Автостопом по галактике. Обзор Ratchet & Clank
Близкие по духу
Jak & Daxter
«Ральф»
Космическая трилогия Дугласа Адамса
«Зверополис»
Serious Sam
Классическая Ratchet & Clank и спустя четырнадцать лет играется очень бодро — все-таки любую часть этой франшизы можно назвать почти эталонным трехмерным платформером. Но ремейк получился даже лучше. Это не тривиальная HD-подтяжка, а переосмысление — притом гораздо более явное, чем, например, в Gears of War: Ultimate Edition. Insomniac подошли к делу очень грамотно и отреставрировали самую первую часть с оглядкой на современные реалии и эволюцию серии, но сохранили ее самобытность и подчеркнули особенности. Вышло одновременно и свежо, и «как в старые добрые».
Зверополис-5354
«Игра по фильму по игре» — так окрестили новую Ratchet & Clank в самой Insomniac. Как и полнометражный мультфильм, новинка пересказывает историю первой части, допуская вольности и лирические отступления, хотя все основные события цитируются почти дословно. В то же время она совершенно самодостаточная — в курс дела вас введут очень быстро.
Дети увидят здесь интересную научно-фантастическую сказку про закадычную дружбу и спасение галактики, взрослые оценят завуалированный юмор (не такой дерзкий, как у Rare, но хихикнуть пару раз можно) и тонкие отсылки к творчеству Дугласа Адамса.
А вот давние поклонники очень быстро поймут, какие именно вольности позволили себе создатели. Пожалуй, основное сюжетное отличие — появление Доктора Нефариуса, которого в историю первой части «перетянули» из третьей. Оно и понятно — раз уж у нас тут перезапуск, зачем же держать в тени самого харизматичного злодея франшизы.
► Такой солнечной мы родную планету Рэтчета еще не видели.
► Эпизоды со звездолетом имеют место не только в космосе, но и, например, в центре Метрополиса.
Визуально Ratchet & Clank не отличить от лучших работ большой тройки Disney-Pixar-Dreamworks — качество анимации и вообще картинки просто неописуемое. Insomniac буквально на каждой планете хвастается пейзажами, вводя в ступор всех: новичков просто потому, что зрелище действительно потрясает, а ветеранов — еще и благодаря ностальгическим чувствам. Высадка на Новалис и прогулки по керванскому Метрополису в ремейке играют мириадами новых красок. Славься некстген, аминь.
Going Commando
Главная фишка серии, вокруг которой Ratchet & Clank пляшет все полтора десятка лет — разнообразный арсенал интересного, дурацкого, а иногда просто дикого оружия, — никуда не делась. Разработчики немного перетасовали набор пушек и уменьшили их количество, но главные «звезды» остались: разводной ключ Рэтчета, призывающая роботов-камикадзе перчатка, R.Y.N.O. (BFG для самых маленьких), огнемет, установка, стреляющая самонаводящимися пилами, и аналог Morph-o-Ray (здешняя версия превращает врагов не в кур, а в овец).
Пропала ракетница с управляемыми снарядами, но зато из Tools of Destruction перекочевал любимец фанатов Мистер Зуркон — небольшой летающий робот, прикрывающий Рэтчета и регулярно напоминающий всем вокруг, зачем он тут: «Я пришел не с миром. Оставьте деньги себе, моя валюта — боль». Если долго никого не убивать, он будет плестись за вами хвостиком и ныть о том, как скучно жить без войны.
Вдобавок трилогия с PS3 одолжила ремастированной версии грувитрон, выпускающий на поле боя диско-шар. Включается светомузыка, все противники в определенном радиусе останавливаются и начинают самозабвенно отплясывать под дабстеп. В это время можно передохнуть и поискать патроны с аптечками. Или всех перестрелять. Но сохранить при этом серьезное лицо физически невозможно.
► На обеих трассах для гонок на ховербордах есть система кубков. Можно остаться на планете и побороться за золото.
► Механика боя с абоминацией бларгов за четырнадцать лет изменилась совсем немного. Но как это теперь выглядит!
► Пока враги пляшут, их можно обойти с фланга и занять турель.
Главная новинка — Pixelizer, который с характерным звуком превращает врагов в двумерные восьмибитные спрайты. Эти застывшие плоские отпечатки потом можно разбить, и они рассыплются на сотни маленьких кубиков. Инструкция гласит: «С помощью определенных алгоритмов это оружие отправляет ваших противников в те времена, когда разрешение было гораздо ниже». Напоминает перепрограммирующую пушку из Axiom Verge , только результат намного круче.
Все это смертоносное счастье пускается в ход регулярно и очень активно. Каждая стычка здесь настолько же напряженная, насколько веселая и абсурдная. С абсурдом и весельем все и так понятно, а напряжение появляется потому, что Ratchet & Clank — отнюдь не простая, а под конец так и вовсе жаркая. Серьезно, таких нервных сражений с боссами не было давно (игры From Software не считаем).
► Тут мы пытаемся придумать смешную шутку про низкое содержание графона в крови.
► Когда становится доступен реактивный ранец, сражаться приходится сразу в трех плоскостях.
