Красная Пресня. Обзор Mother Russia Bleeds
Близкие по духу
Я был уличным бойцом, и дела у меня шли неплохо. Мы с друзьями били морды на потеху зрителям и не лезли в политику. Но однажды за нами приехали омоновцы и без объяснений избили до полусмерти. Очнулись мы в мерзкой лаборатории, накачанные какой-то жесткой гадостью, «некро». После такого невозможно оставаться в стороне. Чтобы получить ответы, я был вынужден принять неравный бой с бомжами, гопотой, скинхедами, проститутками, ментами, солдафонами, хапугами и самой Братвой.
Я выбивал зубы и ломал кости, вышибал мозги и отрывал головы, стрелял в толпу и закидывал ОМОН гранатами. Я жег, резал и потрошил. Я жонглировал унитазами и бензопилами. Я испробовал разные сорта запрещенного вещества — и пережил последнюю ломку. Я искупал Родину в кровавой купели очищения.
Когда все закончилось, я написал эту рецензию.
Культ карго
На логотипе французской Le Cartel Studio красуется нечто в шубе и с петушиной головой. Быть может, они любят причинять людям боль — настолько, что Hotline Miami стала не только их любимой игрой, но и музой. Ребята влюбились в ее точеную ретро-стилистику, шизофренический настрой, кошмарную сложность — и звериный оскал. На этой почве они построили свою Mother Russia Bleeds : абсурдный, запредельно жестокий «мордобой» в антураже перестройки.
Позвольте угадать ваши мысли. Водка, матрешка, балалайка, плохие русские медведи на велосипедах, настоящий издатель — госдеп США.
Но все не так.
► Дизайн удался на славу: целостно и интересно. А если саундтрек Hotline Miami вы уже заслушали до дыр, Mother Russia Bleeds обогатит плейлист.
Как ни парадоксально, местный Советский Союз напоминает ужасы капитализма, которыми стращали советских граждан. Отчасти потому, что к советской эстетике примешали лихие «невзоровские девяностые». Бал здесь правит мафия Bratva, ее крышуют толстые чинуши в дорогих костюмах. Пока нищая страна сидит на игле, они кутят на казенные деньги и предаются всем возможным порокам. Они потеряли связь с реальностью, а назревающую революцию оттягивают истреблением недовольных и собственно распространением запрещенных веществ. Главные герои — кучка цыганских уличных бойцов — ввязываются в противостояние народа и угнетателей, а заодно пытаются понять, кто и зачем подсадил их на «некро».
Сценарий знакомый, но при желании его можно представить в любой стране — недаром местный лидер сопротивления похож на Фиделя Кастро. Российского колорита этой мрачной, но простенькой антиутопии прибавляют советская атрибутика, форма силовиков и прочие мелочи, вроде имен и названий. Заклеймить это развесистой клюквой сложно: авторы слишком истово пытаются подражать Hotline Miami. Один из уровней проходит в садомазо-клубе «Икра» — и если бы не название, вы не догадались бы, в какой стране он расположен. Так что клюква здесь умеренная, на передний план выходят чернуха, абсурд и реки крови.
► В игре о Советах не могло обойтись без хотя бы одного медведя. Сцена с ним — одна из самых ярких.
Ядерный, дикий
Le Cartel не калькировали механику Hotline Miami, а лишь примерили ее изюминку на другой ретро-геймплей. За основу взяли двадцатилетней выдержки beat ‘em up вроде Renegade и его потомков — особенно Streets of Rage и Double Dragon. Только теперь это не ода романтичным боевикам о разборках «ногами», а просто кровавое месиво. Ощущения сродни тем, что дает Condemned 2 : пока набьешь очередному гопнику лицо, он растеряет все зубы, прольет литры крови и станет похож на ходячего мертвеца.
Драки всегда яростные, ожесточенные. Они заряжают звериной энергией, заставляя наносить удар за ударом, пока мозги очередной жертвы не запачкают улицу. Темп соответствует: управление отзывчивое, герои бьют быстро и много, а враги — особенно на поздних этапах — прут целыми отрядами. И на каждом уровне свое оружие. В ход идут не только стандартные вещи вроде ножей, монтировок, автоматов Калашникова или, скажем, бензопил, но и экзотика: есть и кирпичи, и пустые шприцы, и даже унитазы. Один раз доведется избить кровопийц баяном, отнятым у хамоватого попрошайки в поезде.
Но лучше один раз это увидеть.
► В целом, формула Streets of Rage и компании нетронута. Здесь нет прокачки и сложных комбо, но набор движений богатый. О Hotline Miami напоминают многие элементы. Оружием можно бить, кидаться и добивать. Врагов можно валить на землю — и мордовать, пока голова не лопнет, что твой спелый арбуз.
«Фишкой» Mother Russia Bleeds стало вещество «некро». Его можно использовать как аптечку или как путь в режим «берсерка»: на короткое время музыка ускоряется, камеру разъедает кислота, а ваш боец дерется на манер злого Кэнсиро. Но самое интересное — способы пополнить запасы. Обколотые враги перед смертью дергаются в конвульсиях, и бравые революционеры вытягивают в шприц их кровь. Прямо как сестрички из BioShock.
► В режиме «Арена» можно открывать разные сорта «некро». У них уникальные эффекты и названия на манер алкогольных коктейлей. В кооперативе каждый герой может затариться своим сортом, что добавляет боям немного вариативности.
