Divinity: Dragon Commander
ФОРМУЛА ИГРЫ
Divinity: Dragon Commander
40% пошаговой стратегии
30% стратегии в реальном времени
20% личных историй
10% драконов
Однажды в далекой империи Ривеллон что-то прогнило. Конкретнее — прогнил император Сигурд. Кончил он, как считает народ, позорно, а империю оставил наследникам, ныне рвущим ее на части в гражданской войне. Разжиганию войны способствовали чудесные изобретения самого Сигурда — разнокалиберные боевые машины.
И, казалось, ничто уже не поможет народам Ривеллона обрести мир… кроме еще одного наследника, родившегося от связи Сигурда с драконицей Авророй. В нем течет драконья кровь, у него есть сторонники (пока не слишком верные) и мудрое руководство волшебника Махоса. Мы — это он, и нам предписано спасти разрываемую на части империю и одновременно разгрести все попутные проблемы.
[[VIDEOID_11399]]
Risk — дело благородное
За три года разработки Divinity: Dragon Commander концепция игры как только не менялась. Неизменными оставались две вещи: разделение на режимы (глобальный и локальный) и протагонист — дракон на реактивном ранце. Да-да, на реактивном ранце — не пропадать же зря могучей драконьей спине.
У драконорожденного наследника с самого начала есть флагманский корабль «Ворон», фанатичный бес-инженер, а также два генерала — ветеран Генри, с кибернетической рукой, глазом и дурным характером, и высокомерный ящер Эдмунд, явный апологет ницшеанства. Как и полагается, они друг друга просто-таки терпеть не могут — и с их препирательств начнется долгий путь драконокомандующего.
► Вот такой он, «Ворон». Но мы будем видеть его исключительно изнутри. ► С завоевания этого островка и начинается путь героя к трону, процветанию и миру во всем мире.
Решение возникающих на «Вороне» проблем и война на «мировом» уровне — это первая геймплейная фаза Dragon Commander. Здесь мы играем в глобальную стратегию. Стилизованная под настольную игру карта с деревянными фишками и гексагонами — отличная находка. На первый взгляд, перед нами что-то вроде упрощенной Total War, но это скорее Risk), только изрядно переиначенная и дополненная.
Двигаем войска по провинциям, завоевываем их, а если на одной земле сходятся войска враждующих сторон, начинается сражение (к ним мы вернемся пару глав спустя). Присвоенные провинции приносят золото и очки исследований, поэтому экспансия — ключ к богатству. Чтобы воевать было удобнее, можно применять особые карты: одна удешевит набор войск на один ход, другая саботирует здание или отряды противника, и так далее. Некоторые из них играются перед боем — как правило, это карты наемников, дающие одноразовые отряды, или усиление какого-либо рода войск.
► Получать карты можно самыми разными путями — например, от генералов.
Миссия, в которой объясняют все эти основы, проходится легко, но горько ошибется тот, кто сохранит подобный настрой на вторую главу. Их ждет сюрприз в виде трех противников сразу и почти немедленной атаки на столичную провинцию — а ее потеря означает поражение.
Как и в настольном прототипе, здешняя стратегия не прощает ошибок, и в первую очередь — ошибок в распределении финансов. Денег много не бывает, а вот мало их всегда — таковы суровые реалии Dragon Commander. Еще одна суровая реалия — «не верьте глазам своим». Все, что вы делаете в свой ход, вы делаете чуть ли не вслепую, поскольку в ход противника все может кардинально перемениться.
Мышиная возня на «Вороне»
Глобально-стратегическая часть вышла недурственной, хотя довольно поспешной — не так уж много на глобальной карте вещей, которыми можно заняться. Гораздо интереснее оказывается суматоха на борту нашего флагмана. С виду похоже на сценки между миссиями в StarCraft 2, но только с виду.
