Crusader Kings 2
ФОРМУЛА ИГРЫ
60% Paradox’a
20% The Sims Medieval
10% исторической энциклопедии
10% Игры престолов
Масштабные стратегии от Paradox стабильно занимают первые места в жанре и по популярности уступают разве что сериям Civilization и Total War. А по части продуманности, исторической достоверности и стратегической глубины и вовсе лезут поперек всех. И раз уж первый Crusader Kings слегка не дотянул до установленных самими создателями высот, во второй части господа «парадоксы» постарались исправить все недочеты «симулятора феодала». Шли они к этому аж восемь лет. Итак, на дворе лето Господа нашего тысяча шестьдесят шестое…
Кадры решают всё
[[BULLET]] Крупное завоевание заканчивается раздачей земли верным помощникам.
Все «парадоксальные» стратегии если не близнецы, то уж точно братья! Везде мы выбираем страну на карте Европы или мира, «подкручиваем» внутреннюю политику, заключаем союзы и ведем войны. И все-таки каждая инкарнация Europa Universalis отражает определенную эпоху и потому имеет свои особенности. В EU:Rome есть сенат и его интриги, в Victoria 2 — политпартии и международная торговля, в Hearts of Iron — разнообразие военных подразделений, танковые прорывы и «котлы». А Crusader Kings берет множеством средневековых персоналий и их сам-черт-ногу-сломит отношениями.
В средние века бюрократической машины, скрепляющей большое государство, еще не придумали. Зато личным владениям было не счесть — и каждый баронишка на своей кочке мнил себя карликовым Богом-Императором. Его лояльность в отношении более крупного феодала или короля держалась «на честном слове и на одном крыле». Проще говоря — на личных отношениях.
Поэтому вкладка «персонажи» пестрит именами и портретами: у каждой титулованной персоны наличествуют земли, родственники, враги, явные и тайные цели. Землевладельцы дружат и воюют, женятся и заключают союзы. Воплощение игрока в Crusader Kings — тоже персонаж, со своими характеристиками и навыками, предположительно один из европейских монархов. Можно, впрочем, выбрать «скромный» титул герцога или графа и прийти к вершинам власти самому.
Родственники, придворные и вассалы окружают правителя, как паутина муху. Жена родит вам наследников, чтобы было в кого перевоплотиться по ходу игры, — даже короли не живут вечно. Кроме того, удачный династический брак позволит заключить военный союз. Министры выполняют различные миссии: от шпионажа до исследования технологий. Вассалы же всегда готовы разделить нелегкое бремя власти — в Crusader Kings количество провинций под непосредственным управлением ограничено, и часть свежезавоеванной территории сразу придется отдать в их руки.
[[BULLET]] Все пять министров отправлены на задание.
Еще одна особенность придворных — регулярно приставать к монарху с просьбами разной степени наглости. То какой-то провинциальный барон заявляет, что справится с обязанностями казначея лучше вашего двоюродного племянника; то наследник престола просит подобрать ему невесту познатнее; то министр охраны короны доносит, что один из ваших вассалов готовит покушение на вашу жену (вот интересно, какая ему с этого выгода?). Сообщения от придворных поначалу помогают удержать в памяти дела королевства, но по мере разрастания территории и двора становятся слишком уж назойливыми — эдакий средневековый спам.
Переговоры тоже происходят между персонажами, а не странами, как в Europa Universalis или Victoria. Это позволяет, например, сговориться с вассалом или наследником враждебного короля, хотя возможностей для многоходовых интриг все еще меньше, чем хотелось бы.
На поле латы грохотали
[[BULLET]] Не хотите долго ждать повода для войны? Добро пожаловать в наполовину мусульманскую Испанию!
Большинство игр Paradox в первую очередь посвящены политике и только во вторую — войне. По традициям «европейской» серии просто так выскалиться на соседа игрок не может — извольте предъявить прогрессивной общественности casus belli. Тут подойдет, например, приграничный конфликт, дипломатический скандал, отлучение вражеского государя от церкви. Требование повода для любой войны стало визитной карточкой стратегий Paradox: чтобы молодые Властелины крепко зарубили себе на носу — завоевать мир не так просто, как мечтается.
В Crusader Kings 2 этот аспект выражен еще жестче. Теперь начать войну без формального повода не то что проблематично, а невозможно в принципе — без наследственных прав на землю мечом особо не помашешь. Хотите себе вон то сочное герцогство рядом с вашей границей? Для начала прикажите министру сфабриковать права на него, а процесс это долгий и муторный.
И вот наконец придворные юристы предъявляют документ: мол, соседним герцогством издавна владели ваши предки, подтверждаем. Или, скажем, вы заключили союз с врагами герцога и теперь вступаетесь за обиженных союзников. Как теперь реализовать свое священное право на расширение территории?
[[BULLET]] Ополчения вечно не хватает, но наемники всегда готовы пособить.
Армия средневекового правителя состоит из феодального ополчения и новых для серии Crusader Kings наемников. Ополчение всегда ограничено, от каждой территории можно призвать фиксированное количество конников и пехоты. Зато численность солдат удачи зависит только от полноты вашей казны — размер войска больше не прибит гвоздями к размеру владений. В начале игры вообще не понятно, зачем нужны ополченцы, — пара тысяч наемников за умеренную плату сделает все необходимое. Боевая система по-прежнему предельно упрощена: все сражения происходят без участия игрока. Поскольку не королевское это дело — тактика. Вот стратегия — совсем другое дело!
Несколько славных побед и взятых крепостей сделают врага сговорчивее, но лучший способ заключить выгодный мир — взять вражеского монарха в плен. Беспомощный король безропотно подпишет любую бумагу, да хоть отречение! И никакая экспертиза в двенадцатом веке не обнаружит следы побоев.
В отличие от Civilization , тут не предусмотрена чисто военная победа, как, впрочем, и чисто экономическая или дипломатическая. Условий победы вообще нет как таковых, игра просто заканчивается в 1453 году, после чего вы можете сравнить свои достижения с успехами других стран.
[[BULLET]] Поднимаем налоги: тираном быть приятно и выгодно, хоть и рискованно.
Темные века или светлое будущее?
Что нового во втором Crusader Kings по сравнению с оригиналом? Добавлены королевские указы и спецзадания для советников, лучше проработана экономика, перекочевали из Sengoku тайные сговоры. Конечно же, самое заметное изменение — обновленная графика. По меркам «парадоксовских» стратегий, визуальная составляющая Crusader Kings 2 — громадный шаг вперед. Ландшафты уже не режут глаз, портреты персонажей нарисованы с любовью — к тому же внешность меняется с возрастом, в семнадцать и в семьдесят лет один и тот же человек выглядит по-разному. И все же по современным стандартам Crusader Kings 2 с виду все еще… какая-то средневековая.
Многих игроков отпугнет высокая даже по стандартам жанра сложность — и опытным стратегам тут не обойтись без режима обучения. К счастью, интерфейс, который «парадоксы» шлифуют уже десяток с лишком лет, достаточно удобен. Приятным сюрпризом стала музыка: обычно Paradox экономит на озвучке, но некоторые саундтреки Crusader Kings 2 украсили бы и хорошую ролевую игру.
ВЕРДИКТ
Любителей стратегий от Paradox игра точно не разочарует, не знакомым же с серией лучше начинать с чего попроще. Но если все-таки окунуться в интриги средневековых феодалов, вы рискуете уплыть далеко за буйки — создатели Europa не латным сапогом консоме хлебают.
ОЦЕНКА САЙТА: 8,5