Скажи мне, кто твой друг. Обзор The Beginner’s Guide
Близкие по духу
The Magic Circle
Dys4ia
Однажды Дэви Риден придумал The Stanley Parable — «довольно абсурдную», как он сам говорит, историю, о которой до сих пор говорят на каждом углу. В The Beginner’s Guide он рассказывает совсем другую историю, но тоже очень нетипичными методами.
Кода — друг Ридена, долгое время делавший игры «в стол». Он никогда не издавал их и даже не пытался сделать так, чтобы в них можно было играть. Но Риден очень хочет их показать, чтобы мы вместе с ним разобрались, что творится у Коды в голове.
Психологический портрет
Пока мы бегаем по одному из уровней, Риден честно признается, что игры Коды в свое время вдохновили его, дали ему толчок для творчества. Они чисто по-человечески ему близки, поэтому он рассказывает о них с какой-то совершенно непередаваемой любовью. И именно этот его энтузиазм, с которым он знакомит нас с творчеством своего друга, здорово подстегивает и заставляет играть дальше.
Мы движемся от одной небольшой игры к другой. Риден все время ищет и объясняет смыслы, заложенные в эти зарисовки, даже в те моменты, когда нам кажется, что это и не нужно. Каждая игра Коды в чем-то уникальна, хотя все они фактически — коридорные уровни, построенные на движке Source.
► Попробуйте не закричать в этом месте: «Fire in the hole!»
Большая часть игр Коды будто нарочно сделана для того, чтобы игрок поскорее их бросил, и на основе этого можно решить, что Кода — интроверт и социопат. Но правда ли это? Чем дальше, тем больше The Beginner’s Guide дает поводов не согласиться с рассказчиком. Кода часто добавляет в свои игры небольшие диалоги и заметки, и в какой-то момент Риден начинает видеть в этом мрачное свидетельство одиночества друга, его желание хоть с кем-то поговорить. Но почему-то не покидает ощущение, что Риден ошибается.
Свет в конце тоннеля
В самом ли деле это одиночество — или все-таки творческое любопытство? Желание выйти за рамки действительности, желание вложить в игру частицу своей души?
Сцены «игровых диалогов» Коды с самим собой просто потрясающие — и видя то, как истолковывает их Риден, хочется спорить с ним до хрипоты, доказывая, что он не так все понял. Однажды вы осознаете, что с ним можно и нужно спорить. Слепо идти по пути, который предпочел Риден, — значит забыть, что игры эти делал Кода, а не он. Риден часто ссылается на депрессию и одиночество Коды, его бытовой пессимизм. Но как человек, столь глубоко погруженный в депрессию, мог сделать конечной целью всех своих игр ярко сияющий фонарь?
► Как разработчик Кода очень вдумчив и внимателен к деталям.
► Кода обожает атмосферную урбанистику.
Смыслов в The Beginner’s Guide много, даже слишком, и в этом ее главная проблема. Игры Коды обрываются на интересных местах, и Риден в определенный момент, не оставив нам выбора, просто переносит нас на другой уровень, хотя нам хочется до конца насладиться предыдущим. Риден рушит рамки этих игр, лишает их собственного смысла и подчиняет логике своего рассказа.
Представьте, что в каждом из волнующих и запутанных моментов в любой из Metal Gear из-за края экрана вдруг вылезает друг Кодзимы и отвечает на вопросы «что Кодзима хотел сказать вот тем моментом» или «как пройти Психо Мантиса», притом так, как он сам это видит. Из-за этого игра разрушилась бы, или же, как в случае с The Beginner’s Guide, в корне изменились бы все заложенные в нее смыслы. То, что Риден принимает жизненный принцип Коды, его независимость как художника за «депрессию», — большая ошибка.
Возможно.
► Чем бы оно ни было — выглядит зловеще.
* * *
The Beginner’s Guide раскрывает две крайности творческого процесса. С одной стороны — открытость Ридена как персонажа, рассказчика, его желание все подробно разжевать. С другой — кажущийся замкнутым Кода, делающий игры для себя.
И между ними — снова Риден, но уже как создатель игры, остро чувствующий эти две крайности.
Он показывает, что игры на самом деле позволяют сказать об их авторе. Это тонкая и интересная, глубокая работа, погружающая в переживания автора и заставляющая взглянуть на мир его глазами. Существовал Кода или нет — неважно. Главное, что благодаря ему реальный Дэви Риден сумел понять, как ему жить дальше и в каком направлении развивать свое творчество, как жить со всей этой славой, свалившейся на него после релиза The Stanley Parable.
The Beginner’s Guide блестяще держит в напряжении все полтора-два часа прохождения, и все с ней было бы прекрасно, не будь ошеломляющий финал настолько внезапным и обрывающим повествование там, где, казалось бы, еще многое стоило сказать. В этом The Beginner’s Guide становится слишком уж личной: где Риден хочет закончить игру, там она и кончается. Хорошо это или плохо, пусть каждый игрок решит для себя сам.
The Beginner’s Guide продается вSteam за 249 рублей.
О локализации
Можно играть с русскими субтитрами. Сделаны они очень хорошо, надписи и диалоги переведены точно и не слишком сухо.
Блестящая исповедь разработчика Дэви Ридена, сделанная в столь необычной форме, определенно стоит материальных и духовных усилий. Искренняя, лишенная надуманности и пафоса, она прекрасна сама по себе и производит на каждого игрока по-настоящему сильное впечатление. И ее уж точно не нужно сравнивать с The Stanley Parable.
- каждая часть истории интересна по-своему
- персонажей всего двое — но они потрясающе глубокие
- интересная, неглупая и очень личная история.
- в финале можно было бы сказать куда больше
- нельзя проходить игры так, как их задумывал автор.
Во что: игра куплена автором по полной цене.
На чем: PC
Сколько: два часа.
Суть одиночества
Пообщаться с каждым игроком одной из игр Коды.