегли, разлетаются в стороны от одного геройского прикосновения.
Сперва готовность стелиться под игрока даже немного раздражает — ну что вы, мол, со мной как с ребенком? Но пользоваться тем же суперкостюмом никто не заставляет: хотите, чтоб все было по-честному, — ваше дело.
Плоскодонка
Как мы уже сказали, 3D Land — очень хороший платформер. Но беда в том, что для истинного успеха вот в этом конкретном случае мало быть «просто очень хорошей» игрой. Потому что еще до релиза у всех на устах застыл один невысказанный вопрос: что такого придумает Nintendo , чтобы убедить всех в ценности пресловутого 3D? Оно и неудивительно — новые выпуски «Супербратьев» нередко становились теми проектами, которые продавали консоли Nintendo и по-настоящему раскрывали их потенциал, показывая игрокам и, главное, сторонним разработчикам: вот как тут можно, делай как я!
[[BULLET]] Еще одна проблема Super Mario 3D Land — боссы. На восемь основных миров — всего три штуки, включая Баузера. Два других — вот этот субъект с бумерангом и его сестра.
В Super Mario 64 по-новому раскрылся сам жанр платформера — вдруг выяснилось, что такие игры прекрасно себя чувствуют в трех измерениях, и в них даже удобно играть. В Super Mario Galaxy был творчески использован контроллер Wii, сама игра переместилась в космос, а уровни были выстроены с такой фантазией, что их просто не хотелось покидать. Поэтому завышенные, быть может, ожидания объяснимы. Оправдались ли они? Простите, но нет.
Первым делом давайте разберемся с 3D. То, что оно никак особенно не улучшает игры для 3DS в смысле зрелищности, было понятно давно, но оставалась еще надежда, что Nintendo придумает какие-то способы использовать главную фишку платформы в геймплее. Как выяснилось, даже у дизайнеров внутренних студий компании нет ни малейшего представления о том, что же принципиально нового может подарить стереоскопия игровой индустрии. Поэтому жиденькое портативное 3D выполняет в Super Mario 3D Land ту же функцию, что и во всех остальных играх для 3DS, — сугубо декоративную.
[[BULLET]] Зеленые платформы возникают прямо у вас на глазах, образуя мосты и ступени, но так же быстро исчезают, так что надо быть начеку.
Дизайнеры как могут выпячивают «объемность» изображения. Например, частенько перемещают камеру под потолок, чтобы вы не пропустили ни одной дыры в полу и точно заметили (довольно жалкий) эффект глубины. Сами уровни тоже явно сделаны с таким расчетом, чтобы, с одной стороны, не перегрузить не самую мощную на свете консоль, а с другой — добавить изображению все той же чертовой глубины. Поэтому многие участки 3D Land чисто визуально напоминают помесь классического «Марио» с Double Dragon.
Но в том-то и ужас, что показывать нечего. Цена всем стереопотугам разработчиков, как говорилось в «Женитьбе Бальзаминова», две копейки ассигнациями. Ни разу за всю игру не наступит момента, когда вы одобрительно цокнете языком и скажете что-нибудь вроде: «Да, вот это круто смотрится в 3D». Потому что не круто и не смотрится. Ту же самую игру можно было без потери качества (как минимум) реализовать на обычном — даже не HD — телевизоре.
Не в этой галактике
Кроме того, в Nintendo, кажется, зря решили подарить новой игре внешность Super Mario Galaxy. Может, выгляди она как-то иначе, то и запросы у нас были бы поскромнее, а главное — не возникало бы постоянного подспудного желания сравнивать 3D Land с гениальным релизом для Wii. Потому что уж этого сравнения игра точно не выдерживает.
[[BULLET]] «Финальный уровень на летающем корабле» вам придется пройти раз пять минимум. Ладно хоть планировка всякий раз новая.
Если SMG была настоящим праздником фантазии, на котором от вспышек петард закладывало уши, а от блеска «дождика» и мишуры рябило в глазах, то 3D Land — это скорее советское новогоднее застолье: тихо, без затей, зато по-семейному. Да, ярко, да, по-своему весело, но Galaxy была на несколько порядков ярче и веселей (причем графику мы имеем в виду в последнюю очередь), а главное — насыщеннее. Здесь же налицо определенный кризис идей: визуальный дизайн взят из Galaxy, два с половиной костюма, в которые переодевается Марио, — из любой другой игры про усатого водопроводчика… так начнешь разбирать по пунктам и выяснишь, что ничего своего у 3D Land за душой считай что и нет. А именно это для сериала, создателей которого и так все постоянно по поводу и без повода обвиняют в самоцитировании, абсолютно недопустимо.
И тем не менее закончить хотелось бы на позитивной ноте, потому что если все же сделать над собой усилие и оценивать Super Mario 3D Land именно как самостоятельный продукт, начхав на несбывшиеся мечты, то впечатления от него будут куда как приятнее. В этом случае ненавязчивый, немного камерный платформер займет вас дня на четыре и доставит немало удовольствия. Жаль только, что для 3DS — это пиррова победа, как мнимое облегчение перед смертью. Потому что если уж и сама Nintendo не смогла придумать интересного применения 3D, то на остальных пока точно можно не рассчитывать.
Реиграбельность:
Классный сюжет:
Оригинальность:
Легко освоить:
Геймплей:
8
Графика:
9
Звук и музыка:
9
Интерфейс и управление:
8
Дождались?
Super Mario 3D Land — это крайне компетентно сделанный платформер, который самим своим существованием доказывает, что лучшее — враг хорошего. Смертельный враг. До гроба.
Рейтинг «Мании»: 8,0
«Отлично»
За енота ответишь
Один из костюмов, в которые переодевается Марио по ходу игры, напоминает костюм енота — хотя бы характерным полосатым хвостом. На самом же деле неунывающий водопроводчик наряжается животным, которое:
— на самом деле является енотовидной собакой, или т а нуки (ударение на первый слог);
— принадлежит к абсолютно другой биологической группе: еноты, как можно догадаться, относятся к семейству енотовых, а вот тануки — это уже семейство псовых;
— обладает, если верить традиционным японским поверьям, способностями оборотня; в наиболее известном у нас источнике, рассказывающем о енотовидных собаках (мультике «Война тануки в периоды Хэйсэй и Помпоко»), они периодически превращаются в людей, пытаясь приспособиться к жизни в современном мире;
— стало в Японии именем нарицательным — например, вместо «рожа кирпича просит» тут могут сказать «морда как у тануки».