Обзор Valkyria Revolution. Поле чудес в Стране Дураков
В мировой литературе уже более века существует забавная практика: писать полуофициальные продолжения популярных книг. Вот был, скажем, писатель Артур Конан Дойл. Обывателям он известен в первую очередь как создатель самого известного сыщика всех времен и народов — Шерлока Холмса.
Так вот, спустя много-много лет после кончины автора британский писатель Энтони Горовиц вполне легально выпустил роман «Дом шелка». Это была книга про еще одно приключение Холмса, с новым сюжетом. На деле — всего лишь стилизация, ловкая подстройка под вкусы ностальгирующих по старой доброй Англии читателей.
С Valkyria Revolution случилось примерно то же самое. Вот только авторы оригинальной «Валькирии» все еще живы, времени прошло едва-едва, а результат вряд ли порадует фанатов серии. Чтобы понимать весь масштаб бедствия, вовсе не нужно быть историком и специалистом по индустрии развлечений. Достаточно вспомнить 2008 год.
Отцы и дети
PlayStation 3 переживала не лучшие времена. Эксклюзивных хитов выходило до обидного мало, Sony теряла контракт за контрактом. Вот тогда-то и вышла первая часть Valkyria Chronicles — тактической стратегии с ролевыми элементами от компании SEGA. По нескольким причинам игру заметили сразу. Во-первых, картинка. Стилизация под рисунок и сейчас выглядит великолепно, а девять лет назад и вовсе поражала.
Второй аспект — глубокий, но достаточно дружелюбный для новичков геймплей. Никаких гексов и других устаревших механик — персонажи передвигались ровно до того момента, пока не закончатся очки действия. Наконец, сюжет. Несмотря на некоторую «анимешность», он идеально балансировал между балаганом и серьезной историей про войну.
В компании таких вот «героев» и предстоит провести очень много времени. Кто сказал про кондовое аниме?
В результате PlayStation 3 получила один из самых сильных эксклюзивов. Затем разработчики добавили официальную аниме-адаптацию… и забыли вселенную. Вторая и третья части стали эксклюзивами для PlayStation Portable, причем SEGA никак не хотела переводить Valkyria Chronicles III хотя бы на английский. По всем признакам в издательстве будто намеревались скрыть от широкой публики одну из самых интересных линеек компании.
И вот, после четырех лет молчания, SEGA объявила, что ведет разработку новой игры для больших консолей и PlayStation Vita. Все бы ничего, но уже из первых геймплейных роликов стало ясно: прежней «Валькирии» нам не увидеть. Возможно — никогда, особенно если Valkyria Revolution преуспеет в продажах.
Во многих сферах индустрии развлечений случается подобная история: гениальная в своей нише идея превращается в дешевку на потребу массовой аудитории. Особенно это заметно в кинематографе. Например, в 1972 году вышел хороший напряженный триллер «Механик» с Чарльзом Бронсоном в роли немногословного киллера. Спустя почти сорок лет Голливуд выпустил посредственный ремейк с Джейсоном Стэйтемом.
Похожая история произошла с легендарными «Угнать за 60 секунд » и «Планетой обезьян». Последняя вообще превратилась из социальной сатиры в блокбастер среднего пошиба от режиссера «Бэтмена» и «Битлджуса» (речь идет о картине 2001 года).
Формально система «потенциалов» никуда не делась, но на деле учитывать особенности героев просто бессмысленно.
Так вот, со вселенной «Валькирии» произошло ровно то же самое. Гениальное, эффектное интерактивное произведение скукожилось, деформировалось, выругалось матом, выписало из интернет-магазина узкие джинсы, отпустило бороду «дровосеком» и пошло покупать латте в уличной кофейне. Если проводить аналогию с литературой, то оригинальная Valkyria Chronicles напоминала произведения Эриха-Марии Ремарка — разумеется, с поправкой на страну происхождения и кое-какие штампы, характерные исключительно для азиатов. Спин-офф же вызывает в памяти, скорее, такой позор, как «50 оттенков серого». Тут нет BDSM-масок, плеток и анальных пробок, но выглядит игра так же пошло и нелепо, как эта отрыжка мира книжных развалов.
Мыши плакали, кололись…
Перво-наперво — игровой процесс. Желали получить еще немного тактики? Желайте дальше: Valkyria Revolution — это низкого пошиба action jRPG в духе портативных выпусков Phantasy Star от все той же SEGA. Бежим по карте, выполняем задания, уничтожаем пехоту противника, разбираем на части роботов, применяем спецприемы и кидаемся гранатами. Изредка натыкаемся на боссов, а еще слушаем десятки, сотни диалогов ни о чем, которые даже пропустить толком не получается: при нажатии на клавишу «Option» игра предлагает пропустить всю кат-сцену сразу, а не отдельную реплику.
В результате — либо скучаем, либо упускаем важные детали истории, которые нет-нет да и проскальзывают в безумных речах главных героев.
По версии разработчиков, это должно выглядеть как серьезная сцена, а не игра в зарницу среди подростков-переростков.
На все эти изменения, пожалуй, можно было бы закрыть глаза… если б не несколько серьезных обстоятельств.
