The Last Door
Близкие по духу
Ее владелец, Родерик Ашер, в ранней юности был со мною в дружбе; однако с той поры мы долгие годы не виделись. Но недавно в моей дали я получил от него письмо — письмо бессвязное и настойчивое: он умолял меня приехать. В каждой строчке прорывалась мучительная тревога. Ашер писал о жестоком телесном недуге… о гнетущем душевном расстройстве… о том, как он жаждет повидаться со мной, лучшим и, в сущности, единственным своим другом, в надежде, что мое общество придаст ему бодрости и хоть немного облегчит его страдания.
Эдгар Аллан По, «Падение дома Ашеров»
The Last Door — один в один как рассказ Эдгара По, фрагмент из которого попал в эпиграф. Но для нас, в отличие от главного героя, эта история начинается отнюдь не с письма давнего друга. Для нас она начинается с самоубийства. Чьего, вы спросите? Автора письма.
Зачем он так? Посмотрим.
По ту сторону дверного проема
На календаре 1891 год. Уже провозглашена императрицей Индии королева Виктория, уже состоялся первый Уимблдонский турнир, а Шерлок Холмс уже десять лет как знаком с доктором Ватсоном.
Самое викторианское время, какое только можно себе представить.
Джереми Дэвитт, получив письмо с одной-единственной строкой, цитатой из Матфея — Videte ne quis sciat («Смотрите, чтобы никто не узнал»), спешно собирается и едет в Суссекс, предполагая, что с его другом Энтони случилось какое-то несчастье. Эта фраза еще со школьных времен была их паролем, своего рода масонским знаком, но Джереми едва ли мог предположить, что прошлое решит постучаться к нему с такой бесцеремонностью. И тем более не мог ожидать, что старинный особняк Бичуэртов встретит его безмолвием, в котором даже скрип полов и вороньи крики могут показаться оглушительными.
Птичья тема, к слову, вообще представляет собой ступицу, вокруг которой вращается эта история. Так, один из членов их школьного «Клуба четверых» говорит нашему герою — после того, как тот не ясным даже ему самому способом избегает неминуемой гибели, — что их всех хранит «Великая птица». Вороны встречают Дэвитта, когда он приезжает в Суссекс; на стенах его альма-матер, закрытой после их выпуска и переданной монахиням под больницу, — схематические изображения птичьего глаза.
► Начало истории. Подход к делу основательный, но какой-то упаднический.
Что грозит этим четверым, давным-давно окончившим школу; какую тайну скрывает строка из Матфея; чем обернулась тяга к неизведанному для каждого из них и для того пятого, которому стоило бы предостеречь их, а не участвовать, — все это вопросы, которые хотя бы отчасти относятся к миру рационального, познаваемого. Но по мере движения вперед кажется, что рацио занимает Дэвитта все меньше, несмотря на все его здравомыслие и философский подход.
По эту сторону
The Last Door вполне отвечает определению, данному квестам Августином Кордесом, создателем Scratches : «Мы можем просто сказать: «Я хочу рассказать эту историю!», а затем придумать под нее игровой дизайн. В таких условиях наш жанр работает лучше всего». Эта история прямолинейна и не допускает ветвлений сюжета, что, казалось бы, должно успокаивать. Ведь если персонажу что-то суждено каноном игры — этого не избежать, а значит, невозможно совершить ошибку, которая обернется чем-нибудь фатальным. Должно, но — и это удивительно! — отчего-то совершенно не успокаивает. Перед нами полноценный хоррор, и с созданием подобающей атмосферы разработчики справились безупречно.
► Это не кривые черные галочки на багровом фоне. Это вороны.
Конечно, львиная доля того тревожного ожидания, что помимо воли накрывает игрока, идущего вместе с Джереми по сумрачным английским просторам и интерьерам, обязана своим возникновением озвучке. Точнее, звукам вообще и музыке — в частности. Карлос Виола создал по отдельному альбому для каждого эпизода; пронзительные струнные и фортепианные композиции настолько точно легли в канву истории, что стали ее неотъемлемой частью. Без них ощущение надлома, которым полон окружающий Джереми мир, было бы и вполовину не столь сильно.
Помимо музыки, в игре исключительно хороши звуки: все эти шаги, шелест бумаги, скрип дерева, отдаленные вороньи крики дают воображению дополнительную точку опоры, а картине происходящего — недостающую глубину.
► Склеп, скрипка и лунный свет. Вообще-то в этом саркофаге была похоронена некая Дафна, покорявшая сердца своим необыкновенным голосом. Но сейчас внутри ни гроба, ни тела.
