King Arthur 2: The Role-Playing Wargame
ФОРМУЛА ИГРЫ
50% валлийской мифологии
30% Total War
15% «Героев»
5% авиации
Кажется, мы уже смирились с тем, что жанр масштабных стратегий монополизировала серия Total War. А нечастые попытки смахнуть творение Creative Assembly с Олимпа приводили к тому, что и Warhammer: Mark of Chaos, и Imperial Glory, и отечественная «XIII век», выйдя на ринг против «тотального» чемпиона, уже в первом раунде отправлялись в нокдаун.
Венгерская Neocore Games, дебютировав с игрой Crusaders: Thy Kingdom Come, поначалу тоже не выделялась перед коллегами по мидкарду. Но вскоре, ударив крепким King Arthur: The Role-playing Wargame, эдакой фэнтезийной вариацией Total War, а затем устроив марш-бросок по Ближнему Востоку в исторической Lionheart: Kings’ Crusade, студия заявила о своей конкурентоспособности в полный голос.
Все могут короли!
В King Arthur 2 мы снова перевоплощаемся в мифического британского вождя. Хоть Артур в первой части и расправился с выходцами из преисподней, насладиться идиллией ему и жителям Британии не удалось. Королева Моргауза, единоутробная сестрица короля бриттов, положила глаз на владения своего брата и выпустила из заточения древних демонических монстров. Те благодарно принялись стирать с лица земли все, за что бился Артур, и превратили города в развалины, а леса — в пустоши.
[[BULLET]] За такие земли не стыдно побороться!
Начинаются наши странствия со знакомой картины: в распоряжении главного героя есть замок, который можно улучшать и нанимать в нем солдат. Вокруг — чужая территория. Цель игры сводится к захвату сторонних провинций с попутным привлечением на службу новых рыцарей. С ними нужно нянчиться, развивать навыки, отправлять на выполнение заданий, а между делом налаживать личную жизнь, подыскивая жен. Путешествия на глобальной карте, как и в « Героях меча и магии », происходят в пошаговом режиме — один ход равен одному сезону, причем зимой, как и прежде, герой передвигаться не может.
Макростратегический режим со времен первой части почти не изменился. Мы все так же изучаем технологии, помогающие, например, получать доступ к новым видам войск или принимать новые законы и налаживаем жизнь в подконтрольных нам провинциях, уменьшая налоги и обеспечивая жителям пищу и безопасность. Зато игра эволюционировала масштабно. Заэкранные территории расползлись примерно раза в три и органично сплелись с нелишней обновкой — логовами (снова привет «Героям»!), позволяющими нанимать всевозможное зверье. Ну и, конечно, вернулись полюбившиеся поклонникам и незаслуженно забытые в дополнениях текстовые квесты — визитная карточка серии. Нечто подобное вы могли видеть в тех же «Космических рейнджерах».
[[BULLET]] Лучник бьет издалека, но всегда наверняка!
Простой набор реплик вполне достоин хорошей RPG от BioWare — позволяет хитрить, решать проблему грубой силой или идти на уступки. Почти любой выбор влияет не только на итог самого квеста, но и на отношение к вам «соседей». А сохранять «чистую» репутацию весьма полезно. Союзная провинция будет не только заключать с вами торговые сделки и предлагать различные бонусы — она может и согласиться на объединение земель.
[[BULLET]] Надо удивить противника — пойдем в бой трезвыми… И голодными.
Королевская битва
Как ни странно, сражения в King Arthur 2 — далеко не главный элемент. Путешествия по глобальной карте настолько увлекают, что баталии начинают восприниматься как приятный довесок, а не как основа геймплея — недаром в игре предусмотрен автобой.
В тактических сражениях появился новый род войск — летающие отряды, вносящие в игровой процесс свою изюминку. Порядком доработан баланс: теперь лучники не смогут в одиночку перебить всю вражескую армию. Да и с магией разобрались — если раньше оппонент атаковал магией внезапно и вероломно, то теперь игра заранее предупреждает о том, что противник приступил к чароплетству, и дает вам время как-то от него защититься. Скажем, поставить магический барьер или наградить «иммунитетом» самых важных бойцов.
[[BULLET]] Они улетели, но обещали вернуться.
Как правило, искусственный оппонент работает весьма грамотно. Прикрывает лучников, ослабляет армию игрока заклинаниями, добивает кавалерией потрепанные отряды. Но в определенные моменты ИИ проявляет «чудеса сообразительности». Представьте ситуацию: ваша армия стоит на пригорке, лучники осыпают стрелами приближающуюся вражескую пехоту. И тут герой противника расслабленной походкой заходит с фланга и буквально в двух метрах от вас… неспешно принимается колдовать — хотя ничто не мешало ему заняться тем же на другом конце карты. В итоге бедняга, утыканный сотней стрел, принимает «контрольный удар» от руки рядового мечника.
В остальном к King Arthur 2 трудно придраться. Игра затягивает, что называется, по самую макушку: вы захватываете и отстраиваете города, следите за своими рыцарями, развивая их, как в полноценной RPG, участвуете в детально проработанных квестах, влияющих на дальнейшее прохождение и на финал всей игры. Но если на глобальной карте Neocore нет равных, то по части сражений «Артуру» еще есть куда расти.
Мнение
Александр Трифонов, руководитель онлайновых проектов
Создатели отечественной стратегии «XIII век» и ее продолжений прекрасно понимали, что немалую часть аудитории проекта составят поклонники Total War, и оттого сделали управление в сражениях точно таким же — благо The Creative Assembly за долгие годы отшлифовала его до блеска. Венгры из Neocore не осознали этого даже ко второй части своего детища, поэтому, если вы впервые знакомитесь с King Arthur, готовьтесь к массе неудобств.
Привычные комбинации для выбора всех лучников или всей пехоты не работают; выделить все отряды одного типа двойным щелчком нельзя; построение войск после перемещения работает просто отвратительно; задать боевую формацию всей армии сразу перед сражением невозможно; кнопки в интерфейсе ужасно мелкие и совершенно неинтуитивные… Словом, раздражающих мелочей хватает, к тому же битвы сильно тормозят даже на компьютере, без малейших проблем переварившем Shogun 2!
При всем при этом играть интересно — текстовые квесты и ролевая система разнообразят глобальный режим, а почти в каждом бою найдется непростая задачка. Например, враг укрепился за рекой, захватил обелиск, дающий заклинание «молнии», и обстреливает ею ваши отряды. Придется разделять армию на две части и устраивать фланговый обход через дальнюю переправу, а остальными силами атаковать в лоб, чтобы отвлечь огонь. Но все это выполнено настолько на любительском бюджетном уровне, что постоянно жалеешь про себя, что эту же идею не реализовала какая-нибудь студия поопытнее.
ВЕРДИКТ
Кривоватый баланс первой части был успешно залатан, а игровой процесс получил логическое развитие — жанр «ролевого варгейма» продолжает существовать и шириться. Только упрощение искусственного интеллекта оставляет неприятное послевкусие — очень хочется, чтобы этот промах исправили в ближайшем патче.
ОЦЕНКА САЙТА: 8,0