Во-первых, речь идет о спин-оффе к великолепной Valkyria Chronicles. И тут уже вопрос не в фанатской преданности, а в соответствии заданной планке качества. Во-вторых, Chronicles девятилетней давности до сих пор играется гораздо приятнее и глубже, чем Revolution.
Взять хотя бы боевую систему. Раньше все действия приходилось просчитывать до мелочей: куда пойти, как использовать ландшафт, каких солдат взять на операцию, ведь не все подходили для поставленной задачи. А в Revolution тактики как таковой нет: вам нужно бестолково зачистить зону, и всё. А почему? Потому что тут нет очков действия в классическом понимании этого термина. Вы можете сколь угодно долго бегать из одного конца карты в другой и не бояться наказаний вроде быстрой смерти подопечных из-за вашей безалаберности.
Единственное реальное ограничение касается боевых приемов. Персонажи могут провести атаку мечом, кинуть гранату, использовать спецудар или выпить зелье восстановления здоровья. На это и тратятся очки, которые теперь напоминают, скорее, линейку выносливости из Souls-подобных экшенов, а не продуманную до мелочей тактическую систему. Даже на перекат в сторону очки действия не нужны.
В итоге игра превращается в банальный слэшер с элементами jRPG. К тому же совершенно не зрелищный. Просто игра. Для PlayStation Vita. Одна штука.
Нет, это не скриншот с PlayStation Vita. Да, так игра действительно выглядит на PlayStation 4.
«Ну зачем, зачем ты ТУДА полез? Тебе что, делать нечего?»
И по меркам портативной платформы от Sony Valkyria Revolution смотрится действительно нормально. В конце концов, есть же любители портативных Phantasy Star. Но ведь игра присутствует еще и в библиотеке PlayStation 4, и выносить оценку без учета этого фактора было бы невозможно. И вот в сфере больших консолей Revolution не выдерживает совершенно никакой критики.
Хороший ли это слэшер? Нисколько. Невозможно восторженно описать механику игры, если она сводится к нажатию двух кнопок, одна из которых — меню выбора действий. Отличная ли это jRPG? И опять промах. Даже худшая часть цикла «Tales of…» даст сто очков вперед новой «Валькирии». Там хотя бы прокачка хоть на что-то влияет, а в Valkyria Revolution она исключительно для галочки.
Вот так начинается типичная миссия. Невыразительно, говорите?
Может, в игре есть запоминающиеся персонажи? И здесь промашка. Партия изначально прописана, но ее герои совершенно не запоминаются. Парадокс — в Valkyria Chronicles ключевых действующих лиц было всего ничего, а иллюзию войны создавала массовка. Однако она оседала в памяти гораздо лучше, чем зоопарк из Revolution. Почему? А черт его знает. Просто запоминалась.
Таким образом, самое мягкое описание, которого достойна Valkyria Revolution, — «дешевка». Во всем. И речь не идет о технологической стороне. Понятно, что наличие версии для PS Vita сильно бьет по графике, а современная SEGA не станет создавать параллельно две разные игры — помните, как это в свое время было с Ni No Kuni для PlayStation 3 и Nintendo DS? Дело исключительно в «созерцательном» аспекте.
Valkyria Chronicles была несколько анимешной, но все-таки серьезной историей. Там солдаты стреляли из настоящих винтовок, гибли на поле битвы, и конфликт в игре был реальным. А в Revolution герои не только выглядят по-анимешному — они разговаривают, как в дешевой японской мультипликации, и месят врагов в кашу при помощи длинных мечей. Нет, даже не так: при помощи дли-и-инных мечей. Из-за этого игра выглядит донельзя пошло.
Перед заданием вам даже тактическую карту покажут. Но знаете, что? На нее даже смотреть не стоит!
Справедливости ради, у Valkyria Revolution есть и положительная сторона. Некоторые сюжетные моменты вправду впечатляют. Наблюдать за тем, как кучка героев пытается пошатнуть мировой порядок ради собственных амбиций, бывает крайне занимательно — обстановка действительно меняется, иногда весьма неожиданным образом.
К тому же повествование подается через рассказ женщины-историка, которая пытается поточнее передать слушателю реальную картину событий. Чем не повод задуматься о том, что летописи — это разменная монета, которую каждый правитель использует в своих нуждах? Мысль не нова, но она хоть немного скрашивает уныние происходящего на экране.
Больше скриншотов из Valkyria Revolution
Valkyria Revolution — худшее, что могло случиться с прославленной тактической линейкой от SEGA. Нам сложно вспомнить, когда в последний раз выходила настолько дешевая и нелепо сделанная поделка, где плохо буквально всё: механика, боевая система, графика, сюжет… Советовать новую «Валькирию» можно (разве что) обладателям PlayStation Vita, и то исключительно из-за отсутствия громких релизов для этой платформы.
Увы, чуда не случилось.
Плохо 4,5 Оценка Игромании Игра, которую не следовало выпускать на свет или, по крайней мере, распространять на Западе. Если за задержку Yakuza просто обидно, то «Валькирия» — худшее, что смастрячила SEGA за долгое-долгое время.
- отдельные моменты сюжета
- ужасная графика постоянные загрузки плохая боевая система отвратительные персонажи смена жанра
Во что: игра предоставлена издателем.
На чем: PS4 Pro
Сколько: двадцать часов.
«Продолбать всё»
Загубить легенду на корню.