Legend of Grimrock 2
Близкие по духу
Пару лет назад Legend of Grimrock от маленькой финской студии чудом вернула моду на dungeon crawler в реальном времени. Дальше могла последовать старая как мир история про «3/10 за самоповторы, и до третьей части свободен», но Legend of Grimrock 2 так отчаянно демонстрирует свою изобретательность, что ей прощаешь и перекраску старослужащих, и управление для осьминогов.
Ребятня и взрослые пропадают зря
Вторая серия начинается так же традиционно, как и первая, только на этот раз четверка узников попадает не в подземелье с ловушками, а на необитаемый (вроде бы) остров. Вообще, раньше тут явно жили — а судя по отдельной локации с огромным погостом, еще и помирали. Послания от «хозяина острова» наталкивают на мысль, что здесь есть как минимум один живой и, вероятно, томящийся одиночеством человек.
Диспозицию объясняют в первый же час: нужно прошвырнуться по окрестностям, собрать разбросанные драгоценные камни, превратить их в эссенции в элементальном храме… короче, обойти все подземелья, убить всех боссов и, при желании, обнести все секретки и сундуки.
► Выход на свежий воздух несомненно пошел «Гримроку» на пользу.
Коварный замысел разработчиков, как обычно, становится ясен уже в главном меню. Я провел час, подбирая себе партию из всего-то четырех персон. Пять рас, восемь классов и почти два десятка навыков, полезность которых вне контекста не понять, — это очень серьезно для игры, про которую ты заочно знаешь только то, что дальше будет сплошной ад. Что каждая единица характеристики — на вес золота, и что малейшая ошибка может стоить двадцати-тридцати часов пока еще молодой жизни.
Впрочем, во второй части ошибки в развитии не так фатальны. Если вы понимаете, что делаете, то достаточно скоро сообразите, что делаете не так, и получите шанс исправиться. Legend of Grimrock 2 как ваш любимый школьный учитель: жестока, но справедлива.
Sapienti sat
Первые кадры ошеломляют. Морской берег, белый песочек, вдали какая-то черепаха виднеется — так и хочется бежать… ан нет, тайлы никто не отменял. Ходим строго в четырех направлениях, можно боком. Изучаем местность, шинкуем черепах на еду, опустошаем плохо спрятанные сундуки. Найденные записки читаем и сохраняем. В письмах и настенных скрижалях сообщается достаточно, но если вы при всем при этом не расколете первую же головоломку, то грош вам цена, и нечего даже пытаться пройти дальше.
За головоломки очень хочется похвалить дизайнеров. Они почти не повторяют ни себя, ни те, что были в Legend of Grimrock (ходят слухи, что некоторым до сих пор снится «шахматная комната» из первой части). И пусть некоторые ребусы взяты скорее из мировой практики, чем из финских голов, они все равно смотрятся в новом «Гримроке» свежо и красиво. Самое прекрасное — даже если вы разгадали правила, по которым они работают, в какой-то момент все равно потребуется выйти за их рамки.
► Одежки с требованиями к конкретному навыку вовремя подскажут, что стоит учить в ближайшее время.
► Волшебник в команде просто необходим: во-первых, не каждую тварь можно зацепить кинжалом или молотом, а во-вторых, вместо груды факелов достаточно одного заклинания.
Сказка о потерянном времени
В свободное от работы головой время придется как следует пощелкать мышью. Вскрытие секреток, сбор хорошего гардероба и разбор рюкзаков — зло привычное, но так надо. Сами поймете, когда дело дойдет до крови.
Основной претензией к Legend of Grimrock было управление. Чтобы все герои атаковали, нужно поочередно щелкнуть по значкам их оружия, а чтобы произнести заклинание — еще и прочертить мышью рунную загогулину. Даже в Eye of the Beholder двадцатичетырехлетней давности, по образу которой лепили первый «Гримрок», под атаку была выделена отдельная клавиша. Но финны упрямо гнут свою линию и заставляют прощелкивать все вручную. Если головоломки требуют холодной головы, то сражения — горячих пальцев.
