The Novelist
Классическая ситуация, много раз показанная в литературе, кино и видеоиграх: дом с привидениями. Только в случае The Novelist в нем обитает не веселая семейка полупрозрачных Касперов, а всего одна потусторонняя сущность, наблюдающая за жильцами, вселяющаяся в предметы, исподтишка проникающая в мысли и память ни о чем не подозревающих людей. И вы — эта самая сущность.
Отложите приспособления для пугания в сторону и спрячьте подальше разрушительные привычки полтергейста Айдена из Beyond: Two Souls. В The Novelist вы действительно исполняете роль духа, живущего в доме на берегу, — в доме, который сняла на лето семья Капланов — Дэн, Линда и их маленький сын Томми. Но дух этот не настроен враждебно к своим гостям, напротив, он стремится помочь им.
В семье разлады. Дэн хочет одного, Линда — другого, первоклассник Томми мечтает о третьем, а вам предстоит распутать этот клубок сомнений, принимая различные решения. Но учтите, что угодить всем не получится, а выбор зачастую далеко не так прост, как кажется. Со временем вы начнете понимать — нельзя добиться счастья для всех и даром. Чем-то неизбежно придется жертвовать.
Но я не враг твой — я твой друг
Вы можете играть в режиме Story (тогда вас, как истинного призрака, жители дома замечать не будут) или режиме Stealth. При выборе второго варианта призрак обретает некое подобие плоти и ему приходится прятаться от любопытных взглядов, — но не стандартно, прячась в тени, как это принято в играх, а в источниках света. Пока жители не легли спать, в доме включены все торшеры и люстры и вы можете легко перемещаться по периметру строения, вселяясь в любую лампу, дожидаясь, пока нужный вам человек повернется спиной. И тогда…
[[BULLET]] Подобные излияния мыслей Томми мы будем видеть всю игру. Рисует он неплохо для семилетнего, но вот содержание… Хоть бы танк для разнообразия нарисовал, что ли!
Тогда вы сумеете проникнуть в его воспоминания. Все верно, для понимания проблем Капланов требуется не только в стиле классического квеста найти записки, блокноты и бумажки с напоминаниями, разбросанные по дому, но и прочитать память каждого из членов семьи.
[[BULLET]] Графика в игре, скажем так, специфическая — сочетание сел-шейдинга и стиля небрежного карандашного рисунка. Но восприятию картинка не мешает.
Память, как и бывает в жизни, очень обрывочна: короткие диалоги, печали и огорчения, мелкие неурядицы. Но их, вместе с записями, обычно хватает для того, чтобы составить полную картину происшествия. Вот Линда расстраивается из-за смерти любимой бабушки — ее голос дрожит от слез, когда она пишет письмо сестре, ей надо непременно успеть на похороны. Вот Дэну, начинающему писателю, в тот же день необходимо быть на важной презентации. Вот Томми, одинокий ребенок, просит, чтобы отец обратил на него внимание и сводил на интересное шоу… Вам и только вам предстоит выбирать, в чью пользу разрешится ситуация. Допустимы компромиссы: например, оба супруга поедут на похороны, а Дэн постарается как-то уладить вопрос с презентацией, и, в общем, все пройдет успешно. Для двух членов семьи. Томми же, оставленный в одиночестве, будет тихо плакать в подушку. Увы, нельзя угодить всем, будь ты хоть трижды дружелюбным привидением.
Кукольный домик
Вот так перед нами разворачивается нехитрая история одной маленькой семьи (как мы вскользь узнаем из писем и намеков Линды, до приезда в этот дом муж и жена были на грани развода, а сын очень отставал в школе). И мы, сверхъестественное существо, пытаемся как-то склеить осколки, наладить, спаять, починить… Почему игра называется The Novelist? В честь Дэна, постоянно стучащего на своей пишущей машинке? Или в честь… нас? Вдруг незримая сущность, так старающаяся наладить быт Капланов, тоже автор, пишущий какой-то свой роман, и ему позарез нужен тот или иной сюжетный ход?
[[BULLET]] Вид на первый этаж с высоты люстры. Вселяться в лампочки? Почему бы и нет!
Напоминает The Stanley Parable , верно? И все бы хорошо, и отличная бы вышла игра. Да только, увы, появляется это «да только». Идея The Novelist замечательна, но реализация хромает. Как минимум на две лапы из четырех.
[[BULLET]] Рабочее место Дэна. На дворе явно не двухтысячные (об этом подсказывает несколько архаичная обстановка), поэтому трудится он за пишущей машинкой.
Основная проблема в том, что Капланы, хоть разработчики и пытаются убедить нас в обратном, не кажутся живыми. Они общаются лишь типовыми фразами вроде «Привет, мама», «Привет, солнышко», никак более не взаимодействуют и передвигаются по дому по заранее указанным маршрутам а-ля NPC из Skyrim ; Линда в основном пишет картины в своей мастерской, Дэн сидит за машинкой, Томми рисует или бегает по комнате с игрушечной ракетой. Да, проблемы у них есть, настоящие проблемы — письма и дневники не вызывают чувства подделки. Но стоит понаблюдать за Капланами вживую, как становится отчетливо видна вся фальшь происходящего. Лучше бы мы, как в Gone Home , передвигались по пустому дому, а люди напоминали о себе лишь разбросанными вещами и захламленными комнатами.
[[BULLET]] Вот такие записки нам предстоит разыскивать по всему дому. Учитывая его размеры — дело нехитрое.
Самым картонным вышел семилетний Томми. У него нет никаких фантазий, придумок, своих историй и мечтаний, кроме «Папа, поиграй со мной», которое за девять глав игры набьет вам оскомину. Даже рисует он только свою семью в разных вариациях — ни танков, ни драконов, ни рыцарей, ни-че-го. Вы в детстве рисовали только маму и папу? Сомневаемся.
Наконец, дом. Маленький, типовой, скучный дом, который за время прохождения тоже успевает изрядно надоесть. Мы заперты в здании, а Капланы свободны — в таких условиях оставаться добрым очень тяжело, особенно когда с сопереживанием главным героям как-то не очень. Прибавьте к этому тот факт, что воспоминания любого из членов семьи переносят вас — правильно! — в тот же самый дом, только в черно-белом варианте, с застывшими во времени, как в паутине, фигурами… В общем, терпения вам понадобится много.
При этом история, завязка и идея игры, повторимся, очень хороши. Нелегкие каждодневные решения; проблемы маленькой семьи, которые для ее членов важнее, чем любые революции и войны на другом краю света; ответственность за совершенные поступки; то, как одно короткое лето повлияет на всю последующую жизнь троих героев… Все это интригует. Но, к сожалению, авторы не смогли вытянуть собственный концепт. Мы — всего лишь маленький призрак маленького дома, джинн в бутылке, обреченный помогать своим хозяевам. Помогать, даже если они ему толком не нравятся.
Реиграбельность:
Классный сюжет:
Оригинальность:
Легко освоить:
Геймплей:
6
Графика:
4
Звук и музыка:
5
Интерфейс и управление:
8
Дождались?
The Novelist радует нетривиальной идеей, которая в перспективе могла вылиться в интересную игру, но многочисленные недоработки не позволяют назвать проект удачным. Тем не менее мы очень ждем следующую работу Orthogonal Games. Что им точно удалось, так это заявить о себе.
Рейтинг «Мании»: 6,0
«Средне»