Галерея ужасов. Обзор Layers of Fear
Близкие по духу
Рюноскэ Акутагава, «Муки ада»
«Остров проклятых» (Мартин Скорсезе, 2010)
Если посадить за Layers of Fear неподготовленного человека, поначалу он и не заметит подвоха. Мужчина ходит по особняку, читает письма, роется на полках, вертит в руках предметы — никак перед нами продолжение Gone Home.
В доме поселилась семья талантливого художника… но что-то случилось. В письмах то жалеют хозяина дома, то сетуют на его вспыльчивость. Шкаф ломится от спиртного, углы заставлены мышеловками, а на столе лежат забракованные иллюстрации для «Красной Шапочки» — кошмарные, как сама реальность.
Что-то случилось в этой семье. Не могло не случиться.
Все меняется, когда вы проникаете в святая святых художника — его мастерскую. Вашу мастерскую.
Дверь не выпускает вас, а накрытый мольберт ждет своего часа.
Пора сдернуть покров с холста. Пришло время закончить свой magnum opus.
Искусство спасет мир
Все, что происходит дальше, напоминает одновременно Gone Home и P.T.. Художник бродит по особняку, открывает двери и роется в шкафах. Пару раз даже решает «головоломки». Но комнатам и коридорам из пролога теперь отведена роль красок: они сменяют друг друга на ходу, преображаются и образуют сочетание за гранью логики и привычной геометрии.
Поначалу разница почти незаметна: тасуются комнаты, двери больше не ведут туда, откуда вы только что пришли. Залы и коридоры повторяются, картины на полотнах преображаются и накладываются друг на друга.
Но время идет, и происходящее вокруг начинает меняться прямо на ходу. Стоит покрутить камерой, и на месте коридора может возникнуть стена, а на месте стены — дверь. И будьте уверены, это самые будничные перемены из возможных. На первых порах поворачивать голову здесь действительно страшно — ведь не знаешь, что или кто может оказаться за спиной.
Цель всегда одна: найти некий предмет. После этого ближайшая дверь приведет вас обратно в мастерскую, где можно будет продолжить работу над картиной. А пока художник бродит по запутанным коридорам, с помощью записок и памятных предметов нам по крупицам раскрывается его непростая жизнь, омраченная семейной трагедией.
Постепенно краски сгущаются, кусочки складываются во все более тягостную картину, одни догадки сменяют другие. Происходящее в письмах, рисунках и воспоминаниях героя перекликается с образами и событиями вокруг него. За происходящей шизофазией проступают метафоры и символы, в голове выстраивается концепция. Неужели появился «умный хоррор» в эпоху скримеров?
► Судя по отражениям в зеркале, главный герой не пользуется своей тростью, но покачивание камеры и ритм шагов выдают в нем хромого.
► Для декора использовали настоящие картины: от мрачных работ Рембрандта до кошмарных полотен Гойи и Босха. Одни просто смотрят вам в душу и создают антураж, другие намекают на судьбу художника и его семьи.
► Некоторые найденные предметы помещаются в мастерскую, где их можно снова изучить. Мастерская здесь вообще играет роль «тихой гавани», как та самая комната в Silent Hill 4: The Room.
Красота требует жертв
Над Layers of Fear работали если не одержимые, то, по крайней мере, вдохновенные люди. Залы, комнаты и коридоры хочется разглядывать, выбирая удачный ракурс, и увековечивать на скриншотах. Работа с цветами, освещением и сочетанием образов порой завораживает. Под стать и звук: шорохи, скрипы половиц, крысиный писк, стук в дверь, плач, великолепный эмбиент. В лучшие моменты в Layers of Fear погружаешься с головой.
А чтобы игрок не утонул в атмосфере, его то и дело хватают за волосы и бесцеремонно вытаскивают. Пытаясь подражать P.T., разработчики порой заходят слишком далеко. Дело не в многократном использовании «петли» из одинаковых коридоров (этот трюк здесь обыгран по-разному и прекрасно оттеняет безумие художника). И даже не в присутствии озлобленной покойницы-жены, которая всячески изображает из себя Лизу из P.T. и время от времени стремится обнять героя.
