Шерлок Холмс, расхититель гробниц. Обзор Sherlock Holmes: The Devil’s Daughter
Близкие по духу
Ace Attorney
L.A. Noire
The Wolf Among Us
«Шерлок Холмс» Гая Ричи
Книги Артура Конана Дойла
Прошлая игра Frogwares о Шерлоке Холмсе, Crimes & Punishments, не была идеальной, но на ее основе можно было бы сделать выдающееся приключение. Стоило уделить больше внимания персонажам, добавить интересных дел и избавиться от лишних QTE… но разработчики сделали все наоборот. В The Devil’s Daughter невразумительный сквозной сюжет, расследований стало меньше, а доля назойливых мини-игр выросла!
Зачем в адвенчуру про Шерлока Холмса настойчиво вставляют элементы Assassin’s Creed и Tomb Raider? Они тут не к месту! Для чего делать локации еще больше, если на лишних улицах почти ничего не происходит?
Ну а спектакль с Шерлоком в роли любящего папаши — изначально сомнительная тема.
Кто вы, мистер Холмс?
За два года реального времени Шерлок Холмс и доктор Ватсон заметно изменились. Насчет внешности сыщика можно поспорить, но его старый друг — почти двойник Джуда Лоу. Есть и другая новость: у Холмса появилась дочь! И новая соседка — молодая леди, которая быстро найдет общий язык с юной непоседой. Именно взаимоотношениям этой троицы посвящена The Devil’s Daughter, а ее четыре эпизода — по сути, фон для нарастающего конфликта. В заключительной части он выльется в долгожданную, но далекую от идеала развязку.
Что не так с Шерлоком-отцом? Если абстрагироваться от оригинальности задумки, то почти все. Frogwares стоило бы похвалить за попытку показать детектива в необычной ситуации. Проблема, однако, в том, что выдержавший испытание временем образ гения дедукции в ней рассыпается как карточный домик. Умный и хитрый борец с преступностью вдруг начинает вести себя как малолетний дурачок, которому плевать и на логику, и на здравый смысл, и в этом свете финальный (как бы «душераздирающий») диалог не производит впечатления в принципе. Интриги нет с самого начала («спасибо» прозрачным намекам сценаристов), поверить в происходящее просто невозможно, так с чего же вдруг игрок должен делать вид, что ему не все равно?
► Шерлок и Джон заметно изменились, это факт. Но вот к лучшему ли — большой вопрос.
► Во время осмотра собеседника можно сделать неверный вывод, скажем, о происхождении какого-нибудь шрама или пятна. Но если такие ошибки и влияют на исход дела, то незначительно.
Сюжет Crimes & Punishments не назвать выдающимся, но что тогда сказать про The Devil’s Daughter? Первая тайна — неплохо, но поверхностно и перегружено бестолковой беготней от укрытия к укрытию. Вторая под конец превращается в натуральный наркотический бред. Дальше — любопытная сцена с Шерлоком-экзорцистом, а сразу после нее — непонятно зачем вставленный стелс. И так всегда: только хочется похвалить разработчиков за хороший диалог или любопытную головоломку, а они внезапно выкидывают фортель вроде балансирования на узкой дощечке.
По идее, главное здесь — фабула и расследования, но львиную долю времени вы будете заниматься чуть ли не прыжками по платформам. The Devil’s Daughter попросту не справляется с расстановкой акцентов. Слыханное ли дело: мимолетный рассказ о больной девочке и ее страдающем отце берет за душу гораздо сильнее той самой дьявольской интриги из подзаголовка!
► The Devil’s Daughter радует обилием деталей. Как и ее предшественница, но в этот раз нам частенько выпадает погулять по лондонским улочкам. Жаль, что такие декорации задействовали считанное число раз.
Мыслить как преступник
А сама The Devil’s Daughter чертовски смахивает на предшественницу, даже некоторые локации почти не изменились. Основа прежняя: Шерлок как бы случайно впутывается в загадочные истории, собирает улики, опрашивает свидетелей, подмечает едва заметные детали и делает далеко идущие выводы. Иногда на плаху можно отправить любого из трех подозреваемых — неслыханная нелинейность… была бы, если б выбор реально на что-то влиял.
Тут мы возвращаемся к общему недочету последних выпусков Sherlock Holmes: сценарию не хватает деталей, тех самых элементов, без которых выводы главного героя частенько кажутся поверхностными, а в делах присутствует неприятная недосказанность. Это совсем не в духе Конан Дойла.
