Divine Divinity
__ Эпиграф: Как прожить на белом свете? Это знают даже дети. Легче этого вопроса нету ничего! Надо просто быть красивым, Благородным, справедливым, Умным, честным, сильным, добрым — Только и всего! Детская песенка Larian Studios ваяла Divine Divinity долго. Очень долго. Шесть лет работы, четыре смены названия (увольте: перечислять не буду), неоднократное перенесение сроков релиза — обычно игры после такого не выживают. Но наша RPG мечты благополучно получила аттестат зрелости. Честно говоря, многого от игры я не ждала. Ну, hack’n’slash, на вид — клон Diablo. Только это оказался очень необычный “клон”. И даже не клон вовсе — за счет присутствия ряда весьма оригинальных черт, которые никаким “Диаблам” и не снились. Неподдельное божество Ривеллон — так называется этот мир с многовековой историей. Семь добрых или грозных богов, хранившие или угнетавшие семь живущих в этом мире рас, давно стали легендой. Но один из них — Лорд Хаоса, дважды терпевший поражение в прошлом — жаждет возродиться вновь. И помочь ему в этом должен орден черных колдунов Black Ring. Правда, есть в Ривеллоне и другая сила — Консульский совет Семерых, представляющий семь рас этого мира — людей, эльфов, дварфов, импов, орков, ящеров и волшебников. Вот только этот совет не собирался уже шесть столетий, и за это время из всей семерки дееспособным остался лишь один
Красочное зрелище - магический поединок волшебника Зандалора с драконьим всадником.
старый волшебник Зандалор. Заговор Черного Круга поверг Ривеллон в пучину войн и несчастий. Сначала неожиданно скончался старый герцог Ферол — якобы от сердечного приступа, случившегося на охоте. Герцогство перешло к его сыну — юному Янусу, который тут же объявил себя Святым избранником (Divine One) — героем из старинного пророчества, призванного спасти семь рас в трудные времена. Но дела шли все хуже и хуже. Орки нападали на поселения людей, выжигая целые деревни. Собранное фермерами зерно портилось в амбарах по непонятным причинам. К отравленному урожаю добавилась новая напасть — в Ривертауне началась эпидемия чумы. В городе Вердистусе одна за другой стали пропадать молодые девушки, а потом их обескровленные трупы находили в разных местах. Власть имущие — знать и богатое купечество — погрязли в коррупции и оказались неспособны исправить положение. И вдобавок ко всему эльфы и гномы затеяли междоусобную войну. Спасти Ривеллон суждено истинному Divine One. Но стать им может не каждый, для этого надо быть Отмеченным судьбой (Marked One). В Ривеллоне нашлось всего три кандидатуры на роль спасителя… Одна из них, конечно же, ваша. События раскручиваются постепенно — сначала вас ждет исследование огромного подземелья в поисках источника безумия и излечения главы поселения целителей, затем поход на юг, в Ривертаун, где свирепствует чума. По пути вы познакомитесь с Зандалором, и будет много-много других встреч, забавных и трагических событий, битв с врагами. Вы будете вести детективные расследования и участвовать в боевых операциях, охотиться в темных лесах и искать сокровища, спрятанные на краю мира… Пройдет немало времени, прежде чем станет ясно, в чем корень зла. В подземельях резиденции герцогов Ферол — замке Громовой Кулак — хранился артефакт древних времен, несущий в себе частичку души Лорда Хаоса. Это Меч Лжи. Каким-то образом юный Янус пробрался в сокровищницу и взял меч. Но не слабовольный подросток стал хозяином грозного оружия, а Меч сделал его своим слугой, подчинив и развратив неустойчивую душу наследника. Вскоре от отравленного дротика погиб старый герцог, и Янус воссел на отцовском троне. Но это лишь одна ветвь глобального заговора… Думаю, вы уже поняли, что проработанный разноплановый сюжет с неожиданными поворотами, сюрпризами и боковыми линиями — одна из сильных сторон игры, от которой в итоге оказывается невозможно оторваться. Подарки судьбы Первое подземелье навеяло счастливые воспоминания о Diablo. Пять уровней темных
В игре более 300 NPC. Даже если предмета для разговора нет, можно с удовольствием выслушать из чужих уст историю своих подвигов.
коридоров, по которым бродят скелеты, костяные лучники и гхолы, украшены сундуками и раскиданными по углам топорами. Сюрпризов хватает. Есть приятные: например, женская статуя на первом уровне, которая со словами “Ты предал меня при жизни, так не предавай этого героя!” посылает на подмогу неокрепшему персонажу зомби. Есть неприятные: гхолы откладывают взрывающиеся под ногами яйца, как и было обещано. Зато, отыскав или купив такие яйца или скорпионьи ловушки и обладая навыками минера, вы сами можете устраивать сюрпризы врагам. Временами встречаются боссы покруче: на фоне стандартного скелета ценой 152 очка паук, за которого дают 4000 экспы, смотрится впечатляюще! Бывают массовки в духе боя при Бородино, где вашему юному герою отведена роль Шевардинского редута, который штурмуют все, кому не лень. Игра весьма динамична. Одним из авторских принципов было то, что каждые несколько минут должно что-то случаться. На деле “что-то” происходит еще чаще. Набегают и встают прямо из земли монстры, в кустах и темных углах отыскиваются сундуки с сокровищами, запускаются десятки скриптовых сцен. За каждым деянием следует воздаяние — будьте уверены, если вы спасли ребенка от вампира, рано или поздно на вас набежит его мамаша со слезами благодарности. И наоборот: стоит вам прирезать свинью в амбаре, как владелец оной впадет в неистовую ярость и, чего доброго, может помереть от инфаркта. Наказуемо и воровство… Однако есть, есть способы. К примеру, встретили вы уличного поэта. Если дать ему десять монеток, он начнет декламировать стихи. А из соседней лавки с криками “браво!” выскочит торговец магическими принадлежностями. И если вы уж не совсем упертый lawful good, то грех не воспользоваться случаем, чтобы прихватить в опустевшей лавке несколько полезных вещиц — например, дорогую и редкую книгу, обучающую заклинанию невидимости. Вас постоянно находят разные сюрпризы и сюрпризики. Скажем, колодец желаний, который дает деньги, очки опыта или поднимает одну из характеристик. Или тайник с кучей контрабандного спиртного у дороги. Или куча камней за поселением гномов, покопавшись в которой, можно найти гигантский меч! Получить экспу можно за самые неожиданные действия.