Запредельное насилие и вызывающий дизайн всего — не единственный козырь французов. В игре восемь уровней, и отличие между ними не только внешнее: игра постоянно подкидывает новые условия, заставляя адаптироваться. То надо сбивать мотоциклистов, как в Batman Returns , то защищать рацию от охраны, то кидать гранаты в стройные ряды ОМОНа. А в сцене бунта тюремщики и беглецы мордуют друг друга и без вашего участия, перекидываясь стульями, унитазами, заточками, рулонами туалетной бумаги и коктейлями Молотова.
Особенно удались боссы: они разнообразны, сложны, и к каждому нужен свой подход.
Дураки и дороги
Но не все так радужно. Вместе с механикой старых игр в Mother Russia Bleeds перекочевали их болячки, а по неопытности разработчиков появились и собственные. Область поражения врагов неочевидна, что мешает верно рассчитывать действия, используя вертикальное перемещение. А если вы швырнули врага с огнестрелом за пределы доступной арены, готовьтесь ловить пули из ниоткуда — и надейтесь, что он вернется.
Еще один знаковый элемент своей музы — сложность — французы тоже поняли не до конца. Первая Hotline Miami жестока, но справедлива. Сложность не становится там обузой: она задает темп, а не нарушает его.
В Mother Russia Bleeds все наоборот. Скажем, в игре нельзя блокировать захват: любой противник может повалить вас на лопатки и колотить несколько секунд, пока вы не отобьетесь. Особенно это обожают делать несносные овчарки, от которых увернуться не так-то просто.
При этом ни в один момент времени вы не становитесь «неуязвимы», как в старых играх. Обыденная ситуация: вас повалила собака, окружили омоновцы. Пока вы пытаетесь встать и увернуться от «раздачи», вас моментально валит еще одна собака. А потом третья. И даже режим «берсерка» им не помеха. Добавьте к этому сложность пополнения «некро» в бою и врачевания союзников — и провисание темпа неизбежно.
► У героев разные характеристики (сила, скорость атаки и прочее), но «своих» приемов или групповых атак нет. Зато все анимации уникальны: Наташа, например, в захвате отрывает куски лица зубами, как Милина из Mortal Kombat. Кстати, в игре не обошлось без ярких «фаталити» — тоже уникальных для каждого героя.
Это было бы меньшей проблемой, не гонись разработчики за зрелищностью. Помните врагов, прущих «целыми отрядами»? Обычно у меня нет претензий к стильной пиксельной графике и натуралистичному дизайну.
Но Mother Russia Bleeds это выходит боком: герои недостаточно выделяются на фоне локаций и легионов противников, поэтому потеряться здесь — обычное дело на поздних уровнях, когда на экране плотная каша толпы. Вы можете и не заметить, что ваш боец лежит под очередной собакой либо уже переместился в другую часть экрана. А это бывает критично: в одной из битв с боссом вы обязаны оказываться в нужном месте в нужное время.
► Внимание, задача: найдите на картинке четырех героев.
► Сюжет в Mother Russia Bleeds второстепенен и прост, а диалоги примитивны. Но концовка непременно порадует любителей Hotline Miami и триллеров вроде «Лестницы Иакова». Вернее, концовки.
Особенно легко потеряться в кооперативе, когда на экране мельтешат не только враги, но и товарищи. Но если живой друг сам не лыком шит и может помочь вам, скажем, сбросить надоедливую собаку, то компьютерные союзники — сомнительная помощь. Во многих случаях они упрощают бой и даже могут завершить его без вашего участия. Однако их действия хаотичны, и они не спешат поднимать вас из нокаута. Упали посреди боя? Не удивляйтесь, если пролежите так до самого конца.
Если у вас нет друзей, играть в Mother Russia Bleeds — удовольствие неоднозначное, сложное, раздражающее дисбалансом и «несправедливой» завышенной сложностью. Поэтому кооператив почти обязателен — в нем игра действительно раскрывается, и многие проблемы сходят на нет.
► Локациям недостает интерактивных предметов (скажем, для уникальных добиваний), но работа с антуражем проделана славная. На заднем фоне почти всегда происходит что-нибудь интересное, он хорошо задает настрой.
► Да, в СССР есть катаны. И секс там тоже есть.
* * *
Mother Russia Bleeds не стала «Hotline Miami с видом сбоку», но вплотную подобралась к своему кумиру. Несмотря на просчеты и оговорки, у Le Cartel Studio получилась мрачная, жестокая, но веселящая своим абсурдом игра. Особенно для жителей необъятной: видеть в игре знакомые, «родные», образы — отдельное удовольствие. Не так часто нам доводится посмотреть на эдакую «нуарную» Россию — да еще и ответить на два извечных вопроса: «Кто виноват?» и «Что делать?».
О локализации
Субтитры переведены неплохо, с «нашим» маргинальным душком. Но это тот случай, когда даже «выбрать вашего боец» в меню — штука органичная. А названия сортов «некро» зря оставлены нетронутыми: они интересные. Скажем, «Godmother».
Обаятельный beat 'em up старой школы, навеянный Hotline Miami. С русским колоритом и звериной жестокостью.
- крутой дизайн
- отличный саундтрек
- ожесточенные кровавые схватки
- самобытный взгляд на сеттинг
- любопытные локации и боссы
- органичные герои.
- спам врагами
- баланс заточен под кооператив
- сложность не выверена
- баги.
Во что: игра предоставлена издателем.
На чем: PC
Сколько: двенадцать часов.
Теперь я кошатник
Полежать под каждой собакой в игре — и не простить.