Представители пяти рас кто как может будут подталкивать вас ответить «да» или «нет» на какой-нибудь вопрос государственной важности. Ввести ли воинский призыв? Поддержите идею — удешевите набор войск, а заодно заслужите одобрение богобоязненной нежити, считающей, что всяк грешник — кандидат в штрафбат, и бесов, кредо которых «чем громче взрыв, тем лучше». С другой стороны, обидятся эльфы-моралисты, ведь негоже забирать мужчин из семей на войну!
НА ЗАМЕТКУ: все дилеммы подкидываются случайно, и уже поэтому одно прохождение может сильно отличаться от другого.
► Решаем, запретить ли журналистам приукрашивать факты. ► Здешняя газета обязательно выставит все в наилучшем свете!
Larian в своем репертуаре — их творения никогда не отличались серьезно-кислым выражением лица, только от прямолинейного юмора бельгийцы перешли к тонкой сатире и постоянным отсылкам к нашим реалиям. Императору придется решать, вводить ли стипендии в университетах (как считает посланница от ящеров, «развлекать дебоширов за счет государства»), подвергать ли цензуре здешнюю газету (ее заголовки, в лучших традициях «желтой» прессы, бьют в яблочко) и налагать ли запрет на жестокие игры. В пример жестокой игры ставят некую Dragon Commander, в которой дети «водят по карте войска и устраивают геноцид мирного населения». При этом одной большой хохмой мир не оборачивается, и такие темы, как расизм, терроризм и отношения полов, поднимаются очень часто… даже слишком, будем честны. Но все-таки идет война, и война мировая, так что вечно ухмыляться тут неуместно.
Разговаривает император не только о проблемах. Генералы всегда готовы высказать мнение о ситуации на фронте и своих товарищах, волшебник Махос откроет очередную крупицу драконьей мудрости (читай — боевых навыков), а бес-инженер поможет с изучением новых видов войск и улучшений для уже имеющихся. Полноценного технологического древа, правда, не предусмотрено, и исследования закончатся довольно быстро.
► Бес Грумио и волшебник Махос. Без них война была бы проиграна еще на стадии подготовки.
Все персонажи, с которыми нам приходится общаться по ходу завоеваний, несомненно удались. Держать такую кампанию людей и нелюдей на одном военном судне может разве что сумасшедший. И получается так, что в Dragon Commander на первом плане не глобальная история, а персональные мини-сюжеты, личностные конфликты и отношения между членами экипажа «Ворона».
► Квартет генералов в полном составе. Боги, кому пришло в голову доверить командование этим людям (и ящеру)?!
Вид любого из персонажей заменяет им самые толстые биографии — работе аниматоров и актеров можно аплодировать. Кое-как пытается гримасничать даже дипломат от нежити, скелет с характерным именем Йоррик. Пытается, пытается, но вечная ухмылка пратчеттовского Мрачного Жнеца в сочетании с обещанием всевозможных кар небесных смотрится комично.
Рано или поздно на корабле начнется оживление — готовится свадьба императора! Шума вокруг романтических отношений героя поднято предостаточно, и проработка каждой «принцессной» сюжетной линии сделана даже с большим тщанием, чем все остальное. Невест четыре — нет принцесс от бесов (погибла, играя со взрывчаткой) и людей (человечество представляем мы), зато есть эльфийка, гномка, подозрительно человекоподобная ящерка и даже напомаженная покойница с печальной историей. Кого хочешь выбирай.
► Каждый из дипломатов «продвигает» свою кандидатку в императрицы. Сложный выбор. ► В этот самый момент все котята Ривеллона погибли в страшных муках.
Блицкриг, «Барбаросса» и гнев Фафнира
В RTS-битвах Larian равнялись не на RISK, а скорее на Supreme Commander и Total Annihilation… Сражения редко длятся дольше десяти минут — все-таки в одной кампании придется пройти через множество битв. Вступать в битву никто не заставляет — предусмотрен автобой, и даже с возможностью выбрать одного из генералов для командования войсками. Но если вероятность успеха процентов тридцать, лучше все-таки пойти в бой лично. Компьютер такую схватку не осилит, а вот под мудрым руководством дракона шанс всегда есть!
