Обзор Sonic Mania. Правильная ностальгия
История про то, как современная SEGA загубила один из своих флагманских сериалов, достойна голливудской экранизации. Череда замечательных двухмерных платформеров с хорошей примесью раннера (классического, а не мобильного!) из 90-х, попытки освоить трехмерную графику на Dreamcast… А потом — провал за провалом.
Самый трескучий случился в 2006 году на PS3 и Xbox 360. Sonic the Hedgehog (просто, без подзаголовков) из-за невменяемой камеры, отвратительной приключенческой части и кучи багов не годилась даже чертям на закуску. Впрочем, во всем этом калейдоскопе проектов была заметна и положительная черта. Когда SEGA бралась за проверенную временем 2D-механику, получалось достойно, а то и вовсе хорошо.
«SEGA с гордостью представляет…!»: анонс-трейлер возвращения легендарного ежика.
Топчемся по Green Hill Zone
Если не считать нескольких выпусков для Game Boy Advance и Sonic Rush для Nintendo DS, на больших консолях концепция неоретро была обкатана на примере относительно недавней Sonic Generation. Мегакапустник свел воедино Соников старой и новой формации.
Два героя — два взгляда на вопрос. Модерновый еж носился в трехмерной трубе из Sonic Unleashed , иногда заглядывая в 2,5D-перспективу. Классический же без зазрения совести косплеил 16-битные нетленки. Это смотрелось тем ироничнее, чем современнее были локации перед глазами. Поверьте, нет ничего забавней, чем Соник прошлого на уровне 2006 года. А открывала игру, конечно, очередная вариация Green Hill Zone. Холмы — то, что обязано быть в каждом новом Сонике. Нет Green Hill? Значит, перед вами какая-то жалкая подделка.
Да-да, очередная Green Hill Zone. Ну и что?! Здесь она хотя бы воспоминания навевает.
Шутки шутками, но Sonic Mania — едва ли не самый правильный двухмерный Sonic со времен порта Sonic СD на консоли прошлого поколения. Когда мы проходили Sonic Generation несколько лет назад, нас не покидало ощущение… поддельной елочной игрушки. Да, то была очень хорошая игра — с правильным дизайном, отличной картинкой, приличной скоростью. Почти как в старые добрые.
Дьявол крылся в деталях. Классическая Sonic the Hedgehog бросала покупателям вызов. Она не была сложной в освоении того, что касалось core-механики, трудности доставлял стык платформера и раннера. С одной стороны, разработчики будто говорили покупателям: «Бегите вперед, быстрее, быстрее, еще быстрее!», а с другой — логика уровней была такова, что уже на третьей-четвертой зоне приходилось больше думать, чем жать на кнопки. Все это — в сочетании с системой секретов (поиск изумрудов хаоса никто не отменял!) и несколькими путями для прохождения локации — начисто взрывало мозг.
Вот на этом моменте сердце у любителей жанра должно защемить. И этот скриншот — не из Sonic & Knuckles для 16-битной Mega Drive!
Наверное, у каждого консольщика со стажем найдется свое воспоминание про 16-битную трилогию (плюс Sonic & Knuckles!). Какой-нибудь злой босс или очень вредный отрезок уровня, одолеть который не удавалось месяцами. Мы с друзьями собирались холодными осенними вечерами и раз за разом пытались пройти финального гада из Sonic & Knuckles. Все уровни до него пролетались уже почти на автомате — в том числе вариация на тему Египта. А вот главарь никак не давался. Банально жизней не хватало. Так мы его в то время и не прошли, зато воспоминаний осталось на много лет вперед.
Sonic Generation в этом смысле позволяла лишь отчасти окунуться в атмосферу детства. Потеряно было главное — само чувство приключения. Разработчики воссоздали механику и даже обозначили грани, отличавшие модерн от классики, но дальше не пошли. Generation получилась вечеринкой для новичков, без малейшего намека на сложность.
SEGA нарисовала ироничные видеоролики, собрала лучшие (по ее мнению) уровни из прошлого, напичкала все это системой испытаний, и ведь получилось хорошо. Просто не то, чего хотели поклонники старой закалки. Ирония в том, что Sonic Generation была лучшей частью серии за очень-очень долгое время.
До появления Sonic Mania.
