Transistor
Близкие по духу
Правильные истории начинаются сначала. С этой все не так просто.
Вот девушка, чей мир перевернулся. Она совсем одна, немая и почти беззащитная. Знает, что на нее ведут охоту.
Она подходит ко мне, и я вспоминаю, что в этой истории у меня совсем другая роль.
Прости, Ред. Я немного задумался.
[[VIDEOID_12843]]NO_DESC[[/VIDEOID_12843]]
повторить();
Transistor похожа на Bastion. Ее делала та же студия, с тем же сценаристом, с теми же дизайнерами, с тем же художником, с теми же программистами и даже с тем же голосом для главной роли. Transistor похожа на Bastion, и одновременно она совсем другая.
Была сюрреалистическая притча о конце света — стало задумчивое путешествие в стиле киберпанк. Были сумбурные сражения в духе Diablo — стала интеллигентная помесь боевика и тактики, с активной паузой. Ну а Логан Каннингем, сыгравший в Bastion престарелого рассказчика, теперь звучит совсем иначе. В тот раз его герой вещал со стороны, уже все переживший и прекрасно знакомый с тем, что произойдет дальше. Со спокойным, размеренным голосом, не упускающий ни единой возможности подначивать за очередную выходку. Теперь же голос Логана принадлежит совершенно другому человеку. Даже не так: он принадлежит тому, что от этого человека осталось. Он застрял внутри Транзистора.
► Город Клаудбанк — место, где модерновая вычурность стоит превыше утилитарности. Но красив он до умопомрачения.
Что такое Транзистор — точно сказать сложно. То ли меч, то ли огромная печатная плата, спаянная по образу и подобию клаудовского Buster Sword. Он умеет воспринимать следы — остатки данных о погибших людях, которые, если не вдаваться в теологию и технические детали, можно условно считать душами. Все, что мы можем узнать о жертвах Транзистора, находится в этих следах. Но в них нет ничего о том, кем был человек, чей голос мы постоянно слышим. Знаем только то, что главная героиня — Ред — ему очень дорога.
Ред — звезда Клаудбанка, талантливая певица, чьи песни питают и вдохновляют половину города. Теперь Ред лишилась голоса, и ей в руки попал Транзистор. Она знает, что рано или поздно до нее доберутся.
атаковать();
На протяжении большей части Transistor Ред приходится бороться с Процессом — так зовут существ (организмы? роботы? программы?), внезапно заполонивших весь город. Битвы с ними требуют не столько реакции, сколько грамотного позиционирования: обойдя стадо Процесса с нужной стороны, можно зацепить одним ударом сразу нескольких противников. Так делать нужно, хотя в реальном времени это не очень удобно.
Когда заполняется шкала вверху экрана, можно перейти в режим планирования. Время останавливается, и вы можете задать порядок действий (пойти сюда, обойти того, ударить этого под таким-то углом, повторить) и мгновенно выполнить его одним нажатием кнопки. После этого остается маневрировать, избегая урона, пока шкала не заполнится снова.
► Эти противники — одни из самых легких. Но у них, как и у всех, постепенно появляются новые противные способности — вроде луча, притягивающего Ред.
Разновидностей Процесса чуть больше десятка. Например, здоровенные болваны (Jerks) гоняются за Ред и пытаются ее задавить, тупицы (Cluckers) работают дальнобойной артиллерией, а сорняки (Weed) просто торчат из земли, обжигая, если к ним подойти, и исцеляя раненых «друзей».
Спуская на Ред разные виды Процесса в разных комбинациях, игра заставляет подстраиваться и время от времени перестраивать тактику. Для этого есть набор умений — их для антуража прозвали «функциями». Функции можно использовать как активные умения (которых в Транзистор влезает не больше четырех) либо как пассивные модификаторы. Чем дальше, тем больше таких модификаторов загружается в память.
Усилий в бою приходится прикладывать не слишком много, но достаточно, чтобы было интересно. Правда, ближе к середине игры находится одно из многих сочетаний функций, способных мгновенно прикончить кого угодно, и играть становится слишком легко.
На всякий случай есть набор модификаторов-ограничителей (один удваивает получаемый урон, другой ограничивает в использовании умений, и так далее), за их использование полагается небольшой бонус к опыту и кратенькие записи о природе Процесса. Но постоянно держать их включенными имеет смысл, только если вам очень хочется проблем. В Transistor вряд ли стоит играть ради драк. Они есть, они не раздражают, но в отрыве от всего остального малоценны. Как и в Bastion, геймплей здесь беспрекословно подчиняется истории.
► Умения, они же «функции». Их можно использовать как спецудары, а можно поместить в ячейку для пассивных модификаторов, улучшающих способности Ред. ► Ограничители. Десять штук, по числу основных разновидностей Процесса. Каждый вешает на вас какое-нибудь ограничение, вроде невозможности загрузить в память слишком много умений.
смысл_жизни.осознать();
Киберпанк у Supergiant получился очень своеобразный — спокойный, мечтательный, почти отрешенный. Transistor похожа на один длинный непрекращающийся диалог, в котором один собеседник (Ред) не произносит ни слова, а второй (Транзистор) продолжает говорить несмотря ни на что. И даже когда вы в бою, эта беседа не утихает. Транзистору всегда есть что сказать.
