25 сентября 2015
Обновлено 17.05.2023

Мысли о смерти. Обзор SOMA

Мысли о смерти. Обзор SOMA - изображение обложка
Мысли о смерти. Обзор SOMA - фото 1

Близкие по духу

Мысли о смерти. Обзор SOMA - фото 2

«Доктор Кто», серия «Тишина в библиотеке»

Мысли о смерти. Обзор SOMA - фото 3

«Черное зеркало», серия «Белое рождество»

Мысли о смерти. Обзор SOMA - фото 4

Фильм «Вирус»

Мысли о смерти. Обзор SOMA - фото 5
Мысли о смерти. Обзор SOMA - фото 6

Amnesia: А Machine for Pigs

Однажды Frictional Games, с Томасом Грипом во главе, можно сказать, изобрели целый поджанр: хоррор от первого лица, завязанный на взаимодействие с окружением: все двери нужно открывать собственными усилиями, вентили — вращать движениями мыши, а различные предметы — переносить в руках.

Вскоре они поняли, что гораздо страшнее бывает, когда ты ничего не можешь противопоставить монстрам, и убрали оружие. Отныне нужно было прятаться. Эту моду подхватили многие, и теперь Steam полнится низкобюджетными хоррорами от начинающих разработчиков, пользующимися бесплатными лицензиями держателей движков, где все точно так же.

Что делают Frictional Games? Они делают SOMA — совершенно не страшную в привычном смысле игру, игнорирующую все достижения своих создателей. Впрочем, если вы пролистаете рецензию до конца и посмотрите на оценку, то поймете — эта трагичная история закончилась хорошо.

Трансмиграция Саймона Джаррета

Вы когда-нибудь думали о смерти? Нет, не о самоубийстве, боже упаси, а о самой сути смерти, о том, что будет потом. Умереть — это не ногу сломать или сердечный приступ перенести. Умереть — это превратиться в полное ничто, перестать мыслить, чувствовать и осознавать самого себя. Словами смерть описать невозможно, представить в общем-то тоже. Человеческий мозг просто не может создать мысленную модель, из которой он исключен. Закройте глаза. Представьте, что вас нет. Не получилось, я знаю.

Все мы мечтаем о клонировании, переселении разума в новые тела и о телепортации. Но дело в том, что все это — сродни смерти.

Мысли о смерти. Обзор SOMA - фото 7

► Обычный канадский парень Саймон проходит сканирование мозга, а затем просыпается спустя сотню лет на подводной станции. Представьте себя на его месте.

Может показаться, что SOMA — о конце света, о симбиозе органики и механики, о свихнувшемся искусственном интеллекте, о выживании человечества, наконец. Но на самом деле нет, она — о смерти. Обычно в массовом искусстве этой темы стараются избегать: слишком сложная, слишком спорная.

Что, если человечество окажется на грани уничтожения, и последний шанс выжить будет отсканировать свой разум и отправить его в механическое тело? Останетесь ли вы при этом самим собой, учитывая, что старое тело продолжит жить? Герой SOMA , Саймон Джаррет, задается этим вопросом, но Frictional Games не дает ему ответов. Их попросту нет.

Но что будет, если, например, прямо после сканирования покончить с собой? По идее, ваше существование будет непрерывным, ведь когда вы ложитесь спать, ваш разум отключается, что, по сути, равносильно смерти. Однако при этом вы просыпаетесь собой — та же логика. Одна из тех вещей, которые мы не можем осознать, но при этом она исправно работает.

Мысли о смерти. Обзор SOMA - фото 8
Мысли о смерти. Обзор SOMA - фото 9
Мысли о смерти. Обзор SOMA - фото 10

► Ученая дама Кэтрин Чун, скопировавшая свой разум в виртуальность, относится к трансмиграции совершенно нормально. Уму непостижимо, как она до сих пор не сошла с ума.

В массовом искусстве этой темой задавались многие. Телепортация — например, в Star Trek — работает по тому же принципу: вы становитесь в телепортатор, а тот расщепляет вас на мельчайшие частицы и запоминает структуру строения тела. Затем, на другом конце, другой телепортатор собирает вас из частиц по полученной модели. Вы остались собой, но при этом сначала умерли, а затем были заново рождены. Было переселение разума и в недавней Cradle. Но только SOMA ставит под вопрос само ощущение бытия.

Да, вы, должно быть, хотите получить ответ на вопрос: «Страшно ли в SOMA?» Ответ: да. Страшно до смерти.

Мысли о смерти. Обзор SOMA - фото 11
Мысли о смерти. Обзор SOMA - фото 12
Мысли о смерти. Обзор SOMA - фото 13

► SOMA постоянно подбрасывает что-то новое. Это касается и монстров: они не похожи друг на друга, но все одинаково тупые, к сожалению.

Карфаген должен быть разрушен

Frictional Games, в сущности, ставят на то же, на что и Chinese Room в Amnesia: А Machine for Pigs. В потрясающих декорациях они разыгрывают не обычный хоррор со скримерами, но всамделишный интеллектуальный ужас.