► В поисках сюжетных подробностей постоянно приходится лазать по бесчисленным полкам, большая часть которых заполнена обычным хламом.
В P.T. ощущался расчет на стримы и летсплеи, и ей это можно простить — «ходячий» трейлер как-никак. Но в Layers of Fear с первых минут настраиваешься на «умное», созерцательное путешествие в чертоги безумия. Однако авторы не брезгливы и регулярно развлекают дешевыми скримерами, основная масса которых испугает только самых впечатлительных.
«Лобовых» пугалок тут не очень много: разъяренная жена и резкие звуки по расписанию. Но столкновений с женой легко избежать, а если не получилось, вы просто встаете и идете куда шли. Стоит это понять, и вся острота сходит на нет: в отсутствие страха за жизнь скримеры только раздражают, а объятия жены (каждый раз одинаковые) приедаются быстро. Чувствуешь себя так, будто зашел не в галерею безумца, а в «комнату страха».
► Происходящее можно интерпретировать как борьбу творца с собственными страхами и переживаниями. С этой точки зрения жена и дочь превращаются в препятствия, которые пытаются отвлечь художника от великой цели.
► Постепенно реальность искажается все сильнее. В одной из версий поместья все изрисовано карандашами и мелками, потом им на смену придут ведра разлитой краски…
► Случайных образов и деталей в Layers of Fear нет. Безумие художника начиналось с мнимых шорохов и воображаемых крыс, и отражение этой паранойи показано в игре в самых разных обличиях.
Вместо того чтобы полностью сосредоточиться на великолепной концепции и сюжете, сделать историю одержимого художника по-настоящему проникновенной, Layers of Fear просто перебирает декорации. Здесь нет напыщенности Amnesia: A Machine for Pigs , но и ее трогательности и глубины достичь тоже не удалось.
Layers of Fear пытается быть философским и трагичным «Портретом Дориана Грея», однако больше напоминает готические рассказы Эдгара Аллана По — вроде «Овального портрета», «Береники» или «Черного кота». Жуткие, выразительные, развлекательные рассказы, где форма царит над содержанием. Вы можете собрать все кусочки сюжетной головоломки и получить удовольствие от сюжета…
Но по-настоящему привязаться к героям и проникнуться их бедой вряд ли получится.
Однако… Когда фортепиано начинает играть под руками несуществующей жены и все предметы вокруг плавно взлетают к потолку, неумолимо падая при каждой фальшивой ноте, — в Layers of Fear понемногу влюбляешься и уже закрываешь глаза и на пресные скримеры, и на «лишние» комнаты, набитые пустыми шкафами, потому что понимаешь, что это значит в контексте истории.
И таких моментов в игре достаточно, чтобы так или иначе сгладить ее неприятную сторону.
Концептуальный, обворожительный, безумно (ха!) красивый симулятор ходьбы, который не смог окончательно выбрать приоритеты. Он быстро перестает пугать, а сюжетная драма не вызывает настоящий отклик в душе. Но это все равно увлекательный психологический триллер, авторам которого будто бы не хватило решимости, чтобы в полной мере раскрыть оригинальную задумку.
- эстетика отвратительного
- логика сна во всей красе
- внимание к мелочам
- яркий подход к отображению шизофрении
- концовки отлично дополняют друг друга.
- откровенное и не всегда уместное цитирование P.T.
- одни методы разработчиков создают атмосферу, другие разрушают ее
- много лишних комнат, слишком много пустых полок
- ближе к концу трансформация реальности перестает удивлять, а новых приемов нет
- для полного понимания задумки игру стоит пройти не менее двух раз, но механики едва хватает на один.
Во что: финальная версия предоставлена издателем за день до релиза.
На чем: PC
Сколько: восемь часов на два прохождения.
Я так вижу
Рисуй печенью.