Слепой расчет. Обзор Satellite Reign
Близкие по духу
Хакер в респираторе, с винтовкой, пистолетом «Узи» и дроном огневой поддержки, в считанные секунды взломом обеспечивает себе доступ на территорию банка. Обходит камеру наблюдения и двух патрульных, нервно скользит вдоль стенки. Поднимается на лифте к терминалу, снова колдует над блоком управления, и прожекторы всех ближайших камер гаснут.
Затем он почти беспрепятственно проникает в банк, откуда выходит с заметно пополненным счетом. Выбирается не самым очевидным путем — по узкой лестнице, выводящей в тесный неуютный закоулок, где, впрочем, тоже приходится повозиться с защитной электроникой. Уже оказавшись в относительной безопасности, герой решает обеспечить себе приятный бонус и взламывает банкомат.
Изначально ограбление предполагало участие солдат трех других специализаций — столь же умелых, хорошо оснащенных и выносливых. Но в итоге они так и ждали коллегу снаружи. Это был тот редкий случай, когда в Satellite Reign все шло гладко и не понадобился ни единый выстрел.
Законы киберэтики
► Гражданские относятся к вам равнодушно, но одним выстрелом можно посеять в округе панику.
В сценарном и эстетическом плане Satellite Reign оперирует исключительно знакомыми образами. Четверка обезличенных солдат-клонов, как в Syndicate. Взаимодополняющие специализации героев, словно речь идет о Commandos. Дождливая неоновая антиутопия из классики киберпанка.
Сюжет — история корпоративной войны без особых затей: одна компания пытается ослабить городских монополистов Dracogenics, не гнушаясь грязных методов. Да и саундтрек — в меру спокойные, в меру тревожные электронные мелодии — здесь такой, что его легко можно не заметить; по крайней мере, доиграв, вы его вряд ли припомните.
Но безыскусной и незатейливой Satellite Reign назвать сложно. Это не Shadowrun Returns с его замысловатой мифологией, но по меньшей мере декорации здесь любопытные. Город напоминает лабиринт из окутанных дымкой кварталов, широких, футуристического вида улиц и обнесенных массивными заборами зон, подконтрольных Dracogenics.
► Момент для взлома нужно выбирать тщательно, иначе вы быстро кому-нибудь попадетесь.
Мир это статичный, пешеходы и транспорт бесцельно перемещаются туда-сюда, и даже жутковатая реклама на огромных настенных экранах не слишком оживляет пейзаж. Но как интерактивный музей киберпанка игра имеет свое обаяние, вся немаленькая карта смоделирована довольно подробно, а стоит, например, ненадолго оставить в покое управление, как изометрическая камера в плавном движении выдаст кадры, достойные «Бегущего по лезвию» или «Особого мнения».
Кажется, что авторы сознательно свели все к воссозданию жанровых штампов — в заданных ими условиях игроку проще сосредоточиться на механике. Почти с самой завязки перед вами открыта «песочница», где никто и ничего за вас не решает. Выбирать приходится и порядок выполнения миссий (в рабочей почте может одновременно висеть с десяток поручений), и оснащение членов отряда, и то, как именно действовать в рамках каждой операции. Задания, как и сценарий, подчеркнуто простые: украсть, убить, подкупить, взломать, и так далее. Другое дело, что в процессе самих диверсий корректировать исходные планы предстоит по многу раз.
Популярная механика
► Чтобы открыть некоторые двери, приходится взламывать сразу несколько терминалов.
С организацией группы все просто: есть солдат, разведчик, хакер и боец поддержки; у каждого есть комплект оружия (покупать можно у специальных точек), каждый умеет развивать свои навыки и модифицировать себя с помощью имплантатов. Аугментаций поначалу мало, но со временем вы сможете купить хоть механические ноги, хоть внутричерепную систему подавления помех, хоть биочип, позволяющий взламывать вражьих дронов. Простор для экспериментов огромный.
Но и в традиционном арсенале хватает ярких образцов — вроде плазменного револьвера и лазерного пистолета-пулемета, способного с легкостью пробивать щиты. Прототипы оружия команда получает по итогам миссий либо приобретает на черном рынке (как имплантаты и снаряжение), и их лучше немедленно отправлять на исследование и производство — одна и та же пушка в ходе операции вполне может понадобиться сразу несколько участникам группы.
► Активно действовать на вражеской территории нужно в том числе и ради опыта, который существенно помогает в продвижении по миссиям.
За подготовительной частью почти сразу следует решение дел. На улицах интересного мало (проще всего использовать быстрое перемещение по карте), а вот в огороженных металлическими заборами зонах, куда нас посылают почти в каждом задании, всегда можно чем-то разжиться или хотя бы серьезно насолить конкурентам.
Пример из вступления — лишь один из сотни вариантов развития событий. Иногда вы громко врываетесь к Dracogenics, эффектно обстреливаете камеры, выпускаете дрона и под шквальным огнем несетесь к цели, теряя бойцов одного за другим. Иногда стараетесь действовать тихо, но спустя десять секунд все идет наперекосяк: вас замечает патруль, вы начинаете петлять среди лестниц и ящиков и судорожно прикидывать пути отхода.
Бывает и так, что ваш отряд непостижимым образом приманивает целую армию врагов, которые не отвязываются от вас и после отступления, и сбрасывать хвост приходится почти как в GTA — путем замысловатых маневров на городских улицах.
На динамику работает буквально все — от отсутствия тактической паузы до невозможности сохранять игру на вражеских зонах и продуманной архитектуры локаций, предполагающей активный поиск решений. Напряжения в каждом плановом налете (например, на полицейский штаб) больше, чем в кино Майкла Манна: никогда не знаешь, какими средствами и жертвами удастся обойтись в этот раз.
► Смерть клонов не особенно значимое событие — они быстро возрождаются на ближайшей точке, после чего вы можете попытаться выполнить задание еще раз.
Правда, время от времени попытки действовать тактически спотыкаются об ИИ. Враги порой смотрят на ваш отряд в упор и стесняются выстрелить. А сами герои нередко упираются в препятствия и не всегда предсказуемо реагируют на команды. Хотя дело тут еще и в интерфейсе, который с развитием отряда становится несколько громоздким: быстро ориентироваться во второстепенных меню выбора оружия и значках способностей каждого клона удается не всегда.
* * *
По итогам кампании на Kickstarter 5 Lives Studios (куда входит часть создателей культовой Syndicate ) удалось собрать чуть больше 700 тысяч долларов. Для сравнения: авторы Shadowrun Returns получили без малого два миллиона.
Скромный бюджет заметен: все, что выходит за пределы геймплейной механики, сделано симпатично, но просто. Однако на этой самой механике талантливым разработчикам удалось выстроить приключение с сильной драматургией, где непредсказуемость и вариативность сполна компенсируют все, включая активное цитирование кучи видеоигр при отсутствии собственных находок.
Да и вообще жанр тактических игр не настолько богат, чтобы игнорировать Satellite Reign — один из маленьких сюрпризов этого года.
О локализации
Официальный русский перевод разработчики намерены добавить в будущем.
Приключение в стиле киберпанк по новым правилам: проработанный сценарий, выразительных героев и прочие характерные для жанра вещи здесь полноценно заменяет глубокий, выверенный геймплей.
- дождь, неон и взлом чужих мозгов
- свобода в выборе тактики
- возможность найти красивый выход из большинства ситуаций.
- громоздкий интерфейс
- ИИ порой задумывается о вечном
- часто хочется, чтобы мир активнее реагировал на действия команды.
Во что: копия игры приобретена автором по полной цене.
На чем: PC
Сколько: двадцать часов.
Оппортунист
Случайно упасть с высоты третьего этажа, отряхнуться и сделать вид, что так и задумано.