В боях всегда участвует много врагов — роботы-снайперы, роботы-собаки, летающие роботы, роботы-вертолетчики, роботы-танкисты. Короче, роботы. Еще попадаются слизняки, но вообще — роботы. Соперники быстро мрут, но в ответ могут сделать очень неприятно. В Ratchet & Clank никогда не было ни регенерации здоровья, ни перезарядки, поэтому в трудную минуту надо сжимать все, что сжимается, стрейфиться куда-нибудь в укрытие и быстро искать аптечку. С патронами чуть проще — если у вас закончился боезапас одного вида оружия, вы просто берете другое. Таким образом игра призывает жонглировать пушками, хотя и без того каждую хочется опробовать в деле. Потому что как можно не захотеть опробовать что-то под названием Glove of Doom?
► Если нужно прицелиться точнее, можно переключиться на более стабильный вид из-за плеча.
► Этапы с использованием гравитационных сапог тоже никуда не делись.
Когда Рэтчет ввязывается в перестрелку, на экране быстро начинает происходить нечто завораживающее — враги разлетаются по всей арене, ящики взрываются, к герою отовсюду со звоном летят болты (фирменная валюта серии). Спустя пару часов игра расходится окончательно, выдает все необходимые гаджеты и позволяет экспериментировать. Кого-то можно отвлечь грувитроном, а гадов, швыряющих бомбы с балкона, — снять из снайперки.
Приглянувшиеся стволы можно улучшить — за это отвечает очень гибкая система, тоже позаимствованная из более поздних игр серии, и она хорошо дополняет механику общего прогресса. У каждого типа оружия есть своя «карта» из закрытых неизвестных ячеек.
Вы начинаете в центре и двигаетесь в любом направлении, постепенно открывая новые перки. Можно, например, пойти по пути увеличения количества патронов и наткнуться на бонус в виде тройной очереди у бластера. Такие «побочные эффекты» создают приятнейшее ощущение того, что ты сам смастерил свое чудо-юдо. Примерно как в Fallout 4, только тут еще и стрелять интересно.
► Головоломки Кланку достаются не очень сложные, но иногда все же приходится пораскинуть мозгами.
Шестеренки войны
Переосмысление коснулось не только исходных механик и графики, но и структуры повествования. В результате Ratchet & Clank стала гораздо насыщеннее. Появились простенькие квесты в стиле «найди 10 штук, убей 20 врагов» — к примеру, если в оригинале прохождение этапа на Гаспаре ничем не отличалось от прохождения других планет, то теперь Рэтчет получает реактивный ранец и свободно летает по многоуровневой локации, собирая инопланетные мозги для сумасшедшего ученого.
► С жутковатыми комментариями Мистера Зуркона стычки превращаются в циничное побоище.
► Научный казус на полигоне, ничего особенного, проходите мимо.
На Кварту, где раньше был однообразный эпизод с превращением Кланка в огромную машину смерти, ремейк на полчаса включает простой, но приятный стелс (вспомните моменты с маскировкой и заговариванием зубов часовым из Up Your Arsenal ). Перестрелки сменяются эпизодами, в которых игрок управляет Кланком и решает алгоритмические головоломки с использованием маленьких роботов, которых можно перепрограммировать на свой вкус: из них получается либо подпитывающая технику батарея, либо батут, либо мост. Такого в первой Ratchet & Clank тоже не было.
При этом многие уровни, которых в переиздании не намного меньше, чем в оригинале, строго линейны, и возвращаться на уже пройденные планеты, чтобы собрать оставшиеся секреты, не хочется — они попросту пустуют, и смысла бегать по тем же участкам ради коллекционных карточек, мягко говоря, не очень много. Это, пожалуй, единственный момент, где ремейк крупно промахивается.
* * *
Вот и получается, что Ratchet & Clank вышла не просто HD-переизданием, а собранием всего лучшего, что студия успела реализовать в тринадцати играх. Она бесподобно выглядит — Insomniac первой создала игру, которую и правда не отличить от кино, пусть и мультипликационного. Она бесподобно играется — эйфория и драйв перестрелок одурманивают, чтобы потом дать отрезвляющую пощечину, подкинув трудную напряженную стычку.
К тому же раз Naughty Dog забросили Jak & Daxter (хочется верить, что это неправда), за Insomniac остается монополия на яркие мультяшные экшен-платформеры про пушки и спасение мира. Да и все равно понимаешь, что лучше или хотя бы так же хорошо до сих пор не сделал никто.
О локализации
Игра полностью переведена на русский — озвучка качественная, как обычно у Sony. Героев озвучивают те же актеры, что и в анимационном фильме.
Ratchet & Clank — не просто облагороженная версия классической игры, а, если хотите, «сборник величайших хитов» от Insomniac, куда вошли почти все лучшие наработки насчитывающей четырнадцать лет франшизы. И фанаты, и новички будут в восторге, тем более что хорошие мультипликационные экшен-платформеры в наше время — редкость.
- сумасшедшее качество картинки — игру не отличить от пиксаровского мультика
- грамотное применение наработок из других частей и новых идей
- разнообразные, очень красивые уровни
- динамичные перестрелки и арсенал — все еще самая важная фишка
- внушительное разнообразие механик.
- для полноты картины можно было добавить и мультиплеер
- на уже пройденные планеты скучно возвращаться.
Во что: копия игры предоставлена издателем за неделю до российского релиза.
На чем: PS4
Сколько: четырнадцать часов.
Увидимся в следующем перезапуске
Узнать всех старых знакомых из оригинала.