Ошибки быть не может, ведь игра следит за вашими успехами и — как и прежде — подскажет, если вы осудили невиновного, услужливо предлагая отмотать время назад. Пометки в дневнике делаются так, что свернуть не в ту сторону, кажется, невозможно, хотя оступиться совсем не страшно: допустим, припомнят вам это в финале — что-нибудь придумаете и выкрутитесь!
В дружелюбном отношении нет ничего плохого, удручает другое: побеждать злодеев интеллектом, видимо, больше не модно, так что Холмсу все чаще приходится шевелить не извилинами, а ногами.
► Холмсу нужно кое-что выковать. Не проблема! И вполне естественно, что из этого сделали мини-игру, завязанную на QTE.
► Старые фокусы мы почти не используем. Любимый стол с химикатами, к слову… хм… сломается в середине игры.
► Помощник Холмса играет в шпиона. Нужно проследить за подозрительным типом. Маршрут линеен (если появится возможность свернуть в переулок, то туда вам и надо), а объекты, за которыми можно укрыться, отмечены словом… ну, сами видите, каким словом.
Что с нами стало, Ватсон?
The Devil’s Daughter — настоящий сборник неудачных попыток починить исправный велосипед. Типичный «адвенчурный» игровой процесс разбавили беготней, драками, качанием на веревках и выводящими из себя QTE вроде упражнения по удерживанию двух маленьких, но очень подвижных кружочков в границах одного большого.
Одно из таких недоразумений — утомительная и откровенно скучная слежка малолетнего помощника Холмса за подозрительным типом, сопровождающаяся беготней по улицам и крышам. Другие столь же печальные примеры — стрельба в доме бывалого путешественника и побег от вооруженного «охотника».
Желание разнообразить действо можно только приветствовать, но разработчикам, честно говоря, не хватает то ли умения, то ли бюджета. То ли и того, и другого. Верх безвкусицы и нелепицы — огромный заокеанский храм, битком набитый ловушками. Лара Крофт здесь пришлась бы ко двору (хотя по меркам любой Tomb Raider уровень откровенно слабый), но зачем туда отправлять знаменитого детектива?
► Такое впечатление, что раньше мы постоянно бегали мимо кабинета Лестрейда. Сейчас встреч с ним будет очень мало.
► Стоим, подслушиваем. Потом встанем в другом месте, никто ничего не заподозрит. Кстати, хотя у Шерлока имеется неплохой набор костюмов, накладных усов и бород, переодеваться придется всего несколько раз.
► Очень любопытный эпизод, даже QTE к месту. На первый взгляд — просто массовое ДТП, но на деле…
А в лучшие моменты The Devil’s Daughter попросту возвращается к тому, что было в Crimes & Punishments. Например, реконструкция ДТП и расследование его причин — по-настоящему неожиданное, интересное и в чем-то трогательное приключение… но и его испортили тривиальной возней с ящиками в лондонской канализации. Корявая акробатика и вымученные «интерьерные» головоломки, суть которых вовсе не в поиске хитро спрятанной улики, а в расчистке дороги в следующее помещение, — совсем не то, чего ожидаешь от игры с именем Шерлока Холмса в названии. Во всяком случае — не на таком уровне.
* * *
Из всех сцен здесь наиболее показательна стычка в пабе. Время замедляется, а Шерлок, словно Нео, отбивается сразу от нескольких хулиганов, причем перед каждым ударом можно выбрать желаемое действие. Но если толкать алкоголиков и подбрасывать предметы в неправильном порядке, то выбраться из передряги, кажется, нельзя. Иными словами, разработчики почти заново изобрели Dragon’s Lair — настоящую пытку для любителей метода «проб и ошибок».
В этом вся суть The Devil’s Daughter. Она желает казаться современной, разудалой и нелинейной, но в те моменты, когда авторы отходят от привычной формулы детективного квеста, становится до боли похожей на посредственных предков из очень далекого прошлого.
О локализации
Тексты переведены на русский язык. Без оплошностей не обошлось, но в целом перевод хороший.
Далеко не худший детектив, но то, что серия движется в направлении боевиков, с которыми The Devil's Daughter тягаться не в состоянии, очень печалит. Crimes & Punishments была заметно лучше почти во всем.
- отдельные сцены (изгнание злых сил, реконструкция обстоятельств ДТП и прочее) и дела
- симпатичные локации и лондонские виды
- все то, что уже радовало в Crimes & Punishments.
- обилие неуместных и/или раздражающих QTE и мини-игр
- слабый сценарий, в том числе основной сюжетной линии
- заметно короче предшественницы
- улочки, которые в таком виде фактически пропадают зря.
Во что: игра предоставлена издателем
На чем: PS4
Сколько: около двенадцати часов.
Because I can
Во всех делах сразу сажать того, на кого первым укажут все улики.