Все, что было достигнуто ранее в жанре, сожжено и развеяно: монстры не выскакивают из-за углов и не падают с потолка, у них нет продвинутого интеллекта, да и прятаться от них в шкафчиках и под кроватями не нужно. Страшно здесь не от сиюминутных «пугалок», но от картины, которую рисует ваш разум.

Не игра вас пугает. Вы сами себя пугаете, пытаясь примерить ситуацию, в которой очутился Саймон Джаррет, на себя, а SOMA лишь заставляет вас думать и размышлять. И нам еще предстоит узнать — то ли это будущее жанра хорроров, то ли полный, бесповоротный тупик.

Мысли о смерти. Обзор SOMA - фото 14

► В стычках с монстрами обычно даются две попытки. Со второй биомеханическое чудовище вас убьет. Чтобы этого не произошло, суйте руку вот в такие милые светящиеся сфинктеры.

Даже сюжет здесь нарочито спокойный и плавный: никаких неожиданных развязок и переломных моментов, никакой глубокой интриги — вы просто идете через все станции подводного комплекса Pathos-II и постепенно опускаетесь на самое дно, в прямом и переносном смысле. Есть и моральный выбор, но — главная находка! — он вообще ни на что не влияет в самой игре. Только на картину в вашей голове, на восприятие действительности. Убить или не убить? Вот в чем вопрос.

Мысли о смерти. Обзор SOMA - фото 15

► У каждого сотрудника Pathos-II есть свой «черный ящик», и Саймон может услышать их последние слова. Получается нечто вроде эха из серии «Тишина в библиотеке» знаменитого сериала «Доктор Кто».

Возможно, Томас Грип ввел такие радикальные изменения не вовремя: сейчас даже самые скверные, одноклеточные, хорроры в Early Access собирают исключительно положительные отзывы, хотя не предлагают ничего, кроме зауми в диалогах и скримеров из-за каждого унитаза. Возможно, аудитория просто не готова испытывать интеллектуальный ужас, ибо привыкла к обычному, заурядному, и разучилась размышлять.

Мысли о смерти. Обзор SOMA - фото 16
Мысли о смерти. Обзор SOMA - фото 17
Мысли о смерти. Обзор SOMA - фото 18

► Под водой потрясающе красиво, но и потрясающе скучно.

Впрочем, одно другому не мешает: интеллектуальный ужас можно разыграть и не в таких комнатных условиях, как в SOMA. Скримеры — отличный художественный прием, если уметь им пользоваться. Умные монстры наподобие Чужого из Alien: Isolation тоже не помешали бы, а лишь преумножили бы страх. В общий зачет пошли бы и игры с реальностью, как в какой-нибудь P.T.

Для истории на такую богатую тему SOMA исключительно бедна. Она не будет играть с вашей фантазией, подбрасывая туманные образы, не будет давить на вашу самость, пытаясь выбить из колеи. Черт подери, да тут даже книги вымышленные!

Мысли о смерти. Обзор SOMA - фото 19
Мысли о смерти. Обзор SOMA - фото 20
Мысли о смерти. Обзор SOMA - фото 21
Мысли о смерти. Обзор SOMA - фото 22
Мысли о смерти. Обзор SOMA - фото 23

► Разные части станции выглядят по-разному. Frictional Games проделали потрясающую дизайнерскую работу.

Грамотно спланировав игру, можно было бы добиться более внушительных успехов. Зато вместо зашкаливающих эмоций вы будете время от времени испытывать скуку: неоправданно долго ходить по океанскому дну, глядя на рыб, смотреть бесполезные флэшбеки и долго искать нужный путь, потому что карты здесь нет. Местные монстры не смогут вас напугать, потому что, даже умерев, вы ничего не потеряете. И вот парадокс: в игре, культивирующей ваш страх смерти, сама смерть совершенно не страшна.

Альтернативная концовка

В игре финал только один, несмотря на частый моральный выбор. Но проблема не в этом — гораздо досаднее то, что Frictional Games побоялись поставить точку пожирнее. Как могла бы закончиться игра, будь ее авторы чуточку смелее? Осторожно, ни в коем случае не открывать тем, кто не прошел игру!

Вердикт

Подобно своему герою, Frictional Games будто перемещаются в далекое будущее, где люди любят играть в умные и смелые хорроры, а не беззубые поделки в Early Access. В хорроры, которые не пугают прямо, но культивируют страх внутри разума. Еще не прорыв, но уже близко.

Достоинства
👍
  • смелая тематика
  • экспериментальная подача
  • интеллектуальный хоррор
  • потрясающее звуковое сопровождение и отличный дизайн.
Недостатки
👎
  • почти что «симулятор ходьбы»
  • недостаточно смелая концовка
  • провалы в режиссуре игры
  • нестрашная — в привычном понимании.
Как мы играли

Во что: превью-версия обновилась до релизной незадолго до выхода игры.

На чем: PC

Сколько: около двенадцати часов.

Ачивка редакции
#ЖИЗА

Из-за бага провалиться сквозь океанское дно.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь