15 сентября 2016
Обновлено 17.05.2023

Сеанс шумерской аквамедитации. Обзор ABZÛ

Сеанс шумерской аквамедитации. Обзор ABZÛ - изображение обложка
Сеанс шумерской аквамедитации. Обзор ABZÛ - фото 1

Близкие по духу

Сеанс шумерской аквамедитации. Обзор ABZÛ - фото 2
Сеанс шумерской аквамедитации. Обзор ABZÛ - фото 3
Сеанс шумерской аквамедитации. Обзор ABZÛ - фото 4
Сеанс шумерской аквамедитации. Обзор ABZÛ - фото 5
Сеанс шумерской аквамедитации. Обзор ABZÛ - фото 6

Фильм «Голубая бездна»

«Лучший способ наблюдать за рыбой — это стать рыбой» , — сказал однажды Жак-Ив Кусто. Именно этими словами можно описать суть ABZÛ — не столько игры, сколько интерактивного путешествия в морские глубины.

Мэтт Нава, опытный дайвер и бывший арт-директор Thatgamecompany , не хотел создавать правдоподобный симулятор ныряльщика, с декомпрессионной болезнью и возней с оборудованием. Нет, руководитель калифорнийской Giant Squad стремился передать эмоциональное состояние, спектр чувств человека, оказавшегося в мире, где царят не люди, а природа… и безмолвие.

Не нужно слов

Безымянная ныряльщица, отправившаяся в глубоководную одиссею, подобно рыбе не проронит ни слова. Да слова здесь и не нужны. В сюжете нет ни конфликта, ни персонажей, ни постановочных сцен. ABZÛ — своего рода симулятор аквамедитации, поэтому события зачастую заменяются эмоциями в соответствии с концепцией Мэтта Нава. Его игра ловко жонглирует чувствами игрока, рассказывая историю с помощью музыки и невербалики.

Сеанс шумерской аквамедитации. Обзор ABZÛ - фото 7

► Призрачные колонны, «плавание» в воздухе, летающая живность — так выглядит мир духов.

Такой подход использовала Blizzard в недавней короткометражке «Последний “Бастион”». Там «бессловесный» сюжет гармонично чередовал комедию с драмой, а драму с триллером. ABZÛ устроена аналогично. Всего за пару часов она низвергает игрока в пучину отчаяния, возносит на вершину эстетического восторга и вновь окунает в бездну тоски от осознания своей ничтожности в безграничной водной пучине. Словно поплавок в руках Джереми Уэйда, игрок направляется в нужное течение благодаря Остину Уинтори — автору музыки The Banner Saga , The Journey и Assassin’s Creed: Syndicate.

Сеанс шумерской аквамедитации. Обзор ABZÛ - фото 8

► Одна из идей, заложенных студией, — противостояние технологий и природы.

В тени отца

Его стараниями ABZÛ воспринимается как аудиовизуальная инсталляция в морском музее Барселоны, а не «подводная Journey». Впрочем, сравнение с одной из лучших философских игр небезосновательно. В ABZÛ мы исследуем окрестности под аккомпанемент музыки Уинтори, изучаем фреску за фреской для осознания происходящего и освобождаем из ловушек всевозможных существ. Геймплейные механики The Journey просто адаптированы для путешествия по подводным просторам и полетов на морских тварях вместо воздушных. Однако ABZÛ не во всем копирует первопроходца в жанре «игра-эмоция». Морской черт кроется в деталях.

Сеанс шумерской аквамедитации. Обзор ABZÛ - фото 9
Сеанс шумерской аквамедитации. Обзор ABZÛ - фото 10

► Статичная картинка не способна передать ту магию, что Giant Squad вдохнула в игру.

У ABZÛ не только музыкальная ритмика совершенно иная, но и геймплейный ритм. Молчаливая ныряльщица не погибнет ни от недостатка кислорода, ни в зубах акулы, так как художественная часть преобладает над игровой. ABZÛ не пытается создавать напряженные моменты вроде стремительного улепетывания от летающих змеев. Терзающие вестибулярный аппарат заплывы в подводном течении — апофеоз стрессовых ситуаций.

Сеанс шумерской аквамедитации. Обзор ABZÛ - фото 11
Сеанс шумерской аквамедитации. Обзор ABZÛ - фото 12

► ABZÛ — тот случай, когда геймплейные моменты хочется преодолеть побыстрее, чтобы вернуться к созерцанию.

Управление по своей элементарности соответствует заданному темпу и концепции. Наша героиня не спеша рассекает водную толщу, чтобы зритель спокойно наслаждался видами величественного морского царства, чьим обитателям нет дела до непонятного существа в черном гидрокостюме. В те моменты, когда размеренность начинает утомлять, можно ускориться, нажав на специальную кнопку. Та же кнопка пригодится, если вдруг захочется, подобно дельфину Флипперу, совершить сальто в воздухе, выпрыгнув из воды. Простенько, но увлекательно.