Этот момент мы даже комментировать не будем. Но можете быть уверены: вы удивитесь, и ещё как!
Фанаты и не только
История создания этой игры заслуживает отдельного внимания. В то время как большие японские издатели, вроде Capcom или Nintendo, в зародыше давят любые фанатские начинания (бан на ремейк Metroid 2 с Game Boy — лучший тому пример), SEGA идет навстречу энтузиастам.
Год назад программист и будущий глава проекта Sonic Mania Кристиан Уайтхед представил продюсеру сериала о синем еже прототип под названием Sonic Discovery. Едва взглянув на него, менеджер японцев дал зеленый свет. Почти сказочная история… если б Уайтхед не успел ранее поработать над Sonic CD и мобильными портами первых двух частей Sonic the Hedgehog. Так что определенный кредит доверия у него был.
Официальный анонс Sonic Mania состоялся в рамках прошлогоднего Comic-Con в Сан-Диего. Именно там SEGA сообщила, что в разработке находятся два новых платформера про Соника: трехмерная Sonic Forces и классическая Sonic Mania. Интрига? Вовсе нет. Тем летом мало кто верил, что очередное ковыряние в нафталине может принести хоть сколь-нибудь ощутимую пользу изрядно протухшему бренду, погрязшему в самоповторах и клише. Но чудо все же случилось.
И ведь это не заставка, а вполне реальный игровой процесс! Один из промежуточных боссов.
А был ли мальчик?
Sonic Mania стала не первой попыткой SEGA сыграть на ностальгии фанатов. Помимо удачной Sonic Generation свет увидели аж два эпизода Sonic the Hedgehog 4. Проблема этой разбитой на кусочки игры состояла не в графике, та была вполне достойной, — разработчики сломали саму основу двухмерного «Соника». Продуманным балансом в «продолжении» и не пахло, а читерская возможность закликать противника, взятая из трехмерных выпусков франшизы, сводила на нет все попытки сделать сложно.
дебютный трейлер первого эпизода Sonic the Hedgehog 4.
Не обращайте внимания на изобилие пикселей. В динамике Sonic Mania выглядит много лучше. Зато такое решение создает иллюзию, будто игра делалась для 16-битных консолей.
Что-то пошло не так?
Главное, что вам необходимо знать о Sonic Mania, — она очень правильно работает с механикой прошлых лет. Соник несется вперед, собирает кольца, уничтожает боссов и получает изумруды хаоса в секретных зонах. Эту последовательность действий мы видели и раньше: в те годы, когда SEGA пыталась утереть нос Nintendo. И вот здесь начинается самое интересное. Готовы? Точно?
Так вышло, что «фанатская» игра про Соника обращается с исходным материалом намного бережнее, чем все «официальные» продолжения от Sonic Team. И речь не о слепом копировании. Те уровни, что мы знаем по первым трем частям и Sonic & Knuckles, творчески переосмыслены. Например, уже упомянутая Green Hill начинается на редкость классически — зеленые лужайки, холмики, шипы… Но уже в конце первого уровня вас ожидает промежуточный босс. Удивляться тут нечему: в Sonic & Knuckles было так же. Другое дело, что такого противника не ожидаешь увидеть в декорациях первой Sonic the Hedgehog.
Неподготовленным геймерам эти яйца-затейники испортят немало нервов.
Второй акт, хоть и напоминает 16-битные «Холмы», но включает в себя элементы из более поздних игр о Сонике. Помните тарзанку из Sonic the Hedgehog 3? Тогда вы понимаете, о чем идет речь. Особо впечатлительных фанатов такой подход способен довести до когнитивного диссонанса. Едва ли у вас получится сдержать удивление от особенности, целенаправленно взятой из Sonic CD и вставленной в локацию из Sonic & Knuckles. Речь идет о смене окружения после выполнения определенных условий. Более подробно рассказывать не будем, чтобы не спойлерить, поэтому просто поверьте на слово. Отметим главное — созданные с нуля уровни хорошо вписываются в происходящее.
Несмотря на подражание двухмерной классике, однообразной Sonic Mania назвать не получается при всем желании. У нее идеальный ритм. Разработчики то загоняют Соника в условия классического раннера (один из промежуточных боссов), а то и вовсе начинают сеанс ретропародии. Когда, вместо изучения паттерна очередной адской машины Роботника, приходится вспоминать правила одного очень древнего японского «Тетриса», челюсть сама по себе падает на пол. И ведь это не единичный случай! Sonic Mania построена на таких контрастах. Предугадать, что же еще этакого выкинули разработчики, почти невозможно.
