Две с половиной игры про одно. Обзор Fire Emblem Fates
Близкие по духу
Серия Final Fantasy Tactics
Fire Emblem в прошлом — сложная и увлекательная тактическая ролевая игра, один из самых узнаваемых сериалов Nintendo. На 3DS серия в каком-то смысле обрела второе дыхание: Fire Emblem Awakening не такая сложная, зато гораздо более долгая и уделяет много внимания развитию отношений между персонажами.
Fire Emblem Fates продолжает начатое, но старается угодить всем — обиженным хардкорщикам в том числе. Поэтому она состоит из двух равноправных игр — Birthright для новичков и Conquest для тех, кто первыми напишут гневные комментарии, — с разным взглядом на один и тот же сюжет и разным набором героев. Для тех же, кому и этого будет мало, предусмотрен третий сценарий, но его можно приобрести только как DLC.
Скажем прямо: насильно разделить одну игру на две с половиной — одно из самых странных и неудобных решений Nintendo, и, пожалуйста, делать так больше не надо. Это не Pokemon.
Тем не менее
Fire Emblem Fates рассказывает историю о противостоянии двух государств. Одно из них, Хосидо, идейно напоминает феодальную Японию со всем, что прилагается: самураи, катаны, нагинаты, лучники с юми и розовая сакура для обрамления экрана. Это вроде как хорошие и добрые люди.
Нор же представлен как государство европейское: закованные в броню рыцари, топоры как главное оружие, большая грудь и широкий зад старшей сестры главного героя, неуемная жажда власти и престарелый дядька на троне. Это люди не очень приятные.
Самый главный в этой истории выбор игрок делает еще в магазине, решая, интересы какой страны защищать. Если не понравится, то второй сценарий можно докупить как DLC. А если не понравится и он, есть третий, где выбирать ничего не надо. Правда, от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Игрок получит одну и ту же историю, только с разными взглядами на конфликт, в детали которого не захочет вдаваться, поскольку незамысловато, неинтересно и скучно.
Каждый сценарий в Fire Emblem Fates состоит из двадцати семи миссий, и несколько начальных на самом деле общие. В загружаемой версии сторону выбираешь уже во время прохождения, а еще в этот момент полезно иметь доступ к интернету — игра почему-то не загружает сценарий заранее, только после принятия решения.
Путь Хосидо (на коробке с игрой написано Birthright) значительно легче и подойдет тем, кто раньше в Fire Emblem не играл и с жанром тактических ролевых игр знаком плохо. Это отличная вводная: тут можно научиться правильно выбирать бойцов, узнать сильные и слабые стороны оружия, преимущества воинов на летающих животных и пеших, правильные комбинации (нападать в ближнем бою всегда лучше, если прикрывает лучник или маг) и построения.
► В Fire Emblem Fates много замечательных героев, и они обязательно запомнятся. Сбалансированы они так себе: вы сразу найдете любимчиков, которые будут делать всю грязную работу.
► Диалоги в игре либо не сообщают ничего, либо стараются развеселить. Самое веселое — романтические отношения между персонажами. ► В игре можно обустраивать свой замок: открывать новые магазины, укреплять оборону. Это, впрочем, фансервис, и можно обойтись без менеджмента поселения.
В чем разница?
Уровень сложности растет постепенно, в распоряжении игрока сразу оказывается несколько умелых героев, а самое главное — есть случайные дополнительные задания. Если следующая глава кажется слишком сложной и есть необходимость прокачаться или заработать денег и купить новое оружие, то сделать это можно только в истории Хосидо.
Сценарий за Нор (на коробке написано Conquest) предлагает высокую сложность уже на старте, с другими типами миссий, ограниченными ресурсами и опытом. Это как раз более или менее классический Fire Emblem, когда можно потратить четыре часа на вдумчивую оборону лагеря, но проиграть на последнем ходе из-за того, что вражеский копейщик на пегасе заколол вашего мечника и занял точку отступления.
Однозначно сказать, что из этого интереснее, сложно. Хосидо предлагает характерную для большинства современных видеоигр концепцию, когда все просто и всегда есть чем заняться. Ближе к финалу можно совсем забросить сюжет и развлекаться только за счет второстепенных миссий, зарабатывать особые ресурсы, улучшать постройки в собственной крепости и ставить новые здания, укреплять оборону. Грубо говоря, проходить одну или две миссии в день, после чего открывать новые магазины (один из них торгует аксессуарами вроде банных полотенец), возводить статуи героев или приглашать в свой домик отличившихся офицеров для поднятия боевого духа (в японской версии есть мини-игра, где надо стилусом тереть офицерам лица; в европейской версии на лица можно только смотреть).
► Почесать лица влюбленным офицерам в европейской версии нельзя. Приглашать их к себе домой и проводить часы за разговорами можно. Цензура бдит!
Отдельное развлечение — это так называемые «вторжения», когда вражеская армия пытается разрушить замок игрока и надо быстро всех перебить, пока они не натворили дел. В таком виде Fire Emblem Fates превращается в игру про классных персонажей: их можно прокачивать, переодевать и вовлекать в беседу, и рано или поздно между ними складываются романтические отношения.
В версии про Нор получать удовольствие от вышеописанного сложнее, поскольку любой ресурс — человеческий, финансовый, даже запас ягодок, что растут в саду, — ограничен и нет возможности упростить прохождение. Бойца, скажем, можно не то что потерять, а попросту не успеть прокачать… или дать возможность получить новое звание не тому герою, чем сильно усложнить себе жизнь. Если все главы за Хосидо удастся пробежать часов за пятнадцать, то в случае с Нор можно на неделю застрять на одном уровне.
► Красивых роликов хватает, хотя они гораздо лучше смотрятся как часть трейлера на YouTube, чем вживую: экранчики 3DS не про CG. ► Большие карты могут поначалу пугать. Главное — не торопиться и не принимать поспешных решений, потому что противники регулярно получают подкрепления и могут застать врасплох уже на финишной черте.
Несомненно, это лучший выбор для тех, кто любит серьезный вызов в видеоиграх, и все же сразу уточним: он не будет ничем отмечен. Обе истории одинаково наивны, повествование предельно упрощено, и шокирующих сюжетных поворотов в игре нет. В отношении сценария происходящее напоминает скорее средней руки подростковое аниме. Это тоже неплохо — позволяет ввести много ярких персонажей, понятных и приятных молодой аудитории. Но в то же время либо сразу отсекает неготовых терпеть рисованное размазывание соплей, либо вынуждает их проматывать диалоги — хотя бы для экономии времени.
О локализации
Игра на английском языке. Выбрать исходное озвучение нельзя.
Интересная тактическая ролевка, которая старается привлечь новую аудиторию к устаревающему сериалу. Неспособность учесть одновременно и требования фанатов, и нужды новичков вылилась в необходимость разделить игру на две, и выбрать нужную версию — это все же самое сложное, что есть в Fire Emblem Fates.
- много уникальных персонажей
- представлены сценарии всех видов сложности: от самых простых до суперфанатских
- вместе с DLC это может быть приобретением на долгие годы.
- невыносимо скучный сценарий
- разделение одной игры на три кажется нелепым
- есть вопросы к балансу персонажей.
Во что: полная версия игры (все три сценария) предоставлена издателем.
На чем: Nintendo 3DS
Сколько: тринадцать часов на Birthright, тридцать три часа на Conquest.
Игра по-честному
Начинать один и тот же уровень семь раз из-за копейщика на пегасе, постоянно изыскивавшего способ подобраться с тыла.