Обзор Pyre. Уют, волшебство, приключения
Supergiant Games славятся тем, что раз в несколько лет выпускают признанные инди-шедевры, наполненные чарующей атмосферой, продуманным сюжетом и оригинальными идеями. Bastion и Transistor выиграли множество наград, и сегодня от студии уже не ждут «средних» или просто «хороших» игр. Анонс Pyre в апреле 2016 года сразу показал уход от «блеклого» Transistor и от позиции одинокого протагониста. Яркие цвета, командная игра и немного странная (в лучшем из смыслов) RPG с элементами спортивного симулятора — вот что подарили нам Supergiant на этот раз.
Изгнанники и долгая дорога домой
Первый же пейзаж встречает нас очень сочной картинкой.
Игра не демонстрирует логотипы партнеров и даже самой студии — главное меню возникает на экране в тишине, нарушаемой только тихим треском горящего костра. Жмем пару кнопок и почти сразу переносимся к повествованию. Мы — Чтец, изгнанный из Содружества за грамотность и умение читать, поскольку такие знания здесь вне закона.
Единственный способ вернуться из изгнания — совершать Ритуалы, которые, согласно легенде, могут освободить отверженных. На нашем пути мы встретим людей и нелюдей в странных масках, а вместе с ними уже присоединимся к ордену «Крыльев Ночи». В конце цикла мы бросим вызов другим сообществам изгнанников, которые тоже хотят вернуть себе свободу. Или отнять ее у других.
Просторы неназванного мира иногда кажутся несколько… сюрреалистичными.
К визуальной составляющей невозможно предъявлять претензии — пейзажи и арты персонажей сделаны на высшем уровне. Pyre похожа на сказку для старшего школьного возраста, и в этом основа ее шарма — она позволяет расслабиться и погрузиться в уютную и волшебную атмосферу нового мира, где полно магии и ярких персонажей. Вас ждет командное приключение в кругу друзей, большую часть которого вы проведете за чтением диалогов и описаний и погружением в разносторонний мир игры.
Изгнанники надевают во время Ритуалов причудливые маски.
По пути вы соберете большую и очень разношерстную компанию, где каждый персонаж способен вызвать интерес и даже симпатию. Вы встретите внушительную демоницу, которая говорит короткими, скупыми фразами; познакомитесь с пищащим демоненком, чьи крики с первого раза и не разберешь; пообщаетесь с «отмеченной луной» дикаркой, которая слышит голоса своих предков, и даже увидите морского червя в рыцарских доспехах.
При этом каждый персонаж обладает Характером с большой буквы. Все они — живые и сформировавшиеся существа со своими идеалами, желаниями и причинами вернуться домой. Что еще важнее — все они так или иначе приговорены к изгнанию, и в большую часть историй это добавляет дополнительный трагический элемент. Но (и это особенно приятно) сюжет не давит на эмоции и не пытается постоянно разжалобить игрока. Герои достойно переживают поражения и неудачи и смиренно принимают победы и триумфы. А потому уже на втором часу игры вы рискуете привязаться к каждому из новых друзей, а потом частенько обнаруживать на своем лице дурашливую улыбку до ушей.
Пламя исцелит
Через долю секунды команда оппонента потеряет своего нападающего.
Но иногда нужно отвлечься от прекрасной визуальной новеллы — сюжета — и заняться наконец Ритуалами. За них отвечает та самая спортивная часть игры. Ритуалы — это матчи три на три. У каждой команды есть костер, куда противник должен забросить Небесную Сферу (или просто запрыгнуть с ней во вражеский костер). У всех персонажей разные характеристики скорости, дальности броска, высоты прыжка, а также «ауры». Аура — это зона вокруг героя, попав в которую противник на некоторое время выбывает из матча. Отличный атакующий инструмент.
В кампании нам предоставят девять уникальных героев, каждый из них имеет уникальные способности. Тот самый демоненок может взрываться и почти мгновенно возрождаться… а взрыв пройдет по большой площади и выбьет из игры всех попавших под него оппонентов. Разумный пес способен перепрыгивать через врагов (и даже делать двойной или тройной прыжок), а демоница при приземлении разбрасывает противников в стороны.
Но правила Ритуалов позволяют одновременно двигаться только одному из троих. Так что игрок переключается между статичными персонажами, пасует Небесную Сферу партнерам и пытается забросить ее в костер по ту сторону поля. Все это — в бесконечных попытках обогнать иногда нечестно быстрый ИИ.
Ритуалы работают по принципу спортивной лиги. Они все одинаковые, но после череды обычных матчей вас выводят на условный финал — Ритуал Освобождения. Победитель получает право вернуть одного из членов команды из изгнания.
Каждая арена для Ритуалов уникальна по дизайну, разметке и расстановке препятствий.
Поначалу Ритуалы кажутся забавной мини-игрой, разнообразящей повествование. Но после ознакомительных матчей против всех восьми соперников нам внезапно дают понять, что Ритуалы — это ключевой процесс, от которого зависит развитие сюжета. Проиграете — история все равно продолжится, но персонажи отреагируют на это событие. Скажем, если проиграете Ритуал Освобождения, то увидите уникальную катсцену — вам покажут, как победители боролись и ради чего жертвовали собой в боях.
Иногда члены команды могут отказываться от участия по ряду причин, будь то морская болезнь или страх перед специфическим оппонентом.
Сложность растет плавно, но неуклонно, ведь «проиграть» в Pyre в обычном смысле нельзя. Количество «Освобождений» ограничено, и, вероятно, вы не сможете на первом прохождении вытащить из изгнания всех друзей. В какой-то момент мы даже намеренно проиграли Ритуал Освобождения, чтобы посмотреть, как поведет себя команда противника и кого она освободит. Результат нас не разочаровал.
Помимо этой спортивной механики, в Pyre есть простенькие системы экипировки (один герой — один предмет), крафта и базового развития персонажей. У каждого есть две короткие ветки талантов по четыре уровня — и с каждым повышением персонаж получает ощутимое усиление в Ритуалах.
Прокачка не кажется сложной или нудной, но на поздних стадиях порадует и любителей трудностей. В какой-то момент вы получите опциональные модификаторы сложности — так называемые «созвездия титанов», очень похожие на модификаторы из Bastion. Каждый из них дает процентный прирост к получаемому опыту (здесь он называется «просвещением») и делает условия Ритуала сложнее — увеличивает количество «жизней» вражеского костра или время возрождения выбитых игроков вашей команды. Всегда приятно, когда сложность можно деликатно «подкрутить» под себя.
В игре есть локальный мультиплеер — в матчах против ИИ или других игроков можно потренироваться безболезненно для сюжета. Но мы надеемся когда-нибудь увидеть и полноценный мультиплеер — для войны со всем миром через Steam или PSN.
Приключения и Сказки
В свободное от путешествий время персонаж игрока может заняться собственными делами.
В отличие от Bastion и Transistor, в Pyre нет рассказчика, но есть много текста. Действительно много. И реальная свобода выбора, влияющая на финал игры… настолько, насколько подобная свобода вообще возможна в визуальной фэнтезийной новелле со встроенным симулятором магического баскетбола. Не будем спойлерить, но игра подразумевает достаточно внушительную вариативность финала (пусть на момент написания статьи мы увидели лишь один вариант концовки). Нас ждут минимум три «глобальные» концовки (плохая, хорошая и идеальная), а также восемнадцать уникальных финалов для персонажей — в зависимости от результатов Ритуалов Освобождения. Не все спасенные оппоненты сделаются вашими врагами по ту сторону, и не все освобожденные персонажи игрока встанут на сторону «добра». Но результат здесь напрямую зависит от выбора и навыка играющего.
Многие оппоненты имеют личные счеты с членами вашей команды.
Эмоционально Pyre вернула нас в то состояние, что- возникало после прочтения первых книг о Гарри Поттере — ночью под одеялом с фонариком. Это не темное фэнтези, здесь почти нет жестокости, насилия и мрачных оттенков (почти — но не совсем, и это отлично). Ощущение сказки накрывает игрока со всех сторон. Музыка от Даррена Корба потрясающе вписывается в диалоги, локации и боевые темы. Коронное банджо композитора на этот раз дополнено арфой, местами — дикой электронщиной, а где-то — экзотическими инструментами, названия которых мы даже не будем угадывать. Главное, что звучат они волшебно. Неважно, что происходит на экране, — музыка идеально подчеркивает это массой вариаций: от блюза и фолковых боевых мотивов до гнетущей электронной музыки и drum’n’bass-битов под арфу и флейту.
А еще здесь просто очень много деталей. Сотни маленьких отметок в книгах, множество интерактивных предметов, скрытые элементы мифологии, испытания на индивидуальное управление персонажами, карты, переходы между локациями, реплики на придуманных языках — это настоящее интерактивное приключение, замечательная книга с иллюстрациями, которую хочется перечитать сразу, а потом еще через год-два.
Великолепно 9,0 Оценка Игромании Pyre выглядит, звучит и ощущается как прекрасная законченная история. И любовь разработчика к своему творению (и к игроку) здесь видна в каждом маленьком моменте.
- роскошное визуальное оформление
- прекрасный звук
- живые персонажи, у которых есть характер
- захватывающий, продуманный сюжет
- волшебная эстетика, атмосфера и идея
- оригинальная для фэнтези концепция
- не менее оригинальное исполнение механики.
- ритуалы немного однообразны и могут со временем наскучить
- явная направленность на нарратив — фанатам экшена здесь ловить нечего.
Во что: игра куплена автором.
На чем: PC
Сколько: десять часов (но будем проходить еще раз!)
«Фанбой»
Свернуть игру на втором часу прохождения, чтобы купить ее саундтрек.