Assassin’s Creed IV: Black Flag
ФОРМУЛА ИГРЫ
Assassin’s Creed IV: Black Flag
50% «пиратской романтики»
30% классического Assassin’s Creed
15% пародии на стелс
5% чехарды со временем
Black Flag переворачивает с ног на голову все то, чем так дорожила Assassin’s Creed. Наш новый герой, пират по имени Эдвард Кенуэй, снимает костюм с убитого ассасина и с его помощью попадает на прием к губернатору-тамплиеру. Обман быстро вскрывается, но Эдвард успевает узнать о таинственной Обсерватории, в которой таится нечто совершенно невероятное.
Теперь пирата не остановить. В поисках Обсерватории он перевернет вверх дном целые архипелаги, сорвет планы высших государственных чиновников, найдет родную дочь и, сам того не ведая, поможет компании «Абстерго» сделать семейный фильм о приключениях морских разбойников.
[[VIDEOID_11849]]
Если бороздить моря
В этой простецкой завязке кроется ключ к пониманию новой Assassin’s Creed: впервые за всю историю сериала ее героем стал не благородный воин, не аристократ и даже не профессиональный убийца — а мелкий мошенник, самозванец, фигляр и филистер. Эдвард — пират, и до многовековых раскладов между тамплиерами и ассасинами ему дела нет. Круг его интересов предельно мал и ограничен пиастрами, кораблями, алкоголем, оставленной в Европе женой и драками в тавернах — да такими, чтобы раззудись-плечо-размахнись-рука.
В плавании вы проведете не меньше половины игры. Забудьте, что видели в Assassin’s Creed 3, — то было детство. Отныне море — ваш дом родной, и в нем пройдут лучшие часы Black Flag. Здесь можно нырять на дно, искать клады, грабить торговые шхуны и королевские фрегаты, а чуть что, уносить весла от карательного флота. Здесь есть все, что обозначают емким клише «пиратская романтика»: вы за штурвалом корабля с черными парусами, вокруг орут чайки, акулы режут плавниками водную гладь, а команда в очередной раз затягивает песню о нелегкой флибустьерской доле — как тут не начать подпевать?
► Абордаж — самая эмоциональная часть морского сражения. Истинное безумие: корабль горит, кто-то стреляет, а вы схлестнулись с последними тремя матросами.
Сражения в море будто ставил приглашенный режиссер — если б в финальных титрах значилось имя Бэя или Спилберга, никто и не усомнился бы. Корабли сходятся в смертельной дуэли, рассыпая ядра, снаряды и взрывные бочки. Вокруг царит паника: щепки летят, мачта покосилась и с хрустом ухнула в воду.
Конечно, это аттракцион — « Корсары » в плане корабельной физики были и останутся сложнее и честнее, а про специализированные симуляторы и говорить нечего. В Black Flag знать нужно всего ничего: прицелился-выстрелил, заплыл с другой стороны, повторил. Пушки перезаряжаются молниеносно, паруса спускаются и поднимаются за несколько секунд — управлять кораблем здесь не сложнее, чем автомобилем в гоночной аркаде. Но в этом нет проблемы — в конце концов, Assassin’s Creed никогда не претендовала на реалистичность. Глупо пенять за такое на игру, где сюжет строится вокруг идеи «люди путешествуют в прошлое, сидя в особом кресле».
Вы топите королевские суда не ради развлечения (хотя и ради него тоже), а чтобы добыть ресурсов на улучшение родного брига. В Black Flag модернизируется каждая важная часть корабля; можно даже подобрать носовую фигуру. Хорошо оснащенный корабль чувствует себя гораздо лучше, чем полугнилая лоханка, — особенно когда на его знамени красуется Веселый Роджер, который словно магнитом притягивает неприятности.
► Это не постановочный кадр — ловить акулу вы будете именно так, с гарпуном наперевес.
В море, как полагается в Assassin’s Creed, кипит жизнь. Вот кто-то сошелся в смертельном бою — нам ничего не мешает присоединиться. Вот дрейфует на доске утопающий — можно спасти, вольется в вашу команду. Вот акула блеснула плавником — хватайте гарпун и ловите рыбину: из шкуры потом сошьете отличный мешочек для пуль. Мир здесь живой, отчаянно натуральный и разнообразный — и красивый, конечно, по-пиратски притягательный.
Но при этом мы вынуждены быть его частью. Если вести сухопутный образ жизни, на море будет туго, и каждый второй фрегат влегкую отправит вас на корм рыбам. Сюжетные миссии с корабельными битвами (хоть их немного) зачастую невозможно пройти, не потратив пару часов факультативного времени на улучшение судна. Приходится каперствовать, копя на улучшение корабля и наращивая команду. Тем, у кого к этому не лежит душа, видимо, будет тяжко. Насильно мил не будешь, а тут, чего уж, заставляют.
Но все же в море Black Flag выглядит потрясающе и играется не хуже — проблемы у нее начинаются, когда вы сходите на сушу.
Бренная земля
[[VIDEOID_11843]]
На суше в законные права вступает старый Assassin’s Creed, базовые механики которого не менялись уже — сколько там? — лет шесть. Наземные миссии в основном сводятся к «подслушать и убежать» или «проследить и убить». Сопряжено это с самой отвратительной имитацией режима скрытности, которую только можно придумать: вы прячетесь в полуметровых кустиках, прыгаете в тележку с сеном или просто следите за жертвами с карниза малоэтажного дома. Логика здесь не работает: Эдварда, по-хорошему, должны заметить еще на подступах, но местные ничего не видят и не слышат — даже когда вы на их глазах утаскиваете в бурьян очередного стражника. Философию этих ярко выраженных интровертов (внешний мир недостоин внимания!) можно нарушить, лишь вторгнувшись непосредственно в личное пространство. Только тогда они удивленно охнут и достанут шпаги.
Боевая система не меняется годами: защититься, контратаковать, следующий. Смотрится по-прежнему эффектно — Эдвард крутится волчком и сотней разных способов насаживает противников на шпагу, — но поразить это может только тех, кто в глаза не видел предыдущие Assassin’s Creed. И в этом главная проблема Black Flag — вернее, ее сухопутной части. Одно и то же всякий раз, аккурат с 2007 года, — не пора ли изобрести нечто новое? Да, появились гранаты (та еще головная боль), но их мало, чтобы изменить ситуацию.
► Клад! Как и во всех пиратских играх, сундучки с монетками здесь везде. Некоторые можно найти прямо на поверхности, но самые ценные закопаны — их придется искать по карте с крестиком.
Ubisoft не изобретает и где-то даже упрощает. Паркур, например, почти списали в утиль. Архитектура в колониальных городах интереснее, чем в Бостоне, но это не отменяет того, что на архипелаге всего несколько островов, где есть здания выше двух этажей; чаще предлагается покорять вершины сараев и приусадебных туалетов. По-прежнему есть робкие зачатки второстепенных миссий, вроде заказного убийства или поиска утерянных страниц дневника, — но они, как и положено в Assassin’s Creed, носят немножко шизофренический характер: например, поиск новых песен для команды выполнен в виде погони за левитирующим листком с, видимо, нотами. Листок вьется, бьется, а потом испаряется в воздухе. Сильно.
Но тем не менее Black Flag двигает серию вперед. И еще немножечко вбок — но, во всяком случае, подальше от той пропасти, которая наступала на пятки после Revelations. Решение кардинально сменить образ главного героя и добавить в игру настоящие морские сражения здорово освежает саму идею Assassin’s Creed. Если к следующей части Ubisoft начнут переводить количество в качество, получится действительно впечатляющее произведение. А пока — поднять паруса и полный ход на… скажем, вон на ту испанскую шхуну. И будьте уверены: на суше одни крысы, настоящему пирату там делать нечего.
Особые рейтинги
9/10
Пей, и дьявол тебя доведет до конца!
Даже если вы не склонны скидывать игровые саундтреки в плейлист, с Black Flag такое не пройдет: пиратские баллады, которые во все горло распевает ваш экипаж, сложно выбить из памяти.
Вердикт
ОЦЕНКА САЙТА
7,5
ХОРОШО
Assassin’s Creed IV: Black Flag продолжает корабельные эксперименты, начатые в прошлой части: теперь вы большую часть времени проведете на море, ставя на нож встречных торговцев. Довольно интересно и затягивает, но только до тех пор, пока не приходится сойти на сушу.
- невероятное море — лучшее место, чтобы спрятаться от тоскливого ноября
- драки и дуэли, корабли и клады, ядра и язва желудка — р-р-романтика! интерлюдии про современность случаются гораздо реже, чем раньше.
- однообразные миссии — хотя уже первая часть получала за это по полной
- примитивнейший стелс: можно хоть полчаса ковыряться в чужом кармане и уйти незамеченным
- места много, а заняться нечем — вскрывать сундуки и вытаскивать записки из бутылок быстро надоедает.
7/10
Геймплей
9/10
Визуальный ряд
8/10
Интерфейс и управление
9/10
Звук и музыка
В Гаване все спокойно
Оставить десяток трупов в самом людном месте Гаваны и спокойно уйти по своим делам, козыряя зевающим солдатам.