Bravely Default: Where The Fairy Flies
Близкие по духу
«Меланхолия Харухи Судзумии», второй сезон
В последние годы Final Fantasy все дальше и дальше уносит от канонов JRPG (пятнадцатая часть — и вовсе, ни дать ни взять, слэшер), но вместо того, чтобы поворачивать назад, Square Enix поручила Silicon Studios строить на «старой школе» новую серию. Bravely Default — это ходячий трибьют всем классическим Final Fantasy; сказ о том, как отважные Воины Света насаждают добро и справедливость даже там, где их об этом не просят.
[[VIDEOID_12420]]NO_DESC[[/VIDEOID_12420]]
А люди-то какие хорошие!
Карта мира, случайные стычки, строго пошаговые сражения — все это давно перестало быть стандартом для JRPG, но Silicon Studios возвращает нас к истокам. «Возврат к истокам» — или, вернее говоря, к основам — это ключевой мотив всей первой половины Bravely Default. Она простая и совершенно предсказуемая. Характеры героев тривиальны (иванушка, самоуверенный ловелас, боевитая «почти цундэрэкко» и духовно богатая рохля), цели понятны (спасти мир), ситуации привычны. Ничего, что выходило бы за рамки, — просто милая и хорошо написанная геройская сказка. Но!
…Но это — только экспозиция, пусть и основательная, растянутая на добрых двадцать часов. В ней мы знакомимся со всеми и всем, проникаемся окружающим миром и начинаем любить его всей душой. Этот мир, Люксендарк, необычайно красив: Ёсида Акихико , на чьем счету совершенно роскошные визуальные образы Final Fantasy Tactics, Vagrant Story и Ogre Battle , и в этот раз не подвел. Вы можете не любить физиономии героев-чибиков, но панорамы городов, они… в общем, их надо видеть. Они волшебные.
► Эти рисованные фоны умудряются еще похорошеть в стереоскопическом 3D благодаря грамотному применению parallax scrolling.
Чтобы спасти мир, четверка героев должна отыскать и очистить от тьмы четыре огромных стихийных кристалла, и под этим предлогом мы успеваем побывать в самых разных местах и повидать самых разных людей. Люксендарк — по большей части приятное место, и люди в нем живут хорошие. Разумеется, есть исключения, однако они редки, и в конце концов эти исключения все равно получают по заслугам…
[[BULLET]] Как только выдается свободная минутка, герои не упускают возможности поболтать о жизни, и эти забавные побочные диалоги сделаны в духе серии Tales.
Но после долгой экспозиции Bravely Default начинает открывать свое настоящее лицо. Вторая половина игры мрачна. Она угнетает — постепенно, шаг за шагом, круг за кругом, — чтобы прийти к закономерному катарсису в добытой потом и кровью «истинной концовке». Знакомый почерк? Сценарист Bravely Default Хаяси Наотака раньше работал с компанией Nitroplus над нашумевшей visual novel Steins;Gate (она наконец-то выходит на английском в конце марта!), и это в общем-то заметно.
Хотя куда больше вторая половина Bravely Default напоминает грандиозную работу его коллеги Гэна Уробути — сюрреалистичный аниме-триллер про девочек-волшебниц Puella Magi Madoka Magica. Уробути увлекся деконструкцией «розового» жанра махо-сёдзё, а Наотака то же самое проделал с JRPG-похождениями Воинов Света. Это производит сильное впечатление — и не в последнюю очередь из-за того, что нам предстоит испытать на пути к финалу.
Плохой ниндзя — хороший певец
Взяв за основу механику классических JRPG, Silicon Studios, к счастью, потрудились воспроизвести ее по-людски. Какими бы теплыми ни были ваши воспоминания об одной из древних Final Fantasy, в перепрохождении финального подземелья из-за отсутствия сохранений перед боссом не было ничего веселого — и ровно поэтому в Bravely Default точки для сохранения есть перед каждым крупным боем. Случайные встречи с монстрами тоже вызывали смешанные чувства — и на такой случай тут есть отдельный ползунок, регулирующий частоту таких столкновений. Можете хоть в нуль его загнать: развивать героев будет сложно, зато побережете нервы. Это, конечно, тот еще костыль (в JRPG давно придумали хорошую замену случайным стычкам), но с ним лучше, чем совсем без него.
► Подземелья, увы, не так хороши, как города, — там правит бал сухая функциональность.
При желании тот же ползунок можно поднять до предела, удваивая количество стычек, — так удобнее гриндить. Но особой в этом надобности нет, если вы играете не на максимальном уровне сложности — Bravely Default достаточно демократична в вопросах развития персонажей. Основательного подхода потребует только пара последних боссов, но для них нужна не столько прокачанная, сколько продуманная и сбалансированная команда.
Ролевая система позаимствована из Final Fantasy: The 4 Heroes of Light , духовным наследником которой считается Bravely Default. The 4 Heroes of Light, в свою очередь, многое почерпнула из Final Fantasy Tactics и «финалок» эпохи SNES. Каждый из четырех героев начинает игру с умеренно бестолковым классом (или «профессией» в местной терминологии) Freelancer, но, побеждая боссов, мы отбираем у них новые профессии. Выбор богатейший: около трех десятков специальностей, включая ниндзя, барда, несколько видов лечащих и защищающих магов, вампира (который на самом деле классический «финалочный» голубой волшебник, ворующий заклинания у боссов), темного рыцаря (беспроигрышный вариант) и всего такого в том же духе.
