Соник бьет Марио. Рецензия на Super Smash Bros. (Wii U)
Близкие по духу
Super Smash Bros. — это файтинг, где под одной обложкой собраны все маскоты и известные персонажи Nintendo, а заодно и некоторые другие герои. Но, что не совсем обычно, игра старается познакомить с этой развеселой компанией тех, кто не отличит Кирби от Джиглипафф.
Игре с формулой «собери их всех» совсем не обязательно быть блистательной, солидная база поклонников сама по себе может гарантировать успех. Но отдадим Nintendo должное: она не пытается выехать только на этом. Главная доля ощущений приходится на идеально выверенный геймплей, одновременно простой и глубокий.
Инь и ян
В управлении задействовано не очень много кнопок, особенно для японского файтинга: есть прыжок, слабый удар, сильный удар и блок. Спецатаки проводятся обычным сочетанием кнопок удара и направления. Нет привычных комбинаций, которые приходилось бы зубрить и оттачивать. В Super Smash Bros. главенствует другой не менее важный для виртуальных поединков элемент, который в иных файтингах зачастую теряется.
Здесь, как в Divekick, нужно грамотно позиционировать себя на поле боя. Если вы играете быстрым персонажем, в чьем арсенале большая часть приемов — выстрелы, держитесь подальше от кучи малы; бойцам же ближнего боя жизненно важно не выпускать противника из цепких лап.
При этом приходится оперативно подстраиваться под часто и быстро меняющуюся обстановку в бою. Ландшафт преображается на глазах — окружение обваливается, бойцы перепрыгивают с одного аэроплана на другой, внезапно вторгаются боссы и устраивают повальную резню. На некоторых аренах бои проходят сразу в двух местах — на переднем и заднем планах. Пространство меняется так стремительно, что вздохнуть некогда. А обилие бойцов (до восьми игроков) создает настоящее броуновское движение. Думать и реагировать в Super Smash Bros. приходится очень быстро.
► Житель деревни со своим горшочком и Линк с мечом и щитом — игре удается выдерживать общую стилистику даже для таких разных персонажей. ► Еще Super Smash Bros. отучает беспорядочно жать на кнопки. Цена ошибки слишком велика. Один неловкий промах — и противники тут же постараются выбросить вас с арены.
Один в поле не воин
Не родился еще тот смельчак, что сможет переплюнуть Nintendo по части наполнения своих игр. Режимы игры варьируются от обычной тренировки до развлечений в духе Mario Party. Здесь есть вариант настольной игры, где игрокам предстоит бросать кости, перемещаться по карте, собирать бойцов и усиления (power up), время от времени меряясь силами. Есть «Все звезды» в духе Royal Ramble — длинная цепочка боев на выбывание, между которыми нужно грамотно распоряжаться ограниченным количеством усилителей. Если в испытание заложена идея посложнее чем «победи всех», кратенькая инструкция разъяснит детали. А самих испытаний хватит на любой вкус.
► Единственный способ победить — вышвырнуть противника за пределы арены.
► Но и возвращаться на поле боя так же азартно. Тем более что у каждого персонажа найдется на этот случай особый эффективный прием.
Тем не менее удовольствие, получаемое от игры, напрямую зависит от того, сколько товарищей вам удалось посадить рядом. Если не вышло собрать у консоли достаточно народу — добро пожаловать в онлайн.
В сети все предельно корректно и гармонично. В большинстве соревновательных игр актуальна проблема гневных писем и выходов: будете доминировать в бою — противник разорвет соединение, лишив вас бонусов в статистике и наградив незаслуженным разрывом в оной, а после пришлет оскорбительное сообщение, подпортив настроение и себе, и вам.
В Super Smash Bros. предупреждают сразу — за выход во время боя и гневные письма можно получить бан. Только вот в теории постоянно нападать на одного и того же игрока тоже небезопасно — это уже слегка за гранью логики файтингов.
