Chivalry против War of the Roses
В минувшем месяце на свет друг за дружкой появились два мультиплеерных боевика про средневековье — War of the Roses и Chivalry: Medieval Warfare . Доныне монополию на подобные развлечения удерживала Mount & Blade: Warband , но теперь и у нее появились конкуренты.
Обе новые игры — про Темные века, обе — многопользовательские боевики. И обе, безусловно, заслуживают внимания. Вместо того чтобы рецензировать их по отдельности, мы решили взвесить их в сравнении. Кому отдать предпочтение — «Розам» или «Рыцарству»?
Сейчас разберемся.
Краткая информация
Chivalry: Medieval Warfare
Онлайновый боевик в средневековом антураже. Начинался как любительская модификация для Half-Life 2 , но в итоге вырос в коммерческий проект на Unreal Engine 3. События происходят в вымышленном королевстве, где между собой борются два ордена: рыцари Агаты и масоны. Мультиплеер с шестью режимами поддерживает до 64 игроков.
War of the Roses
Онлайновый боевик в средневековом антураже. Разработан студией Fatshark ( Krater , Lead and Gold ) под патронажем Paradox. События основаны на реальной войне Алой и Белой Розы — борьбе за власть двух знатных английских родов. Сражения проходят на десятке карт в двух режимах, с поддержкой 64 игроков.
Боевая система. «Кто как кого и того»
«Война Роз» неукоснительно следует традициям Mount & Blade: вид от третьего лица, вдумчивая боевка с четырьмя направлениями ударов и блоков (хук слева отбивается левым блоком, и далее по аналогии), а еще — славься, рыцарство! — возможность повоевать верхом. Одеть бойца можно по вкусу, причем экипировка очень сильно влияет на боеспособность. Тяжелые доспехи делают из рыцаря настоящего Железного Дровосека: стальной панцирь так просто не пробьешь, целиться надо в незащищенное место.
В теории это здорово и реалистично, но на практике не всегда весело: можно до потери пульса долбить клинком по латам, нанося минимум урона, или мучительно пытаться попасть кинжалом в щель забрала (которое, кстати, можно опустить, натурально сузив поле зрения). В любом случае удар в спину без труда успокоит любую «консервную банку», особенно если взять кувалду потяжелее.
► Chivalry. Арбалетчики носят за спиной павезу, которую при случае можно поставить на землю, — простое и удобное укрытие от стрел. Приятная деталь. ► War of the Roses. Что ни бой, то потешный поединок стальных буратин. Удар сверху, удар снизу, ать-два, ать-два.
Если в War of the Roses исход боя решают холодный расчет и выдержка бойцов, то в Chivalry куда важнее реакция. Три вида ударов — рубящий сбоку, рубящий сверху и колющий — легко обходят неграмотную защиту, ведь блок ставится всего на пару мгновений. Постоянный блок обеспечивает только щит, но пинок а-ля Дюк Нюкем легко его нейтрализует, а ложные выпады помогают перехитрить даже самого осторожного противника. Тяжелые доспехи в Chivalry, в отличие от «Войны Роз», поглощают урон не полностью, но движения все равно сковывают, что позволяет легкой пехоте вертеться вокруг тяжелых вояк и противно жалить коротким мечом. Однако короткий меч легковеса убивает с трех-четырех ударов, тогда как носитель секиры отсылает противника к предкам с одного взмаха. Баланс, так его разэдак.
В «Розах» часто становишься свидетелем нелепой перепалки двух «танков»: один беспощадно осаждает второго, тот отчаянно ковыряет первого… а воз и ныне там. Бой до первой (второй, пятой, одиннадцатой…) ошибки может изрядно затянуться, и чаще его доводит до конца напарник одного из бойцов, внезапно возникший за спиной у врага.
В Chivalry нет убедительных консервных банок и конницы, боевка поощряет рыцарский подход: за ратушей, честное один на один, без посторонних! Встреча двух одинаковых по выучке воинов — зрелищная пляска в ожидании единственной ошибки оппонента; ее обычно за глаза хватает, чтобы выйти из боя победителем. Но в то же время именно поэтому отвечать требованиям Chivalry получится далеко не сразу. Новички будут бесславно гибнуть или случайно резать своих — friendly fire есть в обеих играх, но в Chivalry куда проше обезглавить напарника случайным взмахом алебарды.
Впрочем, это показывает боевку Chivalry только с лучшей стороны. Она куда динамичнее и требовательнее к навыку, несмотря на меньшее число деталей.
Доспехи War of the Roses пробиты. 1:0 в пользу Chivalry.
Настройки персонажа. «Хочу коня, топор и шлем!»
► Chivalry. Метательное копье — наверное, лучший выбор для лучника. Стрелы все равно летят медленно (и по странной траектории), а копьем можно и вблизи ткнуть. ► War of the Roses. За каждое преимущество непременно приходится чем-то платить. Скажем, выбрав такую заточку клинка, мы будем больнее ранить сквозь легкие доспехи, но потеряем в прочности.
В вопросах специализации бойцов War of the Roses и Chivalry снова оказываются на противоположных концах палки.
Классовая система War of the Roses вместо бетонных стен предлагает только металлический каркас. Есть четыре готовых класса, но с остальными можно экспериментировать как вздумается. Выбрать доспехи, оружие, пачку перков-талантов (вроде умения оглушить врага или бонуса к колющему урону), если хочется — скакуна. Можно даже изменить материал брони и форму заточки меча, что скажется на параметрах вроде урона и защищенности. Все открывается по мере прокачки, прокачка идет по мере набора опыта и денег, а они, в свою очередь, набираются с успехами в бою. Развитие достаточно быстрое, и экспериментировать со всем ассортиментом можно уже через три-четыре дня умеренной игры.
