Styx: Master of Shadows
Близкие по духу
Глен Кук, «Приключения Гаррета»
Французская Cyanide Studio часто выпускает игры с оригинальными находками, но угрюмым и однообразным геймплеем. Of Orcs and Men, ролевку об униженных и оскорбленных злобными человеками орках, вообще, похоже, создавали в приступе мизантропии. Там даже механика такая, будто главная задача игры — насолить игроку.
Но одним из немногих поводов терпеть издевательства Of Orcs and Men были непростые отношения двух ее героев: здоровенного орка Аркаила и злобного гоблина Стикса. Теперь похождениям зеленого коротышки решили посвятить целую игру. Такую же злую и угрюмую — однако куда более занимательную.
Зеленый гоблин
Начинается Styx без прелюдий. Вот башня Акенаш, в глубинах которой сокрыто Древо, чья смола — источник бесконечного могущества. Стиксу позарез нужно немного этого самого могущества, и он лезет за ним в Акенаш.
Происходящее отдает фэнтезийным нуаром в духе Глена Кука. Хрупкий мир между людьми и эльфами держится чуть ли не на жвачке, роль которой отведена пресловутому Древу. Самого Стикса во вступлении ловят, и вместе с человеческим правителем вы должны разобраться, как гоблин просочился в Акенаш. Ну и посмотреть, что будет дальше.
Единственный способ пройти Styx — это пройти ее тихо. Если враг замечает Стикса, лучше просто бегите, иначе придется вовремя нажимать кнопку блока, чтобы потом убить контратакой. Реализовано это настолько криво, что поначалу вы, скорее всего, вообще не сможете отразить удар. Особенно если выбрали сложность выше средней. Гибнет гоблин от пары-тройки тычков.
► С рыцарями и эльфами спорить бесполезно: прикончат одним ударом. Им даже обычные скрытные атаки не страшны: на рыцаря, скажем, придется обрушить люстру.
► Еще вас ждут слепые жуки с чутким слухом и дрыхнущие орки, способные видеть сквозь сон. ► Трупы можно прятать по шкафам и сундукам, скидывать с обрыва или растворять кислотой. Последнее особенно полезно, если вас услышали из другой комнаты и уже идут проверять, кто это там буянит.
Симулятор гоблина
Зато Стикс умеет прятаться в тенях и вентиляции, карабкаться по стенам и убивать — тихо и стремительно. Для упражнений в акробатике выделили карнизы и стальные кресты, недвусмысленно приткнутые к стенам в «нужных» местах. В сочетании с общим дизайном Акенаша это все вызывает в памяти Prince of Persia: The Two Thrones , но тамошнего разнообразия акробатических этюдов тут нет. Зато разрешают выбирать маршрут.
Дизайн локаций — одно из главных достоинств Styx. Они огромные, проработанные и разветвленные. Стражники и препятствия расставлены так, что Стикс вынужден всегда осторожничать и грамотно оценивать обстановку. Стоит потерять бдительность — и пиши пропало. О «жизни» на этих локациях, правда, особо не задумывались. Да, порой попадаются гражданские и можно подслушать светские беседы. Но все равно локации в Styx — это большие, продуманные полигоны для тренировки гоблина-разбойника. И только.
► На допросе Стикс ведет себя как заправский Риддик: мрачно шутит, цинично наставляет собеседников и сверлит глазами.
С одной стороны, тут куда больше свободы действий, чем в большинстве игр «с элементами стелса». С другой — ничего нового. Скрытные убийства обставлены в духе Hitman: Absolution: подкрадываемся, жмем на кнопку и либо сразу отпускаем, чтобы Стикс быстро прикончил жертву, либо держим, чтобы он сделал это тихо.
Если вы попытаетесь втихую убить одного стражника за спиной у другого, вас ждет неприятный сюрприз: у врагов отличный слух (и зрение тоже). Не хуже они слышат и гоблинские шаги, кувырки и прыжки. Поэтому ходить лучше не разгибая спины, а с высоты прыгать исключительно на коврики, чтобы приглушить шум. Чем выше уровень сложности, тем легче привлечь ненужное внимание.
Золотые сердца с червоточиной
Если в Of Orcs and Men противники вообще не замечали трупы товарищей, то здесь им плевать только на «несчастные случаи». Стикс может отвязать крепление люстры или ящика, доверив убийство гравитации. Стражники сбегутся на грохот, увидят труп, скажут: «Ну и ну» — и вернутся на свои посты.
Еще у Стикса многофункциональная рвота — в частности, ею можно отравить еду или воду. Отведав отравы, противник скончается, и его труп снова никого не насторожит. «Следов борьбы не видно. Похоже, несчастный случай».
А обнаружив жертву явного убийства, стражники позовут товарищей и с полминуты будут обыскивать каждый угол, заглядывая даже под столы и в бочки. А потом забудут и разойдутся по местам. Никакой усиленной охраны, никакой настороженности. Те, кто спал, пойдут спать дальше. По большому счету, тела прятать вообще не обязательно — если вы, конечно, не хотите получить побольше очков после задания.
► Янтарная татуировка Стикса светится в темноте. И опять напоминает о The Two Thrones.
► Со временем клоны научатся нападать на врагов. Еще их можно засунуть в шкаф или сундук — тогда они убьют первого стражника, который подойдет близко. ► Если вы ненароком что-то заденете, шум привлечет ближайших противников. В темноте особенно легко опрокинуть какое-нибудь ведро.
На задания вы попадаете из убежища, где тратите очки опыта на улучшения и пополняете запасы. У вас есть метательные ножи, песок (чтобы тушить факелы на расстоянии) и несколько склянок: кислота (трупы растворять), зелье здоровья и янтарь. Последнее — самое важное. Янтарь течет в жилах Стикса и учит его разным штукам — например, видеть в темноте. Но полезнее всего управляемые копии из Стиксовой рвоты: клоны чуть меньше самого гоблина и проникают в больше мест. А еще они могут подкрасться к стражнику и взорваться, оставив завесу дыма, — это помогает отвлечь внимание.
* * *
Styx выглядит жутко старомодной — это и ее главная беда, и отличительная особенность. Выйди она во времена PlayStation 2 — и уверенно заняла бы свое место на аллее славы стелс-боевиков. А сегодня Styx ценна прежде всего возможностью вернуться в злое прошлое — когда скрытность была не правом, а необходимостью.
Особые рейтинги
6/10
Долгое падение
Помните старые платформеры, где мы большую часть времени падали в пропасть? Cyanide помнят. Готовьтесь падать снова и снова, пока не привыкнете к местной механике.
8/10
Лабиринты разума
Вы не поверите, но в центре внимания игры… психологическая драма Стикса. Гоблин оказался не только умным и мудрым героем, но и страдающей душой с нелегким прошлым. Вся вторая половина Styx посвящена раскрытию его биографии — а заодно и проблеме самоидентификации.
Игра для любителей хардкорных стелс-боевиков и темного фэнтези. Если вы готовы примириться с ее недостатками, Styx: Master of Shadows найдет, чем вас порадовать.
- гоблин в главной роли
- хорошая стелс-механика
- интересная история
- мрачная, насыщенная атмосфера.
- низкобюджетное исполнение
- боевой системы с тем же успехом могло не быть вовсе
- однообразие.
7/10
Геймплей
6/10
Визуальный ряд
6/10
Интерфейс и управление
8/10
Звук и музыка
«ОП, МИЗАНТРОП»
Проникнуться гоблинской точкой зрения и развязать третью мировую.