Помимо стандартных рейтинговых и обычных боев, временами проходят мировые состязания, в которых можно поддержать любимого персонажа, возводя его на вершину своими успехами. А сражаться с другими игроками по всему миру можно как одному, так и на пару с приятелем. И даже Wi-Fi-соединение не испортит малину.
► Финал турнира по Super Smash Bros. с прошедшей выставки Е3.
► К выходу SSB приурочили запуск серии фигурок Amiibo. Каждая из них — своеобразная «флэшка» с героем, которого можно развивать и учить новым трюкам. ► С помощью биты выбрасывать противников с арены куда как приятней. В игре есть редактор персонажей, где можно создать собственного бойца или изменить старого. А если придуманные разработчиками арены наскучат, можно собрать в редакторе собственную.
Чтение по диагонали
Super Smash Bros. — как большая энциклопедия. Здесь можно прочитать интересные факты о каждом персонаже, узнать, в каких играх они успели засветиться. Nintendo рассказывает даже о вишенках из Pacman и консервной банке из тира на NES и очень много внимания уделяет тому, чтобы поведать предысторию каждой детали. В игру вшито множество демоверсий стареньких восьмибитных игр, в которые можно поиграть несколько минут и увидеть, где и когда впервые появились главные персонажи японского платформодержателя, и есть целая галерея призов, в которой коротенько расскажут об интересных фактах, связанных с ними.
Но в то же время разработчики будто совсем не заботятся о том, чтобы объяснить новичкам, как справиться с управлением и понять механику боев в самой Super Smash Bros. Приходится читать об управлении в электронной инструкции или зависать на титульном экране, где после нескольких презентационных роликов вам покажут видео обо всех особенностях здешней механики. В Nintendo почему-то решили, что с их персонажами знакомить непременно нужно, а с механикой игры аудитория разберется сама.
За визуальной простотой может показаться, что и новичок, и старожил легко сумеют сражаться на равных. Но серии уже пятнадцать лет, и целая орда поклонников в онлайне готова доказать, что это совсем не так. Так что на первый раз лучше обзавестись товарищами и дополнительными геймпадами.
► Сантехник вернулся! Да здравствует сантехник!
► У каждого персонажа свои сильные и слабые стороны. Кто окажется сильнее в этой титанической четверке — зависит лишь от игроков. ► В местном буйстве спецэффектов потеряться не сложнее, чем где-нибудь в Ultimate Marvel vs. Capcom 3.
* * *
Отсутствие обычных комбинаций и высокая динамика делают сражения в Super Smash Bros. на редкость целостными. В привычных файтингах не доведенная до конца комбинация создает неловкую паузу, а незнание приемов вгоняет в ступор. Здесь же поединки ощущаются как непрерывные и полные уникальных ситуаций. Новый бой никогда не будет похож на предыдущий. А уйма контента не даст заскучать в одиночестве.
Super Smash Bros. грациозно балансирует на грани, разделяющей развлечение для всех и серьезное соревнование. Она идеальна для вечеринок и больших компаний. Но даже одиночкам она легко скрасит вечера благодаря разноплановым режимам и онлайну, а заодно расскажет историю игр Nintendo (и не только). Однако механику игры новичкам придется осваивать самостоятельно.
- выше разрешение, больше арен и режимов по сравнению с версией для 3DS
- запредельная динамика
- прорва трофеев и экскурсов в историю
- простота управления
- механика, работающая в диапазоне от простого развлечения до игры, требующей отточенного мастерства.
- между новичками и старожилами — целая пропасть
- нет внятного обучения
- полностью игра раскрывается лишь в большой компании.
10/10
Геймплей
9/10
Визуальный ряд
10/10
Интерфейс и управление
8/10
Звук и музыка
ARMAGEDDALITY!
Играя за Боузера, съесть Марио, перепутав его с грибом-усилителем. И положить конец целой вселенной.