Botanicula
ФОРМУЛА ИГРЫ
50% дизайна Amanita
25% психоделических трипов
15% «Чип и Дейл спешат на помощь»
10% Glitch
— Куда это вы недавно ходили, все в черном?
— Жанр квестов хоронили.
— Вы же его раньше хоронили!
— Ага. Мы его уже десять лет каждый месяц хороним.
— А куда это вы сейчас собрались, все в белом?
Идем жанр обратно откапывать.
— А вам не надоело?
— А мы уже привыкли!
С 2002 года, когда первую Syberia назвали спасительницей умирающего жанра, в квестовом сообществе мало что изменилось — каждый год по адвенчурам справляют панихиду. И как только в могилу начинают лететь первые комья земли, усопший вдруг громко зевает, пробуждаясь от летаргического сна, потягивается и сыплет искрометными шутками в стиле The Next BIG Thing , исполняет зажигательный QTE-танец а-ля Fahrenheit или хорошенько припугивает скорбящих на манер Scratches .
Благо полку реаниматоров в последние годы прибывает: хитрые и расчетливые TellTale Games, вдумчивые Daedalic Entertainment, Джошуа Нюрнбергер с блистательной Gemini Rue и, конечно, же, чехи из Amanita Design , работающие в яркой арт-хаусной стилистике.
Кольца Сансары
Сколько ни шути по поводу мухомора на логотипе Amanita Design, но против правды не попрешь — игры этой студии под завязку набиты галлюциногенными сценами и психоделическими пародиями на нашу с вами современность.
Самостоятельный рост Amanita
Дебютная игра Amanita и, по совместительству, дипломная работа тогда еще студента Якуба Дворского, называлась Samorost. Крошечная история на пятнадцать минут поразила и даже шокировала сюрреалистическим дизайном локаций и атмосферой. Гномик в белых одеждах десантировался на фрагмент дерева, похожий на птицу, чтобы спасти свой астероид-бревнышко от столкновения.
Читать далее
В приключении фигурировали козы, ящерицы, крестьяне-азиаты, нора антропоморфной мыши — с патефоном, и обязательный для многих квестов цех с застарелыми механизмами, которые нужно «разбудить».
Во второй игре история о гномике утратила часть медитативности, поскольку на сцену вышли антагонисты-инопланетяне, ворующие… груши и собак. Возни с механизмами стало на порядок больше, но и сама игра изрядно пополнела. Теперь для спасения пса (и груш) нужно было потратить около часа.
В третий раз Amanita Design «испекли» замечательный квест Maсhinarium, в котором сюжет обрел стройность, а механика взаимодействия с предметами стала напоминать то, что мы видели в старых добрых point’n’click-приключениях. Из потенциальных лидеров жанра студия перешла в явные.
Поэтому рискну предположить, что первая полновесная игра, Maсhinarium, несмотря на чудесную отрисовку локаций и персонажей, несколько утомила чехов, больше тяготеющих к трипам в глубины подсознания. И когда судьба свела уже заматеревшего разработчика Якуба Дворски и студента Яромира Плачи, история пошла на новый виток. Или вернулась к корням. К корням гигантской липы, на которой и происходит действие Botanicula, нового квеста студии.
[[BULLET]] Botanicula Dream: рыбы летают по воздуху. Даже изобретательным чехам свойственны маленькие слабости в виде таких вот штампиков.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: в Samorost 2, чтобы попасть в логово пришельцев, нужно было усыпить улитку отваром из маковых семян. В этом действии нет ни крамолы, ни пропаганды запрещенных средств: о снотворном действии мака знали еще древние египтяне.
А у нас в Рязани — грибы с накрашенными глазами!
В новом проекте Amanita решились на дерзкий эксперимент — сплавить сюрреализм Samorost со стройностью сюжета Machinarium. Для этого Ярой Плачи из правого полушария были призваны целых пять героев — каждый со своей неповторимой внешностью и уникальным характером. Самый сильный — Маковая Головка , самый гибкий — Прутик , самый легкий — Перышко , самая умная — Гриб и просто самый-самый — Фонарик.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: хотя половую принадлежность гриба (грибини? грибушки?) в игре опознать так и не удалось — поверим Якубу Дворски на слово. Тем более что талантливый разработчик, сам того не зная, раскрыл нам гендерность логотипа: в одной из бонусных концовок мисс Гриб становится тем самым мухоморчиком, с которым ассоциируют чешских квестоделов.
[[BULLET]] Знакомьтесь, Трипод Сауронович Паразитов-Гадский — далеко не самое крупное паукообразное, которое мы повстречаем. Будут экземпляры и пострашнее.
Бегают они по ветвям дерева исключительно впятером, забавно пищат и трещат, выражая эмоции, решают свои нехитрые проблемы, пока не сталкиваются нос к носу с первым представителем армии пауков-паразитов, медленно ползущей от корней к верхушке и высасывающей соки из липы-Вселенной. А в древесном социуме постепенно нарастает тревога. И когда во второй главе герои оказываются на больном участке дерева, становится понятно — дни их липового мира сочтены…
Пока дружная команда движется по сюжету, помогая самым разнообразным существам, внешнему виду которых позавидовал бы Кейта Такахаси ( Katamari Damacy, Glitch) со всей своей фантазией, ситуация становится все более угрожающей. Последним выходом для миниатюрных жителей видится эвакуация вместе с летающим городом гномов-каштанчиков. Но у паразитов свои планы на мир и его обитателей: высосаны должны быть все!