Сеанс шумерской аквамедитации. Обзор ABZÛ - фото 13

► Нет, летающие киты — это не отсылка к «Кетополису» Грэя Грина, а всего лишь демонстрация превосходства природы над человеческой цивилизацией.

Глава Giant Squad желал, чтобы краеугольным камнем игры стало отстраненное созерцание подводного мира, и добился своего. Ныряльщица служит своеобразным гидом в конкретную нетрактуемую идею, а не оболочкой для проекции «я» игрока, поэтому интерактив весьма скуп. Мы собираем ракушки, открываем порталы для освобождения рыб, решаем простенькие головоломки, открываем двери с помощью робота-помощника и подражаем китам. Те используют ультразвук для общения, игрок же с его помощью приманивает обитателей морского царства. Именно в такие моменты понимаешь, в чем ABZÛ уникальна.

Паломничество к Абзу

А уникальна она в симуляции водной жизни, достовернее и цельнее которой игровая индустрия пока не создавала. Групперы охотятся на мелочь, а та ускользает в кораллы, усеянные анемонами. Краб ползет куда-то по неотложным крабьим делам и клешней щелкать хотел на внушающую трепет гигантскую черепаху. Разноцветные водоросли мерно покачиваются, пока над ними проплывают древние эласмозавры.

Сеанс шумерской аквамедитации. Обзор ABZÛ - фото 14

► В этих механизмах видится инопланетное происхождение, но выяснить это наверняка нам не дадут. ABZU отвечает лишь на малую долю вопросов.

Мэтт Нава неспроста сделал руины, которые мы изучаем в ходе путешествия, столь похожими на шумерские. Обитатели Месопотамии верили, что в земных недрах сокрыт океан Апсу, или Абзу, обтекающий весь мир, а потому питающий все реки и моря планеты.

Для Нава это предание стало идеальным фундаментом для создания картины, отражающей его собственное восприятие океана. Отсюда и псевдошумерские фрески, и пренебрежение биологическими временными периодами, и освобождение существ посредством контакта с некоей духовной силой.

Сеанс шумерской аквамедитации. Обзор ABZÛ - фото 15
Сеанс шумерской аквамедитации. Обзор ABZÛ - фото 16

► Несмотря на грозный вид, акула оказалась миролюбива и дала покататься на себе. С реальным хищником такой фокус повторить не выйдет — сожрет и не подавится.

Однако равнять ABZÛ с The Journey в этом ключе все же неправильно. Да, обе игры основаны на определенных концепциях, но способ их донесения и заложенная авторами конечная цель радикально отличаются.

Thatgamecompany не навязывала мысли, а лишь создавала условия для их возникновения. The Journey доносила , а не показывала. ABZÛ же, наоборот, визуализировала определенные чувства, и в этом, вероятно, и заключалась цель Мэтта Нава — поделиться , а не донести.

Казалось бы, мелочи, но в деле закладывания смысла они определяют многое.

* * *

ABZÛ имеет немало общего с морской черепахой. Обе неспешны и умопомрачительно прекрасны, а цель их существования — просто быть в этом мире. Мэтт Нава, в отличие от Шона Мюррея с его No Man’s Sky , не пытался выдать ABZÛ за нечто большее, чем то, что она есть. Никаких революций и псевдорелигиозного трепета. Никакого маломальского сюжета, хитрых механик и погони за модой. Только мысль «жизнь прекрасна во всех ее проявлениях» и гармоничное трио из музыки Уинтори, реалистичного подводного мира и его сумасшедших красот.

ABZÛ — не игра в привычном смысле, а минимально интерактивная инсталляция. Расстраивает в ней только одно: Мэтт Нава, чтобы передать свою любовь к океану, скопировал игровой процесс The Journey, чем сделал ABZÛ вторичной с точки зрения геймплея.

Впрочем, все это мирская суета. Расслабьтесь, очистите разум и плывите по течению навстречу прекрасному.

О локализации

Текст на русском языке.

Вердикт

Вторичный с точки зрения геймплея, но концептуально уникальный симулятор дайверских эмоций. Подать мне акваланг!

Достоинства
👍
  • лучшая симуляция водной жизни музыка Остина Уинтори великолепная цветовая гамма короткая
Недостатки
👎
  • геймплейный плагиат The Journey нереализованный сюжетный потенциал шумерской культуры короткая
Как мы играли

Во что: финальная версия, игра куплена автором.

На чем: PC

Сколько: два часа

Ачивка редакции
White power

Сломать все механизмы с помощью большой белой акулы.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь