Бумажная сказка на ночь. Обзор Tearaway Unfolded
Близкие по духу
Бумажное моделирование и рисунки Рекса Кроула
Игры Nintendo
Tearaway, вышедшая в 2013 году, была во многих отношениях знаковой. Именно она, а не Uncharted: The Golden Abyss или Killzone: Mercenary, в полной мере показала возможности PlayStation Vita и при этом органично вплела их в игровой процесс, а не использовала по принципу «лишь бы было».
Кроме того, британцы из Media Molecule приблизились к феномену Nintendo настолько, насколько вообще возможно для западных разработчиков. Tearaway получилась ярким и немного детским платформером, который тем не менее брал за душу.
Прошло два года, и приключения Сорванца начинаются сызнова, на этот раз на большой консоли. Не растерял ли он по дороге часть своего очарования — и как пережили механики PlayStation Vita перенос на PS4?
Бумажные красоты
Как и раньше, главный герой в Tearaway Unfolded — паренек Айота (или девочка Атой), бумажный сорванец с конвертом вместо головы. В конверте — послание, которое нужно доставить на небо. Почему? Потому что в небе появилась огромная дыра в нашу реальность, через которую письмо можно передать нам. Таким образом, мы одновременно становимся и почтальоном, и получателем.
Наши приключения проходят в мире, где все, от травы и до задумчивых лосей, сделано из яркой бумаги. В стилистике сразу узнается модный «паперкрафт», или бумажное моделирование, эдакое сочетание оригами и коллажей. Окружение выглядит статичным, но стоит нам начать двигаться, как мир вокруг оживает: по поверхности воды разбегаются волны, струи водопадов завиваются на концах, а плоские деревья колышутся.
Tearaway Unfolded и правда не похожа ни на что, во что вы играли раньше. Но необычное внешнее оформление не мешает глубоко прочувствовать здешний мир: яркое закатное солнце заставляет зажмуриться, посреди заснеженной равнины мороз подирает по коже, а темный пыльный чердак при свете свечей становится одновременно пугающим и очень уютным.
► Почти новогодние пейзажи и олень, который хочет, чтобы мы его перекрасили.
► Бумажное пламя выглядит на удивление теплым и реалистичным.
Немалую часть элементов бумажного мира мы создаем сами в процессе игры. У короля белок потерялась корона, странному пирамидоголовому существу нужны варежки, в элитный рыбий клуб нельзя пройти без татуировки — и все это мы собственноручно рисуем на тачпаде. Игра не требует особой аккуратности (беличий король будет счастлив и подобию ведра на голове), но при желании в редакторе можно зависнуть надолго. Особенно это касается девушек, готовых часами вырисовывать красивые штучки.
► При желании вместо головы страшного пугала, которую нас просят нарисовать, можно сделать рожицу клоуна или даже арбуз с глазами.
Приятно видеть, что Media Molecule подтянула качество картинки до уровня консолей текущего поколения. А ведь могла бы спустить на тормозах — благодаря рваным бумажным краям и угловатым предметам даже графика PS Vita 2013 года выглядела бы тут неплохо.
Музыка отлично удавалась Media Molecule еще в LittleBigPlanet, и в Tearaway она ничуть не хуже.
Грохот четвертой стены
Но Tearaway запоминалась не столько благодаря графическому стилю, сколько использованием уникальных возможностей PlayStation Vita. Удалось ли разработчикам повторить этот трюк с PlayStation 4? И насколько органично особенности большой консоли вписались в игровой процесс?
Часть наших способностей перекочевала почти без изменений: вместо задней сенсорной панели, например, мы используем панель DualShock 4, нажатие на которую тоже открывает коробки или запускает Айоту в воздух, если он стоит на особом барабане. Пару раз за игру можно использовать микрофон, что необязательно, но весело. Прорычать что-нибудь и затем слушать, как ваш усиленный голос распугивает ворон, — одно удовольствие.
► Яркий контур световой панели в темноте выглядит как прожектор. Собственно, в какой-то момент нам понадобится освещать им театральную постановку.
► Раса рыб-ученых подозревает о силе Того-Кто-Сверху и даже пытается ее изучать.
По мере прохождения у нас появляются новые силы, но ровно настолько мощные, насколько требуется герою для продолжения Приключения. С помощью световой панели можно светить прямо на происходящее на экране (контуры света повторяют контуры панели, что особенно здорово), а движения пальцев по сенсорной области управляют дуновениями ветра. Ближе к концу мы вообще получаем возможность схватить любой предмет, который кинет нам персонаж сквозь экран, и бросить его обратно. Если вместо предмета будет белка или противник, мы еще и услышим недовольное бурчание из динамика на контроллере.
► И разверзлись хляби небесные, и расступились волны морские! Кто бы знал, что для библейских подвигов нужен только тачпад!
► В следующий момент в эту трещину прилетит здоровенный желудь и откроет проход для Айоты.
Яблочко от яблони
Айота умеет только неуклюже бегать да поднимать предметы, и без божественного вмешательства ему пришлось бы туго. И здесь показывает себя грамотное проектирование уровней: первую треть игры главный герой даже не умеет прыгать (!), но это не мешает проходить многоэтажные локации (с помощью тех самых барабанов и сенсорной панели). Со временем он, конечно, выучит пару приемов — но все равно останется ходячим конвертом, которому постоянно нужна помощь.
► Как вы думаете, как складывается самолетик, который так лихо оседлал Айота? Правильно, с помощью тачпада. И ветром управляем тоже мы. В общем, все самим приходится делать.
► В какой-то момент Tearaway Unfolded начинает сильно напоминать Journey.
Увы, все эти способности не производят такого впечатления, как на Vita. Оно и понятно — те элементы, что были важнейшими для портативной консоли и активно рекламировались, на PS4 производят впечатление интересных, но необязательных добавок. Здорово, что они есть, но игровой процесс, построенный исключительно на них, воспринимается… пустоватым. Хочется чего-то более серьезного, что использовало бы мощности PS4 на полную катушку.
► А ближе к концу игра и вовсе начинает копаться в бумажном сознании. Хотя стоит признать — это одни из самых красивых эпизодов.
Не стоит ждать от Tearaway Unfolded веселья кооперативного режима LittleBigPlanet , здесь нет азартных гонок на реактивных ранцах или безумных попыток взорвать друг друга. Tearaway изначально задумывалась как Большое Приключение, поэтому кооператив просто не прижился бы в бумажном мире.
► Зато в Tearaway Unfolded можно прокатиться на свинье. Дважды.
Deus Ex Hominis
В первую очередь это сказка, незамысловатая, но безумно милая, похожая на истории, которые рассказывают на ночь при уютном свете лампы. Помните, как в Prince of Persia при своей гибели Принц задумчиво произносил: «Нет-нет, все было не так»? Вот и здесь повествование меняется прямо на ходу.
► Местная история порой звучит как героический эпос. И послание станет посланником…
► …Кривляющимся и очень милым посланником. Которому к тому же будут поклоняться.
Слишком легко нашли золотой ключик? В истории появляется стая воронов, «налетевшая буквально из ниоткуда», и утаскивает находку. Добрались до вершины горы быстрее, чем предполагает приключение? Айота срывается вниз. Но лишь затем, чтобы подняться и, улыбаясь, снова начать восхождение.
Ведь — как и в любой настоящей сказке — наш герой не умирает от обычного падения или от рук назойливых врагов, а мигом возрождается неподалеку. Да и сами враги, напоминающие злобно верещащие коробочки, больше похожи на гротескных приспешников зла, чем на серьезных противников.
► Какая же сказка обходится без зловещего и очень мрачного замка…
► …на который только и можно, что глазеть разинув рот.
Но не стоит думать, что подобный настрой делает Tearaway Unfolded несерьезной игрой. Временами происходящее напоминает оригиналы самых мрачных сказок: местные жители уверены, что вороны крадут не только предметы, но и души, а пугалу, которое могло бы их спасти, отрубили голову и спрятали на чердаке, потому что оно было слишком страшным. Однажды нам вообще придется раздвинуть перед Сорванцом волны морские, а затем сомкнуть их над головами наших противников… и как здесь не усмотреть библейские мотивы.
► Этот боров когда-то был самым грозным воином Бумажной долины. Мы поможем ему вернуться в строй и даже завоевать сердце хвостатой дамы.
* * *
Tearaway Unfolded , как и ее предшественница, получилась отличным платформером с милой и чуточку наивной историей. Магия сказочного приключения и необычный визуальный стиль действуют исправно, а благодаря нестандартному управлению игра не надоедает. Не стоит ждать от нее вызова вашему мастерству, но она поможет расслабиться после рабочего дня и приятно почувствовать себя ребенком.
А еще у главного героя Tearaway Unfolded есть собственная камера с кучей фильтров и возможностью снимать гифки. И он обожает фотографироваться со своим ручным зверьком.
Tearaway Unfolded — не самый весомый повод купить PS4, как в свое время было с Tearaway и PS Vita, но точно лучший детский платформер для взрослых на этой консоли. Оригинальный визуальный стиль, сказочная атмосфера, исключительное использование особенностей джойстика — в какой еще игре вы найдете все это сразу?
- атмосфера сказочного приключения
- бумажное моделирование во всех видах
- использование возможностей джойстика на всю катушку
- очаровательный главный герой, который (спойлер!) еще и научится говорить.
- в перерывах между большими событиями динамика игры «провисает»
- возможности консоли PS4 почти не используются нет кооператива.
Во что: полная версия была предоставлена издателем.
На чем: PS4
Сколько: около двенадцати часов на полное прохождение.
Синдром бога
Основать религию под названием паперкрафтство и от имени служителей нового культа разослать бумажных пингвинчиков в детские дома по всему миру.