► Подобный бой вполне реально выиграть, если сражаться самому.
С точки зрения механики, сражения тут несложные. Вместо того чтобы городить базу, мы занимаем разбросанные повсюду стройплощадки, возводя на них заводы, рекрутские центры и турели. Рекруты здесь вместо ресурсов, а их количество сильно ограничено — когда население провинции иссякнет, набирать бойцов станет не из кого. Люди заканчиваются быстро, схватка пролетает молниеносно, и исход войны решается в череде блицкригов. Поотхватывали все, что плохо лежит, наштамповали войск и пошли захватывать территорию противника.
Звучит просто — а вы попробуйте переиграть противника, который занят тем же самым! К счастью, управление достаточно эргономичное, все нужные функции под рукой. Не хватает разве что построений: солдаты порой сбиваются в кучу и этой же кучей отправляются на кладбище. Деление на группы спасет их несчастные души, не брезгуйте им пользоваться.
► Вид на поле боя с высоты птичьего, не драконьего полета.
Разновидностей войск немного, но каждая используется по назначению, и умелое их комбинирование — залог победы. Пушечное мясо — солдаты — недолго держится под огнем, но вы подкрепите их лекарями-шаманами! Докучает авиация? Выведите истребители или гренадеров, которые отлично работают по воздушной технике. Нашлось место даже флоту — тут он, правда, играет второстепенную роль. Прикрыть кораблями свои наземные цели или перевезти войска через море — всегда пожалуйста, но пытаться одолеть наземного противника давлением с моря смысла нет.
Крайне важен в бою титульный дракон. Набор изучаемых навыков позволит создать змия на все случаи жизни — можно заниматься только лечением и усилением союзников, а можно кидаться огненными шарами, списывая в утиль тяжелую технику и лавируя между снарядами орудий ПВО. Дракон очень уязвим, но его правильное применение окупается сторицей. Только нормально рулить армией в драконьей форме не выходит — команда остается одна: «Все — туда!» Одновременно сражаться и командовать, как в старой Sacrifice, под силу разве что избранным.
► Роль огневой поддержки и боевого мага дракон исполняет на отлично. Огненный столп чуть поодаль оставит врага без легкой техники.
У компьютерного противника своих драконов нет, но он и так неплохо справляется. Хотя порой у ИИ случаются заскоки, обычно он дает достойный отпор. Чтобы победить противника, приходится постоянно переключаться между драконьим и стратегическим режимами, причем тогда, когда в этом действительно возникает необходимость. Так что RTS здесь, несмотря на кажущуюся примитивность, выходит поглубже, чем некоторые «серьезные» стратегии. Все благодаря драконам!
Проблема в другом — битвы чересчур однообразны. Раз за разом игрок берет стройплощадки, застраивает их, штампует бойцов и идет на штурм. В зависимости от успеха бой либо заканчивается, либо превращается в безрезультатное перетягивание каната, пока не кончатся рекруты. Перепробовать все разновидности солдат можно быстро и так же быстро сообразить, кто против кого лучше дерется и какие способности стоит применять. Из-за динамики сражений не остается времени на разнообразные хитрые приемы (вроде невидимости или минных полей), которым обучены войска, — некогда! К концу кампании бои безнадежно приедаются, поэтому вручную проводятся только самые сложные сражения, которые компьютеру точно не выиграть.
Драки по-драконьи
Как только будет пройдена кампания и окончательно надоедят битвы с компьютером, на помощь придет сетевой режим, в создание которого Larian вложили немало сил. Поиграть с друзьями можно как в быстрое сражение, так и в кампанию — без сюжетной компоненты, зато с уймой карт на выбор.
Кампания, несмотря на потерю самой интересной составляющей, не становится скучной — с живым противником воевать всяко занимательнее, чем с компьютерными оппонентами. Если собрать троих, то за картой Ривеллона можно засидеться очень надолго — и удовольствие получится не хуже, чем от партии в какую-нибудь настольную стратегию. ИИ никогда не выругается матом в чате, когда его доходы обрезаны картой, а транспортный флот, полный войск, перехвачен.
► «День Д» по-ривеллонски. Даже боты Хиггинса на месте.
В сетевых сражениях дракон есть у обеих сторон. Если в схватке с компьютером вы, взглянув на состав его войск, точно будете знать чего ожидать и что этому противопоставить, то живой соперник может преподнести не один и не два сюрприза, используя драконьи навыки. Воздушные бои огромных рептилий — зрелище феерическое, но участникам не до самолюбования, вражеский дракон плюется и колдует, с земли летят ракеты, а еще свои войска подлечить бы…
Здесь-то и приходит осознание — разработчики изначально ориентировались именно на подобные бои, дракон на дракона, армия на армию. Реализовать управляемого компьютером дракона у них так и не получилось, поэтому сражения с ИИ изюминки лишились. Кроме того, в кампании не бывает командных битв, а здесь ничто не мешает объединиться с союзником и сражаться два на два. Значит, в небе одновременно может быть до четырех драконов.
► Пейзажи порой очень даже ничего.
Хаос и пандемоний, постоянно меняющаяся обстановка и утекающие рекруты, отсчитывающие «последний рубеж»… Как этого не хватало в обычных сражениях! Надежды на будущее мультиплеера у разработчиков есть — даже глобальная статистика игроков в наличии («Как у больших!» — можно саркастично заметить). Да и соперников найти не проблема, свое крепкое сообщество у Dragon Commander появилось еще во время бета-теста.
* * *
Трудно выносить вердикт игре, по сути разбитой на три более или менее самостоятельные части. Если разделять, мы имеем отличную глобальную пошаговую стратегию, ролевую игру с несколькими финалами и динамичную RTS. Собранные вместе, они умудряются вполне успешно существовать и друг без друга. Не нравится глобальная стратегия, но хочется насладиться персонажами и диалогами? Выкручиваете сложность на минимум, и военная кампания не будет отвлекать от сюжета. Ищете техномагическую вариацию RISK, без рвущих вас на части послов, генералов и прочих принцесс? Сетевая кампания к вашим услугам. А если не перевариваете RTS, пользуйтесь исключительно автобоем и давите врага превосходящими силами.
В стремлении угодить всем и каждому Larian достигли пусть и не стопроцентного, но успеха.
Особые рейтинги
7/10
Дракон
Гордый дракон так и не стал основной составляющей здешних сражений, но забывать о нем нельзя — слишком уж важны его навыки для достижения победы. Только вот хочется куда большего!
7/10
Злободневность
Larian, кажется, бросили в один котел все проблемы и стереотипы современности, добавили фэнтезийную составляющую и вывалили эту гремучую смесь на игрока. Однополые браки, воинский призыв, запрет на жестокие игры, восьмичасовой рабочий день… Что со всем этим делать, каждый решает сам.
Вердикт
ОЦЕНКА САЙТА
8,5
ОТЛИЧНО
Несмотря на мелкие огрехи и проседающую RTS-составляющую, усидеть на трех стульях у разработчиков с грехом пополам получилось. Звание «игры для всех» Dragon Commander все же не светит, но для ценителей необычного она очень хороша.
- бесподобные персонажи
- меткие заголовки «Ривеллон Таймc»
- игровая доска, аутентичная карта и деревянные фишки.
- кампания и сюжетные линии кончаются слишком резко
- однообразие в RTS-сражениях
- меньше драконов, чем хотелось бы.
9/10
Визуальный ряд
8/10
Геймплей
8/10
Удобство
10/10
Звук и музыка
ПОЛЕТ ИКАРА
Гордо отправиться в закат (рассвет, зенит) на верном реактивном ранце и погибнуть, вылетев за пределы карты.