В Chivalry настроек персонажа негусто. Система зиждется на четырех классах. В пределах класса нам позволено выбрать оружие из ряда заготовленных вариантов. И все. Лучник может лишь мечтать о нормальном мече, а легкий пехотинец — о секире. Назвался лучником — изволь-ка стрелять.
Если помянуть еще и настройки внешности из «Роз» (гербы, знамена, плюмажи), сомнений и вовсе не остается. Специалисты широкого профиля из War of the Roses легко одолевают узколобых неумех из Chivalry. 1:1
Режимы и карты. «Дисциплина и локация — выбирайте!»
В War of the Roses два режима — и как прикажете любителю кровавой средневековой сечи развернуться на чугунно-стандартном team deathmatch и не менее стандартном захвате точек? А вот Chivalry хвастается разнообразием. Тут и командное «мясо», и «все против всех», и тот же захват точек. В режиме «царь горы» команде необходимо некоторое время удерживать точку, а на «Арене» — выиграть несколько боев до последнего выжившего. В придачу — ряд любопытных сценариев в духе Enemy Territory или Assault из Unreal Tournament. Оборона деревень от карательных отрядов, осада замка, защита королевской семьи — вот уж где настоящие дела для благочестивых рыцарей и отпетых негодяев!
► Chivalry. На лице товарища то ли ужас, то ли ярость, но все равно очевидно: дело плохо. Враги пришли убивать крестьян. ► WotR. Пока вдали кого-то бьют, мы радостно присваиваем контрольную точку. Нас за это очень щедро наградят.
Карт в обеих играх маловато, но в War of the Roses они еще и скучные. Пожухлые деревушки, несостоявшиеся городки, блеклые опушки… Большие, конечно, но катастрофически безликие. Могли бы генератор сообразить: раз уж скучно, то пусть хоть всегда по-разному.
В Chivalry — другое дело. Не похожие друг на друга замки, темные леса, колоритный ближневосточный город и даже гладиаторская арена, где можно насаживать недругов (и другов) на торчащие повсюду шипы.
Chivalry успешно борется с клаустрофобией отменным дизайном локаций, тогда как «Война Роз» не может предложить ничего, кроме нескончаемого горизонта. Розы вянут, а рыцарство галантно кланяется. 2:1
Общая подача. «Чем мы елку украсим…»
► Chivalry. Лучник занял выгодную позицию в развалинах какой-то Аграбы. ► War of the Roses. «Белые» прищучили несчастного Ланкастера. Будут бить.
В плане внешности проблем у обеих игр с достатком. Во-первых, интерфейс. Невооруженным взглядом видно, что обе игры бюджетные: с эргономикой особых проблем нет, но шрифты и меню выглядят дешево. Вроде бы ерунда, но оставляет неприятный осадок.
Вопрос с графикой в целом — гораздо более тонкий. War of the Roses больше всего подходят эпитеты «гладкая» и «вылизанная». Бойцы сияют «настоящими» доспехами и детальными физиономиями. Окружение старается не отставать: лишь флора получилась не очень, а все остальное — более чем. Правда, «Розы» подтормаживают даже на вполне современных машинах, и настройки, похоже, мало на что влияют.
Chivalry идет куда плавнее, но модели менее подробные, окружение угловатое, а когда персонажам вздумается поболтать (например, в обучающем режиме), вдруг обнаруживается, что в 2012 году кто-то еще умеет говорить с закрытым ртом. Но главная клякса в тетради Chivalry — баги. Игроки застревают в стенах, стрелы зависают в воздухе, а оружие не успевает отрисоваться к началу боя.
► Шоу-дурдом «Как развлечься в Chivalry» от Cricken
Так что, несмотря на большую требовательность к железу, здесь побеждает War of the Roses. 2:2
Реалистичность. «У нас всё взаправду!»
К великой скорби неравнодушных, ни в War of the Roses, ни в Chivalry идеального средневековья не получилось. С точки зрения деталей, вооружения и информационных сводок — все хорошо. Хорошо, да мало.
Непонятно почему в Chivalry отреклись от конницы. Не до конца ясно, зачем в War of the Roses система перевязки (даже на грани смерти можно успеть перебинтоваться и выжить) и железобетонная необходимость добивать врагов. Странно выглядят баллисты и катапульты в Chivalry — порушить можно всего ничего, а пальба по пехоте навевает тоску. Оба пациента столь рьяно пытаются показать свои лучшие стороны, что совсем забывают о сокрытии неудачных.
► Chivalry. У этого рыцаря не было шансов. Теперь у него нет руки. ► War of the Roses. Пока корчащемуся бойцу не нанесут эффектный coup de grace, товарищи легко поднимут его на ноги. Мораль проста: всегда добивать.
Впрочем, если отбросить брюзжание о реалистичности, преимущество останется за Chivalry. Только в «Войне Роз» есть настоящая история: с местами реальных сражений, реальными противниками и реальным всем остальным. Но только Chivalry не стесняется показать самые суровые черты средневековья. И дело даже не в том, что здесь рубят головы и конечности. В «Розах» — идеализированные знатные воины в сияющих доспехах. В Chivalry — мрак, грязь и зарубленные беззащитные крестьяне.
Давящее ощущение Темных веков склоняет весы Фемиды в сторону более тяжелой и сильной Chivalry. 3:2.
* * *
Такие похожие и в то же время такие разные. Со стороны War of the Roses — огромные просторы, вдумчивая боевка и богатые возможности для настройки персонажа. Chivalry делает ставку на жестокость, динамику и интересные режимы. Что выбрать? Ответим неожиданно: выбирайте, что хотите! По очкам Chivalry с небольшим отрывом побеждает, но это не значит, что War of the Roses никуда не годится. Просто найти на нее любителя оказывается чуть сложнее.