Космос по колено. Обзор Sid Meier’s Starships
Близкие по духу
Прежде всего, призываем оставить надежду тех, кто ждал обновленную Civilization. Да, это немного обескураживает, но имя Сида Мейера столь крепко пришито к «Цивилизации», что даже Pirates и Railroads видятся отдельными, посторонними объектами. В Sid Meier’s Starships «именитая» приставка не для красоты. Мейер собственной персоной работал над этой игрой, даже стримы регулярно вел. Мы добавили бы «не покладая рук», но сами задаемся вопросом: а куда их там прикладывать-то?
В бесконечность!.. и всё
Мы уже рассказывали о Starships , притом совсем недавно. Игра вышла неожиданно для всех, без лишних анонсов и очень-очень незаметно. Кому-то стыдно? Не исключено.
Почти все уже сказанное нами актуально по сей день: в последних стримах Firaxis буквально проводили игру в релиз. Как мы и опасались — хотя никто нас в обратном, собственно, и не убеждал, — Starships не продолжает идеи Civilization , и ей совсем не место на PC.
► Интересно, что же там, на поверхности? Но такой масштаб нам недоступен. ► Перед битвой нам подробно рассказывают как о планете, на которую мы нацелились, так и о вражеском флоте.
Экономия и спешка здесь чувствуются на каждом шагу. Непритязательные слайд-шоу путано рассказывают, как человечество дошло до того, что космос бороздит как внутреннее море, а обывателей отсчитывает не меньше чем миллиардами душ. Как продолжение Beyond Earth игра не котируется совсем: симуляция исторического процесса свелась к «а потом они понастроили дредноутов и ринулись покорять галактику». Все лидеры из прошлогодней «Цивилизации» тут уже «модернизированы» идеологиями праведности, превосходства или гармонии, а сами философские течения дают одно-единственное преимущество да еще отражаются на оформлении интерьеров.
Запах туманностей поутру
Отправной точкой всей затеи в Starships служили космические сражения, прямые наследники боев в последнем издании Civilization. Вместо пыльных дорожек — захламленные орбиты небесных тел. Вместо танчиков и пехоты — звездолеты. Вместо ландшафта — ничего. Вакуум и есть вакуум, лишь астероидные скопления, образующие укрытия, мешают маневрам и стрельбе. Вот тут и пригодилось сравнение с XCOM: Enemy Unknown, которым усердно оперировал Сид Мейер.
► Редкий противник додумается прыгнуть в червоточину — притом обычно невпопад, и потом ему придется долго добираться до фронта.
Автоматический конструктор судов (ручной не годится — на планшете неудобно будет) призван наделить каждую посудину боевой специализацией. Бронированные и медлительные монстры с плазмоганами — чистые штурмовики, не боящиеся выстрела в лоб. Скоростная легкая сволочь, снаряженная генератором невидимости, будет кусать за хвост замешкавшихся врагов. А еще есть авианосец, и торпедный катер, и лазерный «снайпер», пуляющийся спецэффектами через полкарты.
► Без брони и щитов никак: разберут на запчасти! Любое судно, независимо от класса, придется одеть броней.
А толку-то? Лазерам — даже улучшенным до упора — не тягаться с плазменными орудиями. ИИ ловко уходит от торпед. Истребители тут словно из тонкого стекла сделаны, хотя клюются больно. И в довершение ко всему компьютерные флотилии не знают иного пути, кроме безрассудной лобовой атаки. Конечно, можно и побаловаться, разыгрывая тактические спектакли, но за те же деньги выгоднее обеспечить все ваши суда броней, щитами и плазменными орудиями. Флот, который на ваших глазах заглотал половину обитаемого космоса, глупо расшибется о стену из одинаковых терминаторов.
► Тесные астероидные коридоры видели не один и не два смертельных удара в спину. ИИ, однако, весьма чуток к подобным трюкам и старается не зевать.
А мультиплеера, кстати, нет. И вы вскоре пожалеете, что Firaxis не прикрутили функцию автобоя.
Герои плюшевых империй
Толковой обертки мы тоже не дождались. В сущности, мы склеиваем обитаемые планеты в империю (или федерацию, или еще что-нибудь). Управляем ими, добываем ресурсы и тратим их. По сути, перед нами обрубленная донельзя система из Civilization и ее космического побратима Galactic Civilizations.
► Кто там жаловался, что в «Цивилизации» дохлая дипломатия? Вот здесь — дохлая!
Насколько обрубленная? С десяток технологий, направленных только на улучшение боевых характеристик кораблей. Несколько видов добывающих зданий. Даже строительство городов (что увеличивает население планеты) упрощено до нажатия одной кнопки, пожирающего пачку еды. Вы, главное, нажмите, а город мы где-нибудь сообразим. Появится он в виде нового пятна света на поверхности планеты — и на том спасибо.
► Нет нужды опасаться удара в спину: где бы ни укусил враг, ваш единственный флот примчится за два-три тактических хода.
Завоевывать галактику — занятие само по себе приятное, но управлять всем этим добром совсем не тянет. Что удивительно, следом за рудиментарной стратегической составляющей в Starships переехали и разновидности победы. Выглядит смехотворно. Вот, например, научная: просто изучите все технологии и принимайте поздравления. Победа с помощью чудес требует покупки нескольких спецпроектов, по старинке названных чудесами. Вернулась, как ни забавно, победа доминирования — для самой плодовитой федерации.
Нет ни космической гонки, ни яростной борьбы за голоса избирателей, нас не просят запихать в портал побольше войск или выдержать натиск обезумевших пришельцев. Процессов нет, все действия мгновенны. Задания аборигенов все как под копирку, разнятся только описания, а цели и способы прохождения — почти никогда.
* * *
Сид Мейер уже давно принюхивался к мобильным платформам — Civilization 5 бодренько жужжала на планшетах с Windows, а Ace Patrol и Civilization: Revolution 2 изначально задуманы компактными вещами под сенсорное управление.
В Starships как будто попытались окончательно перековать Beyond Earth. Точнее, обрубить все типичные для 4Х механики и заменить их ксерокопиями, иначе и не назовешь. Тактические бои, конечно, приятны (хоть ИИ и старается это исправить), но для серьезной PC-стратегии этого недостаточно. Вот для планшетов хватит.
Starships изначально бравировала тактическими боями, но они здесь недостаточно глубоки для суровых компьютерных стратегов. Но в качестве минутного развлечения, которое всегда под рукой, игра вполне сгодится.
- приятные космические схватки
- короткие необременительные партии не дольше двух-трех часов
- на планшетах будет иметь успех.
- кроме тактических боев ничего толкового и нет
- для PC-стратегии слишком просто и мелко
- мультиплеера нет — даже hot-seat!
Во что: полная версия игры куплена автором в момент релиза.
На чем: PC
Сколько: семь часов, за которые сыграно три партии.
«Ой, уже всё?»
Победить случайно.