Не верь глазам своим
Дело в том, что графика в игре пиксельная.Очень пиксельная, и это не ошибка и не недоработка. Едва намеченные очертания человеческих фигур и условность пейзажей в сочетании с очень яркими и объемными звуками дают впечатляющий эффект достоверности. Нет, здесь не будет ни реалистичности Scratches, ни фактурных деталей, как, к примеру, в Darkness Within, ни тонкой игры полутонов, как в мистическом « Сублюструме ». Графика дает лишь основу, лишь базу для воображения, но, как ни странно, этого вполне достаточно. Оказывается, совершенно неважно, насколько тщательно прорисован герой, чтобы опасаться вести его в темную комнату, дверь которой еще пару секунд назад была не просто закрыта, а заколочена досками.
► Небольшой полустанок между больничной койкой и свежей могилой на прилегающем кладбище. Некоторые, как можно видеть, сопротивлялись.
Как и в Scratches, погружаться в мир неприглядных тайн, обманчивых туманов и прошлого, которое временами пытается подменить собой настоящее, игроку предстоит постепенно. Поначалу Джереми Дэвитт, только-только вошедший в дом своего старого друга и не обнаруживший там ни единой живой души, выглядит и действует как совершенно здравомыслящий, даже слегка меланхоличный взрослый человек. Он вообще, кажется, не склонен к проявлениям бурных эмоций и лишь пару раз, в особых случаях, позволяет себе ошеломленно воскликнуть. Но чем дальше, тем сложнее нам будет отделить реальность от галлюцинаций, а мистику — от результата экспериментов с химическими веществами. Это викторианская Англия, невозможная как без научных достижений, так и без духовных исканий, способных куда только не завести пытливый разум.
В поисках истины и подсказки
Джереми чаще придется работать с химическими реактивами, чем с механизмами, а создание инструментов из подручного хлама — дело, в общем, привычное для любого квеста. В целом, загадки нельзя назвать сложными. Да, порой авторов слегка заносит, и тогда герою приходится предпочесть более сложный вариант решения проблемы более простому, но с кем не бывает? Здесь головоломки даже непривычно логичны для квеста. От пиксель-хантинга нас тоже избавили: квестовые предметы достаточно велики, чтобы не промахнуться при поиске, а лаконичные реплики Джереми подсказывают, как их использовать. Инвентарь невелик, управляется — как и вся игра — одной кнопкой мыши.
► «Клуб четверых» в сборе, можно начинать пускать свои судьбы под откос. А, и чужие — тоже.
Нам почти не оставили шанса заблудиться, прийти не туда или раз двадцать обойти вокруг кроличьей норы, не находя входа: локации невелики, а иногда еще и поделены на подлокации. Наша деятельность в каждом конкретном эпизоде сосредоточена на небольшом пятачке земли — в отличие от многих своих соратников по игровому ремеслу, разработчики не заставляют героя наматывать бесконечные петли и восьмерки по предложенной территории.
Тем более что эти скудные пустоши способны вызвать скорее уныние и мысли о бренности всего сущего, нежели страх или тем более ужас. Не окружающая природа, а истории человеческих судеб порождают жутковатое ощущение, что мир героя то ли болен, то ли безумен, а самые благородные стремления все равно приводят в итоге к сумасшествию или к смерти.
* * *
Первый сезон The Last Door составляют четыре эпизода, которых в сумме хватает часов на шесть-семь. Последний из них, вопреки всем надеждам хоть немного разобраться в творящемся безумии, лишь умножает неопределенность. Герой в прямом и в переносном смысле уходит в туман, не удосужившись поделиться с нами ни своими выводами касательно произошедшего, ни своими ожиданиями будущего.
Работу над вторым сезоном The Game Kitchen собираются начать уже летом — и они твердо намерены не сдавать завоеванные позиции. Хочется верить, что эту историю ждет достойное завершение. Она того стоит.
Особые рейтинги
10/10
Клише во благо
Казалось бы, страшных сказок про времена правления королевы Виктории рассказано уже столько, что ничего нового и придумать нельзя. Может, и нельзя. Зато можно взять все, что было рассказано, и разложить заново, как хороший пасьянс.
- мощная атмосфера вопреки минималистской подаче
- великолепная музыка
- заигравшие новыми красками старые шаблоны
- сюжет интригует до конца.
- многие «ружья» так и не выстрелили
- во флэшбеках не всегда понятно, что и с кем происходит.
8/10
Геймплей
6/10
Визуальный ряд
9/10
Звук и Музыка
7/10
Сюжет
Смешение реальностей
С четверть часа блуждать по особняку в поисках мяукающего кота и только потом сообразить выпустить с балкона собственную кошку.