► Хозяин острова любит оставлять записочки в дуплах и на чьих-нибудь трупах. Он любит ехидничать, но порой дает полезные советы.
► Для удобства перемещения основные локации связали посредством этакой узловой станции. Но вообще бэктрекинг — беда обоих «Гримроков». ► Забытое мастерство отметок на карте можно сразу нагрузить отключением автокартографирования. Но такой хардкор — лишь для тех, у кого за невысоким забором по соседству расположен склад тетрадок в клеточку.
Впрочем, к этой странности привыкаешь, благо в боевой формуле по-старому работает не только управление. Как и два года назад, ничто не мешает нарезать круги вокруг любого монстра, не позволяя ему ни двинуть как следует, ни гадость какую наколдовать. Если ваш показатель действий в секунду ниже среднего по Республике Корея, нанести удар успеют не все ваши сопартийцы — но, в конце концов, это и не нужно. Знай себе обновляй пожарное заклинание да вваливай дубинкой потолще.
Но это скорее не промах, а странная особенность, которую финны активно эксплуатируют. Враг далеко не всегда ходит поодиночке. Бои со многими боссами построены как раз на необходимости контролировать и главную цель, и ошивающихся неподалеку друзей и родственников Кролика. Придется не раз загружать сохранение перед схваткой, чтобы вымерять и выверить подходящую тактику.
► Самое мучительное в любом бою — это когда подающие надежду сытые, обутые и хорошо вооруженные бойцы мажут на ровном месте. А на прокачку Accuracy опыта, как водится, жалко.
► Одиночного противника можно кайтить по округе. Если эта округа вообще есть — иначе, попав в тупик, лучше сразу спиливать мушку. ► Многие монстры (а также пиктограммы, элементы интерфейса и другие ассеты) переехали прямиком из первой части. Но спустя два года этого можно и не заметить.
* * *
Первый «Гримрок» утомлял необходимостью бродить туда-сюда по унылым подземельям. Здесь же есть и болота, и лесные тропки, и подземелья (само собой) — разнообразие игре очень к лицу. И хотя от многих недочетов так и не избавились, за один только закат на морском берегу, постоянное чувство новых открытий и шикарную головоломку про «камень-ножницы-бумага» Legend of Grimrock 2 можно простить почти все ее недостатки и самоповторы.
Но все-таки хочется, чтобы третья часть была ближе к чему-нибудь вроде Wizardry и Might & Magic. Искусство ползания по подземельям финны освоили в совершенстве — пора браться за города, светскую жизнь и какую-никакую экономику.
Особые рейтинги
9/10
Серые клеточки
Несложно предположить, что в Legend of Grimrock 2 сложно не предполагать вообще. Игра в равной мере требует фантазии, пространственного воображения, логических построений, знания английского языка на уровне «как называются стороны света» и пытливости пополам с усердием. Секретки, записки, головоломки, тактики на боссов — это все-все-все про вашу голову. Не уверен — не влезай.
Очень сложно закрыть глаза на все те ухищрения, с помощью которых в Legend of Grimrock 2 решены кое-какие старые задачи, но невозможно убедить себя, что эта игра хуже или равна первой части. Конечно, она лучше.
- неожиданно — свежий воздух со всеми его бонусами
- традиционная нетривиальность головоломок
- очень живописная местность
- редактор подземелий — а значит, и пользовательский контент.
- все та же неуклюжая боевка в стиле pull & kite
- бэктрекинг можно было сделать и получше.
9/10
Геймплей
8/10
Визуальный ряд
7/10
Звук и музыка
6/10
Интерфейс и управление
Борец с системой
Решить головоломку с нажимными плитами, как в Dance Dance Revolution , простым перебором движений.