Заставки в игре подаются вот таким вот ретро-образом. Помните, как Наклз дернул за рубильник?
Режимный вопрос
Как и всякий уважающий себя платформер, Sonic Mania предлагает на выбор несколько режимов. Откровений, однако, ждать не стоит. Помимо сценарной кампании, геймеры могут устанавливать рекорды скорости и соревноваться в versus-моде. Ничего необычного, скажете вы? Так ведь в том и дело. Авторы не стали изобретать велосипед, а просто взяли проверенную временем концепцию. И она работает. Правда ведь здорово?
Проблему сложности команда Кристиана Уайтхеда обошла просто гениально. Если игрок погибает, на экране появляется экран Game Over. Казалось бы, всё, но — нет. В Sonic Mania есть система автосохранений. Поэтому ничто не мешает зайти в меню сюжетной кампании и попробовать заново одолеть треклятый уровень с этим чертовым боссом и всем тем сумасшествием, что творится на экране.
В теории такое решение должно серьезно облегчить участь новичков, но увы, система проверяет прогресс только после прохождения всей зоны целиком, а не отдельного акта. Уж поверьте, такая мелочь способна испортить настроение тем, кто искренне полагает, что игра должна проходить себя сама.
Что в сухом остатке? Три вагона ругательств, здравый азарт и ощущение, будто вернулся в прошлое. Туда, где локацию приходилось запоминать буквально по кусочкам и спустя много часов с отчаянным воплем проходить. К слову, некоторые моменты из Sonic Mania дадут фору своим 16-битным предшественницам в плане сложности.
Но это уже предмет для отдельного разговора, и его мы отложим на другой раз.
А вы поняли, в чем тут юмор?
А судьи кто?!
Если недавняя Crash Bandicoot N. Sane Trilogy была рассчитана больше на новичков жанра, то Sonic Mania бьет в самое сердце тем, кто помнит и чтит классику Mega Drive/Genesis. Команде проекта удалось создать концентрированный заряд ностальгии, метко бьющий по всем болевым точкам. В Sonic Mania нашлось место как классическим бонусным уровням из Sonic CD и Sonic 3/Sonic & Knuckles, так и просто отсылкам к культовому прошлому синего ежа в красных кроссовках. При этом разработчики не схалтурили, перебив срок годности у лежалого товара.
Трейлер к выходу Sonic Mania.
Sonic Mania — это именно тот «Соник будущего», о котором мы мечтали много лет назад. Это современная игра, что ловко жонглирует механиками прошлого и заставляет взглянуть на привычные с детства уровни под другим углом. Кроме того, она попросту красива. Качественное 2D, прекрасные эффекты, невозможные либо труднодостижимые на оригинальном железе. Достаточно присмотреться, чтобы понять, насколько титаническую работу проделали авторы: на их плечи легла задача остаться в рамках канона, но вместе с тем привнести в концепцию что-то свое. Авторский почерк.
И это у них определенно получилось. Кстати, о ежиках: убивать противников самонаводящимся прыжком (два клика по клавише «крестик») никто не даст. Эта особенность не перекочевала в Sonic Mania из трехмерных выпусков серии — и это тоже замечательно.
Больше скриншотов из Sonic Mania
Sonic Mania — прекрасный подарок для всех любителей ретро. Достаточно сложная и предельно разнообразная, эта игра заставляет вспомнить, за что мы любили платформеры прошлого. Sonic Forces наверняка будет тяжело конкурировать с продуктом творческого гения Кристиана Уайтхеда.
Великолепно 9,0 Оценка Игромании Отличная возможность окунуться в эпоху, когда SEGA все еще выпускала гениальные двухмерные платформеры. Для фанатов синего ежа — однозначный must have.
- бережное обращение с классикой отличный арт-дизайн правильная сложность (для фанатов) битвы с боссами
- высокая сложность (для новичков)
Во что: игра предоставлена издателем.
На чем: PS4 Pro
Сколько: пять часов.
«Наконец-то он вернулся»
Пройти Green Hill Zone на автомате, не удивляясь промежуточному боссу.