[[BULLET]] «Моя — главная шаман Каштан-город! Моя так долго насылать порча на паразит, что больно сильно кушать хочется!»
Странное отверстьице для маленьких жучков
Простая задача, наполнить игровой мир жизнью, удается далеко не всем авторам высокобюджетных проектов. А Botanicula живет и дышит — каждую секунду в мире что-то происходит: шевелятся листочки, отзываясь на прикосновения ветра или курсора, охотятся насекомые, разыгрывая нехитрые сценки. Внутри полупрозрачных веток по древесным артериям струятся соки, в которых несть числа крошечным микроорганизмам, — это вызывает просто-таки детский восторг! Герои перебегают с ветки на ветку — и почти каждый экран оказывается единственным в своем роде, требующим пристального изучения.
Именно поэтому раздражающие обычно загадки, основанные на многократной активации объекта, здесь кажутся уместными, и любопытство не угасает, даже если в десятый раз потянуть за листик. А вдруг случится что-то новое? И случается же!
[[BULLET]] Помесь дождевого гриба и летучей мыши так просто не проснется — придется решить многоступенчатую головоломку с участием захмелевшего насекомого и голодной улитки.
Некоторые загадки требуют определенного персонажа. Пробовать приходится по очереди. И как же велико разочарование, когда ты… угадываешь с первого раза. Анимации «спасателей» (тут явно напрашиваются аналогии с мультсериалом «Чип и Дейл») настолько умилительны, что опасаешься пропустить хотя бы одну.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: пауки, на которых очень похожи антагонисты, не питаются соками растений, а охотятся на насекомых. Зато восьмилапые паразиты-клещи хоть и не пауки в прямом смысле слова, но относятся к отряду паукообразных. Можно сказать, что герои Botanicula встретились с резко эволюционировавшими клещами, отрастившими длинные лапки.
При этом назвать головоломки особенно легкими нельзя. Они не требуют углубленных познаний в точных науках, но при этом тонки и интуитивны. И курсор здесь — не столько инструмент для складывания вещей в инвентарь, сколько еще один соратник в команде — им можно потянуть за листик, пока тот не оторвется, можно управлять хмельным насекомым, можно будить особо крупных героев или красть подземное солнце из логова гусеницы. Интерактивность мира разгружает инвентарь — превращать его в пыльный чердак не придется. Обычно квинтет спасателей носит с собой пару предметов, которые вскоре использует. И каждая манипуляция с предметом заканчивается яркой сценкой.
Во глубине древесного чрева
Однако чем дальше в липу, тем наваристее становится сюр. В первых главах чехи еще соблюдают баланс между «симулятором жизни на дереве» и легкой психоделикой, вроде внезапного путешествия к Луне, на которую ступает космонавт. Однако в последних главах мир под корой начинает напоминать пьесы Эжена Ионеско, а порой и картины Сальвадора Дали. Игрок неожиданно окунается в едкую сатиру на современность, скрытую под несколькими слоями ассоциаций и аллюзий. Не уверен, что она нужна была именно в этой игре, да еще и в таком объеме.
НА ЗАМЕТКУ: прообразом пауков-паразитов можно назвать корабль пришельцев из Samorost 2. Планеты из мира под корой дерева, если их растормошить, разыграют сценку космического путешествия из Samorost. Там же порадует своим появлением и Йозеф из Machinarium. А в деревне гномиков-каштанчиков ящик с сюрпризом, если его тормошить с пристрастием, покажет создателей игры.
Amanita, кажется, решили запихать в одну игру весь культурный багаж человечества — от Данте до Пелевина , от «Франкенштейна» до Beatles , от арабских сказок и до «Матрицы» , выполненной в игре почти гениально. Поэтому «переварить» Botanicula зараз чревато, хоть она и проходится за шесть часов максимум, — можно подавиться перенасыщенностью персонажами и событиями.
[[BULLET]] Появись у братьев Вачовски возможность пройти Botanicula раньше, возможно, Нео остался бы жив…
В такие моменты пресыщения спасает музыка. Восхитительная смесь, одновременно похожая на Bjork, The Chemicals и Ульриха Шнауса, с вкраплениями этно, помогает выдохнуть, а после прохождения настойчиво просится в плейлист.
Отдельных слов заслуживает бестиарий. Здесь, в отличие от BG &E, нам не нужно лазать по веточкам с фотоаппаратом — достаточно единожды узреть очередное создание. Жаль только, под картинками нет кратких текстовых портретов, как в Plants vs. Zombies, — уж в этом «Аманите» можно было отступить от табу на буквенные символы.
[[BULLET]] В бестиарий попали старые знакомые из Samorost: явно покрупневшая собака гоняется за всеми любимым гномиком. Намек на то, что в третьей игре они поссорятся?
А больше всего огорчает количество сохранений — всего шесть! А ведь многие эпизоды хочется проходить по нескольку раз.