[[BULLET]] Когда мы делаем несколько действий за ход — это называется Brave. Когда выжидаем и защищаемся — Default.
Поменять класс героя можно в любой момент, но каждый из них придется развивать с нуля — иначе доступ к новым навыкам не открыть. Каждый герой при этом одновременно владеет умениями двух профессий — своей текущей и выбранной побочной. В результате получаются крайне ценные гибриды, вроде валькирии-аптекарши, которая может взмыть в небо, избежав атаки, убившей всю команду, а затем вернуться и вылечить товарищей.
В классические пошаговые сражения добавили всего одну переменную, благодаря которой драться стало на порядок интереснее. Теперь вместо того чтобы сделать ход, мы можем уйти в оборону и получить «талон» на лишнее действие в следующей фазе. Всего за ход разрешено спустить до четырех таких «талонов», причем счетчик запросто может уйти в минус, вынуждая нас стоять без дела, пока показатель не восстановится. Выбор перед нами такой: бросаться в бой напропалую, нанося максимум урона за кратчайший срок, либо выжидать и атаковать, когда настанет подходящий момент. Первый вариант годится для схваток с мелкими монстрами, но к боссам нужен более тонкий подход.
Герои должны превозмогать
[[BULLET]] Родную деревню «иванушки» Тиза разрушили в самом начале, и теперь он считает своим долгом отстроить ее заново. Это небольшая игра в игре, по механике напоминающая градостроительные браузерки. Вы строите дома и получаете за это приятности вроде ценных предметов в продаже.
У Bravely Default есть одна существенная проблема.
Путь к «истинной концовке» лежит через повторение. Освоив начальный контент, вам придется пять раз подряд убить четверку одних и тех же боссов, пять раз подряд продравшись сквозь одни и те же подземелья и слушая одни и те же диалоги. « Ох, какая здоровенная дура! — Давайте ее убьем! » — и так все двадцать раз. Мир при этом почти не меняется, разве что появляются опциональные схватки, в которых другие пройденные боссы атакуют вас хором. Радуйтесь, в первоначальной версии Bravely Default, вышедшей только в Японии, и такого не было! На этом этапе уже доступны сверхсложные эндгейм-подземелья, но до них еще нужно дорасти. А до тех пор повторенье — ваш удел.
[[BULLET]] Bravely Default как может использует возможности StreetPass. Поймав друга с игрой на улице (или загрузив пачку незнакомцев из интернета), вы можете ускорить с его помощью восстановление деревни или воспользоваться в бою одним из его умений. Последнее чаще всего бесполезно, но бывает, что попадаются перекачанные звери, заламывающие всех и вся.
Из порочного круга можно вырваться в любой момент и сразу отправиться на схватку с финальным боссом, но тогда вы не получите впечатляющей «истинной концовки» и обойдетесь аморфным «и жили они долго и счастливо». Вероятно, таков хитрый замысел Наотаки — повторением пройденного погрузить вас в кромешное отчаяние… что ж, если так, то все работает как надо. Каждый повтор все больше и больше отдаляет от мира. Вы перестаете его чувствовать — как и ваши герои. Все вместе вы будто попадаете во временную петлю, в которую однажды попали герои аниме «Меланхолия Харухи Судзумии», чтобы затем вырваться и почувствовать свободу, ощутить катарсис, глотнуть воздуха.
Но, черт побери, как же это занудно! Вместо того чтобы и дальше удерживать ваше внимание, игра уходит далеко на задний план. В отношении эмоционального вовлечения (вывлечения?) она, вероятно, добивается цели, но с точки зрения механики эти переходные акты оборачиваются тем самым мерзким гриндом, который никто не любит. И это чертовски обидно, потому что в остальное время ругать Bravely Default почти не за что.
Особые рейтинги
3/10
Free-to-pay
В том издании Bravely Default, которое дошло до нас, появились микротранзакции. Ну как… скорее нанотранзакции. Нанотранзакция. Одна. И та бестолковая — возможность купить пару ходов вне очереди пригодится, только если вы совсем не умеете играть в игры. А коль скоро вы настолько не умеете, то… может, лучше в «Косынку»?
9/10
Звучание
Лидер Sound Horizon, человек-оркестр Revo (он помимо прочего сочинил песню из опенинга Shingeki no Kyojin), написал для Bravely Default больше двух часов приятной и запоминающейся музыки — от сказочных оркестровок до легкого эльф-металла. Живьем они, кстати, тоже ничего. Бонус — помимо английской озвучки на картридже с игрой есть исходная японская. Не факт, что она вам пригодится, потому что англоязычные актеры тут в кои-то веки постарались. Но если тянет к первозданному — пользуйтесь.
Вердикт
ОЦЕНКА САЙТА
8,5
ОТЛИЧНО
Если бы не чересчур «экспериментальные» предфинальные акты, Bravely Default можно было бы смело назвать лучшей Final Fantasy со времен Final Fantasy VI.
- великолепный арт Ёсиды Акихико, который ни с чем не спутаешь
- компактная, но жутко интересная боевая система
- эксперименты с классами приносят огромное удовольствие.
- муторная вторая половина
- осмысленного контента могло бы быть больше.
8/10
Геймплей
10/10
Визуальный ряд
9/10
Интерфейс и управление
9/10
Звук и музыка
Тяжело быть волшебницей
Делать что делается и будь что будет.