The Last of Us: Left Behind
Близкие по духу
Закройте глаза и погрузитесь в детство. Что вы видите? Вереница ярких воспоминаний: парки с аттракционами, сахарная вата, любящие родители и настоящие друзья, беззаботные летние каникулы и игры в снежки рядом со школой… Можете ли вы представить себя без этих воспоминаний? Что могло случиться, если бы мир, в котором вы пытались найти свое место, не был таким дружелюбным? Если бы мысли о светлом будущем и безграничных возможностях вытеснили постоянная опасность и тягучая неопределенность?
Именно такие вопросы вспыхивают в голове, когда играешь в Left Behind — первое и единственное DLC к прошлогоднему хиту The Last of Us, получившему от нас звание игры 2013 года. Вне зависимости от того, увидим ли мы полноценное продолжение в будущем, этот двухчасовой приквел — лучший из возможных способов завершить эту историю.
[[VIDEOID_12308]]«Оставшиеся позади» — не совсем точный перевод заголовка на русский. После прохождения это становится особенно очевидным.[[/VIDEOID_12308]]
Крылатые качели
Left Behind — образец того, как должно выглядеть DLC. Это не отрезанная от игры концовка за 15 долларов, не фансервисный карнавал и не выдранный с мясом кусок оригинала. Это — бенефис полюбившейся всем Элли, который демонстрирует иную, ранее не известную нам, сторону ее характера. Короткий взгляд в детство героини способен объяснить многое из того, что мы увидели в основной игре, — и страстное желание всеми силами цепляться за жизнь, и некоторую задиристость, и суть ее отношений с Джоэлом. Без прошлого нет и будущего.
► Как и The Last of Us, дополнение начинается с «постельной» сцены. Вряд ли это вышло случайно.
Как и все дети, родившиеся в новом кошмарном мире, Элли с малых лет живет в военной школе. Привычные жизненные радости сведены к минимуму, главная цель здесь одна — выжить. Ранний подъем, уроки обращения с оружием, почти полная изоляция от внешнего мира — в этой рутине ребенку совсем не просто найти хоть какой-то повод для радости. И тут в лагерь возвращается бунтарка Райли — лучшая подруга Элли, успевшая за время своего долгого отсутствия примкнуть к повстанцам. Попытка девочек наладить подпорченные отношения обернется пронзительной историей об упущенном детстве и настоящей дружбе, которая успеет начаться и завершиться в один-единственный день.
► У них есть только один день, чтобы успеть все.
Местом действия Left Behind становится заброшенный, но все еще функционирующий торговый центр, куда давние подруги отправляются с одной простой целью — развлечься. Со свойственной только детям беззаботностью они не могут пройти мимо карусели, фотобудки и магазина с масками — редкий шанс насладиться жизнью на полную катушку Элли и Райли будут использовать до конца. А параллельно с этим девочки временами смешно, а временами пугающе по-взрослому будут то просить друг у друга прощения, то слать куда подальше в попытках понять, насколько ценна настоящая дружба в мире, где людям друг до друга нет дела.
Но даже искренняя детская радость Элли от первого в жизни катания на карусели не дает отделаться от мысли, что все обречены. Мы играли в The Last of Us, мы видели будущее, мы знаем, чем кончится история дружбы девочек, и от этого действительно становится страшно.
► Два подростка сбегают, чтобы как следует оторваться. Казалось бы, клише, но в Left Behind оно раскрывается с необычной стороны.
Как и в оригинале, сюжет не представляет собой ничего изысканного и вряд ли вас сильно удивит (хотя кое-что эдакое все же есть), но суть не в этом. Суть в зоне комфорта, из которой вас постоянно будут с треском вырывать, заставляя думать о том, что осталось позади. Ведь это именно вы будете кататься на каруселях, именно вы нацепите дурацкую маску оборотня и изобразите грозный рык — воспоминания Элли неизбежно натолкнут вас на свои собственные, заставят вспомнить лучшие моменты вашего детства. И это бесценно.
В Left Behind гораздо меньше действия, зато много созерцания, исследования и размышлений. Вспомните великолепный эпизод с жирафами из оригинала — Left Behind на две трети состоит из вполне сопоставимых с ним сцен.
► Субъективно картинка стала еще лучше. Внимание к мелочам по-прежнему просто потрясает.
Сколь бы трогательна ни была здешняя история, дополнение The Last of Us невозможно представить себе без симуляции выживания, которая успела нам так полюбиться. Поэтому разработчикам пришлось пойти на компромисс: в игре существует вторая сюжетная линия, развивающаяся в похожем торговом центре, но удачно вписанная в повествование The Last of Us. Своей схожестью с основной игрой эти отрезки быстро вызывают чувство дежавю: приготовьтесь красться в тени, прислушиваться к зловещему клокотанью зараженных, беречь патроны и собирать предметы из подручных средств — за исключением пары нюансов здесь мало что изменилось.
А что-то даже удалось лучше: отсутствие управляемого компьютером напарника помогло избавиться от редких, но разрушающих правдоподобие огрехов искусственного интеллекта. В нескольких сценах даже появляется столь желанная возможность стравить зараженных и бандитов, а самому побыть наблюдателем и лишь расправиться с немногочисленными выжившими. Красота!
► В открытый бой вступать не стоит, особенно на повышенном уровне сложности. Лучше незаметно выскочить из укрытия и нанести пару смертельных ударов ножом.
Две реальности. В одной Элли наслаждается последними счастливыми минутами жизни, в другой — пытается выжить. В одной — беззаботность, в другой — вопиющая ответственность. Счастье против тоски. Дружба против одиночества. Вся история Left Behind построена на контрасте, неизменно вызывающем карусель из эмоций и сливающемся затем в единое целое.
Умение создавать такие произведения — это искусство.
УСЛАДА ДЛЯ УШЕЙ: Специально для дополнения оскароносный Густаво Сантаолалья написал еще несколько до дрожи атмосферных музыкальных треков. Они входят в состав сборника The Last of Us Vol. 2, который можно послушать, к примеру, здесь.
* * *
Left Behind за короткие пару часов с легкостью подтверждает, что студия Naughty Dog сейчас в авангарде игровой индустрии. Манера повествования, передовая графика, отменная режиссура — все это находится на ином, почти не достижимом для большинства студий уровне. И тут уже не важно, идет ли речь о полноценной игре или о скачиваемом дополнении. DLC можно покритиковать разве что за краткость — и то исключительно из-за того, что такой мастерской работой хочется наслаждаться подольше.
Особые рейтинги
10/10
Серьезные темы
Для нас The Last of Us стала «самой взрослой игрой на планете». Left Behind продолжает эту традицию, не стесняясь затрагивать «взрослые» резонансные темы. Играть в это бездумно — значит лишать себя едва ли не большей части удовольствия.
- самостоятельная, целостная и трогательная история
- необычная манера повествования
- чудесная картинка и мастерская режиссура.
- всего два часа геймплея, а ведь The Last of Us не может быть слишком много!
9/10
Геймплей
10/10
Визуальный ряд
10/10
Интерфейс и управление
10/10
Звук и музыка
Уйти домой
Не понять весь шум вокруг нестандартности отношений Элли и Райли.