Пошли на дно. Обзор Song of the Deep
Близкие по духу
Insomniac Games — видимо, еще не вполне отойдя от «газировочной лихорадки» в Sunset Overdrive , — взяла и снова рискнула. Сформировала внутреннюю команду на полтора десятка пар рук, как во времена Spyro the Dragon , и дала ей задание сделать подводную «метроидванию» Song of the Deep.
Ух ты, потрясенно выдохнула публика. Бравада, эпатаж, безумный юмор, наглые герои, но теперь с видом сбоку и в самом чреве Атлантики? Интересно-интересно!
Косяки… рыб, всего лишь рыб
Впрочем, забудьте про все эти ожидания. Song of the Deep — симпатичная сказка, с точки зрения антуража вдохновленная кельтскими преданиями, а с точки зрения визуального стиля — шикарными видами утесов Мохер в Ирландии (невероятно популярное туристическое местечко). Главная героиня тут — добропорядочная двенадцатилетняя девочка. Весь ее мир крутится вокруг седого папы, что днем ходит в море за рыбешкой, а вечером рассказывает фантастические истории об обитателях дна. Но однажды он не вернулся домой, и Меррин (так зовут нашу тихоню) недолго думая построила крошечную подлодку и ринулась навстречу приключениям.
► Одна из самых атмосферных локаций — Watcher’s Hollow. Мороз по коже, да? А теперь представьте, каково главной героине!
► Течения — один из главных врагов в Song of the Deep. Против них помогает уклонение (одна из способностей) и вот такие инсталляции якорей, только и ждущих, когда к ним кто-нибудь прицепится.
Подлинное ощущение передвижения под водой невероятно трудно передать в игре. Вспомните, сколько было приятных игр про исследование океанских глубин: Ecco the Dolphin , Aquaria , Subnautica , AquaNox… что еще? Вспомним еще пару названий, да и все, пожалуй.
Новая игра Insomniac в этот список встраивается вполне успешно. Плавать в ней неплохо.
Song of the Deep погружает в живописный мир-лабиринт, сотканный из сотен тоннелей и пещер (из недавних игр вспоминайте Ori and the Blind Forest ). Окружение не приедается — вот мы несемся по кладбищу ржавых и гнилых морских посудин, а пару минут спустя осторожно пробираемся по мрачному жилищу исполинского паука. На фоне то и дело проплывают огромные рыбины и колышется растительность. В том, что касается звучания и внешнего вида, Song of the Deep редко дает слабину, если вообще дает.
► Так подается сюжет: душевно и немногословно. События комментирует за кадром рассказчица.
► На заднем плане постоянно что-то происходит. Можно и отвлечься. Противники вряд ли закликают вас, даже если набросятся стаей.
► Не все обитатели глубин настроены враждебно.
Старик и море неурядиц
Меррин стартует на утлой посудине с единственной особенностью — выдвижным крюком, которым можно протаранить медузу, бьющую током, дернуть за веревку, чтобы очередная дверь открылась, или схватить какую-нибудь каменюку. Понемногу находчивая девчонка собирает механизмы (гидролокатор, ускоритель, фонари) и копит монетки (на дне тьма всякого хлама, но сокровищ больше). На них можно выменять у крабов «апгрейды»: скажем, крюк станет мощнее, а орудия научатся выпускать по две торпеды зараз.
Беда в том, что с появлением новых гаджетов мало что меняется. Если, скажем, в Ori с появлением нового типа движения вам приходилось разучивать новый геймплейный навык, и со временем механика платформера существенно усложнялась, то здесь все едино — новые предметы, по большому счету, открывают новые двери в новые места, и только. Чуточку освежает впечатления только момент, когда девчушке позволяют вылезать из батискафа и ты начинаешь чувствовать себя чуточку более уязвимым.
► Как и в любой «метроидвании», часто придется возвращаться на начальные уровни, чтобы добраться до сокровищ с новыми способностями на борту.
Головоломки тоже страдают от типизации. Вполне удачные попытки Insomniac проявить изобретательность разбиваются о частоту повторений. Возьмем паззлы с перспективой — разработчики очень любят играть с тем, что спрятано за передним планом. Они неплохи до тех пор, пока не превращаются в рутину: приходится обшаривать каждую стену — вдруг это обман зрения, вдруг никакой преграды нет? А когда появляются нудные эксперименты с оптикой, начинаешь ерзать на кресле.
Сражения тоже не впечатляют. Противников в Song of the Deep маловато, да и тактика боя не меняется — знай рви их на части чудо-крюком. Оппоненты слабы, «боссы» — назойливые мухи, устрашающие лишь внешностью. Другое дело, что они, гады морские, увертливые и проходят сквозь ограничивающие игровое пространство «стены», а мы — медленные и неуклюжие.
► Поначалу искательница приключений беззащитна вне батискафа. Ищите нож!
Увы, управление не назовешь идеальным: слишком часто получается, что Меррин, скажем, заплывает чуть дальше, чем ожидаешь. И это при том, что отдельные (повторяющиеся, черт возьми!) задачки требуют точно выверенных движений. Кроме того, на форумах многие жалуются, что игра учитывает пожелания далеко не всех геймпадов: то некоторые кнопки не работают, то виброблок молчит. С геймпадом от Xbox 360, к счастью, проблем не было.
Технические проблемы PC-версии не ограничиваются областью управления. На 24 июля ситуация такова: может нервно дергаться картинка, прыгает звук (на PS4 тоже, что особенно заметно при сборе монет), а после очередного патча игра стала без причины виснуть. Но тут много точек сохранения, так что часы прогресса вы вряд ли потеряете.
► Особый вид медуз. Торпеды их не берут, но они побаиваются источников света.
* * *
Insomniac, кстати, всерьез намерена выпустить детскую книжку по Song of the Deep. Очень трогательный штрих, который достаточно явно указывает, на кого рассчитана история.
Игра не лишена приятных черт: в ней симпатичные персонажи, приятные фоны, красивая меланхоличная музыка. Но человеку, который прошел Aquaria или ту же Ori, в ней попросту не хватит разнообразия: типовые ситуации — будь то головоломки или встречи с противниками — наслаиваются на типовые же решения. Увы, время от времени тут тоскливо, словно на дне Марианской впадины.
Полчаса на батискафе в Inside надежно впечатываются в память, а несколько вечеров в Song of the Deep — к сожалению, нет. Подводное путешествие совсем не такое увлекательное, каким его рисовало воображение и рекламные материалы Insomniac.
- приятный саундтрек
- сногсшибательные фоны
- действительно разное окружение
- необычная героиня.
- масса однотипных секретов
- враги дышат на ладан и не радуют разнообразием
- технические проблемы PC-версии
- повторяющиеся головоломки
- не всегда отзывчивое управление.
Во что: игра приобретена автором по полной цене.
На чем: PC
Сколько: десять часов.
Мечта Джеральда Брофловски
Решить, что быть разумным дельфином куда интереснее, чем двенадцатилетней девочкой.