Основная сюжетная линия не дает избыточной информации. Одних только видов Клаудбанка и несмолкающего монолога Транзистора достаточно, чтобы создать прочный образный каркас, на котором балансирует вся игра. Она держит интригу, заставляет поверить, что этот мир работает, но в то же время не вынуждает разбираться в его устройстве, чтобы прочувствовать все.
► По-разному используя свои умения, вы можете открыть новые факты из биографий пропавших жителей Клаудбанка. Чтобы получить сравнительно полное представление о мире, без этих фактов не обойтись.
Можно копнуть глубже. По частям собрать биографии людей, поглощенных Транзистором, вытащить на свет записи о повадках Процесса и зачитаться новостными сводками с расставленных по всему городу терминалов. Тогда вы поймете еще и то, как все это работает. Кто такие Камерата. Какую цель они преследуют. Зачем был создан Процесс. Какую роль во всем этом играет Транзистор. Почему именно Ред.
Что-то, конечно, останется тайной — ровно то, где однозначные ответы только помешали бы. В конце концов, мы не знаем даже, реален ли Клаудбанк. Что именно нас окружает, что происходит внутри Транзистора и что из этого настоящее? В этой вселенной нет явных дыр и пробелов, но есть пространство для теорий. И в этом Transistor очень похожа на предыдущую игру студии.
Но в Transistor гораздо лучше, чем в Bastion, выдержан темп рассказа. Основу Bastion составляли три вещи: сражения, сражения и, чтобы не рушить гармонию, сражения. Transistor это преодолела. Схваток в ней меньше, но между ними больше исследования и __ гораздо больше эффектных созерцательных моментов. Когда привычный вид сверху впервые сменяется широкой и чудовищно красивой панорамой города, становится подозрительно хорошо. « Привет, мир », — говорит Транзистор. Он к такому уже привык.
выразительность = выразительность + 1;
И даже внешне Клаудбанк не слишком похож на типичный киберпанковский город. Сомнений нет, классика жанра (особенно японская — Ghost in the Shell и прочие) послужила главным источником вдохновения. Но ничуть не меньше здесь ощущается влияние живописи модерна. Фигура главной героини, абстрактные золотистые фоны, всевозможные завитушки и узоры из «глаз» — все это вызывает в памяти картины Густава Климта и других классиков югендштиля. В Transistor все это смотрится невероятно органично. Больше ни одна игра так не выглядит.
► Смена перспективы всегда к месту. И пусть никакие конкретные геймплейные механики на этом не построены, зрелище всегда завораживает.
И ничто на свете так не звучит. Может быть, саундтрек Bastion оригинальнее сам по себе, но музыка Transistor намного сильнее внутри контекста. Она даже не то что помогает создать настроение, она формирует его с нуля. Композитор Даррен Корб снова не стал ограничиваться одним стилем: здесь есть киношный пост-рок, трип-хоп, хорошие поп-песни, нехитрый IDM, а в паре композиций и вовсе включаются акустическая гитара с гавайских пляжей.
Однако в любой ситуации музыка остается меланхоличной, почти безразличной к происходящему — и, как ни странно, идеально уместной. Она постоянно перетекает из одного состояния в другое: когда начинается бой, к фоновой теме подключаются новые инструменты, а в тактическом режиме с фона исчезнет все, кроме базового ритма, и на первый план выйдет голос Ред, мурлычущей мелодию себе под нос. И в такие моменты драться ни с кем не хочется. Хочется слушать.
* * *
Transistor можно пройти часов за пять, но мы не удивимся, если вы захотите вернуться к ней снова: вникнуть в происходящее, уже имея представление об этом месте, удовлетворить любопытство и понять мотивы каждого из действующих лиц. И даже при том, что Transistor совершенно линейна, второе погружение будет не похожим на первое — со второго раза Клаудбанк воспринимается совершенно иначе. Это непривычное ощущение. Но чертовски приятное.
Особые рейтинги
8/10
Реиграбельность
В Supergiant понимают, что кому-то наверняка захочется пойти на второй круг, поэтому при повторном прохождении вы сохраните все умения и столкнетесь со случайно сгенерированными стадами Процесса. Ничего принципиально нового — все то же, только сильнее. Но возвращаться имеет смысл не столько ради новых стычек, сколько ради упущенной информации и необязательных уровней-испытаний. Последние — как в Bastion: вас просят как можно эффективнее использовать имеющиеся инструменты для достижения какой-либо хитрой цели.
7/10
Перевод
Хороший. С учетом того, что Bastion обошлась вообще без русских субтитров, от их наличия в Transistor радостно вдвойне. Придраться есть к чему: пара опечаток и не всегда верно переданная эмоциональная окраска. Но в остальном порядок. К наименованиям Процесса, например, подошли вполне творчески.
- интригующая подача истории и вселенной
- простая, но изящная боевая система
- умный подход к настройкам сложности
- за арт и звуковое оформление можно простить все.
- слишком скоро заканчивается
- со временем начинает казаться, что сражения тут только для разрядки.
8/10
Геймплей
10/10
Визуальный ряд
8/10
Интерфейс и управление
10/10
Звук и музыка
ТРАНСГУМАНИСТ 2.0
Осознать, что совершенствовать тело глупо, и начать прокачивать разум.