Местный аналог Арены из Might & Magic. Дотроньтесь до алтаря, и вы получите то, что видите. Зато экспы…
Например, за ночь, которую героиня провела в публичном доме на необъятной кровати под красным фонарем… К середине игры герой нацепляет побочных квестов больше, чем собака репейников после прогулки по зарослям лопуха. Триста имеющихся в игре NPC сумеют об этом позаботиться! У некоторых квестов есть несколько возможных исходов, и не сразу удается найти верное решение. Так, на подходе к Темному Лесу к вам обратится эльфийский мальчик: на его дом напали бандиты, и его мама и папа попали в плен. Ломанетесь в лоб — бандитов вы перебьете, но ребенок станет сиротой. Лучше обойти дом сзади, найти ключ от задней двери, открыть ее, выпустить эльфов и уж потом учинить расправу. Частенько приходится выступать судьей в сложных ситуациях. Один солдат изуродовал другого, выбив тому глаз, но оказывается, что тот, прикинувшись другом, соблазнил жену первого. Кто прав? Решать вам. Сюжет иногда отступает, напоминая о себе только списком заданий в журнале. А иногда он берет в стальные тиски и просто тащит за собой. Например, завоевав известность успешными рейдами против орков, герой получает приглашение в замок Громовой Кулак на аудиенцию к герцогу. Казалось бы, пустяшное дело в цивилизованном безопасном месте. Я двинула туда, не пополнив запас лечебных пузырьков, и была строго наказана. Сначала герцог — противный недоросль с грубыми замашками — назначает героя Лордом-Защитником своей персоны и запрещает выходить из замка, заваливая дурацкими поручениями типа найти кошку, принести букет, разыскать плюшевого мишку. А потом, когда после отражения орочьей атаки вас таки выгоняют, вы сразу же попадаете в заточение к ведьме Илоне. И выбираться из казематов придется по запутанным подземельям, набитым нечистью. Так что держите ушки на макушке, а дорожную аптечку в порядке — иначе намучаетесь или будете вынуждены переигрывать. Соло для одного героя Генерация персонажа — довольно простой процесс. Выбираете из шести кандидатур на роль героя: три девушки и три мужчины человеческой расы представляют различные пути развития — маг, воин или бродяга (survivor; по смыслу — ближе всего к известному классу rogue). От выбора профессии зависят только первоначальное распределение очков да “врожденная” спецспособность. Бродяга крадется, а воин раскидывает врагов мощным круговым ударом. В дальнейшем вы сможете развивать любой из 96 скиллов независимо от класса — воин без проблем учит магию, а маг как орешки щелкает замки и стреляет из лука. Хотя, понятное дело, успеха в магии он достигнет куда скорее — равно как и воину удобнее мечом махать, чем в книжки пялиться. Система роста традиционная: при переходе на следующий уровень герой получает пять очков, которые нужно распределить по четырем характеристикам — силе, ловкости, интеллекту и телосложению. Кроме того, можно поднять один из навыков. Каждый навык имеет пять уровней мастерства. Без некоторых — владения оружием и простейшими магическими заклинаниями — не обойтись. Для выживания нужны и алхимия второго уровня, и кузнечное дело, и распознавание предметов — а то платить каждый раз торговцу по две сотни монет никаких денег не хватит. Девочка в поле нашла пулемет — больше в деревне никто не живет! Опыт требует жертв. С жертвами в Divine Divinity все в порядке — в игре более 150 видов различных тварей. Знакомство с
Бой с суккубом. Она не только ой как дерется сама, но и вызывает демонов на подмогу. Мумия справа пытается заниматься вампиризмом.
ними начинается с традиционных скелетов, потом появятся пауки и зомби, стальные скорпионы и ящеры — фанатики культа драконов. Большинство названий кажутся знакомыми, например thunder lizard или lightning lizard. Но есть и уникальные монстры. Так, в подземелье замка вам приготовил теплую встречу палач с топором, на майке которого видна надпись “LOVE PAIN”. Наверное, его дедушку звали Батчер. Для Action-RPG противники довольно сообразительны. В частности, крылатые скелеты (conjurer) призывают на подмогу скелетов и лучников. Особенность “засуммоненных” тварей — за их изничтожение вы не получаете экспы. То есть бить надо хозяина, причем чем быстрее, тем лучше. А то дайте волю какому-нибудь Лорду-хранителю Циклопьего Глаза, и тот начнет призывать conjurer’ов одного за другим, те в свою очередь суммонят скелетов, а вам с этой толпой разбираться! Некоторые владеющие магией боссы способны доставить серьезные трудности. Скажем, ведьма Жозефина с неиссякаемым запасом маны, одной рукой призывающая на подмогу демонов, а другой насылающая на героя разнообразные магические напасти. У тварей одного вида число хитов может изрядно колебаться. С локальными боссами это может стать настоящей проблемой — когда на последнем издыхании я выбиралась из могильника, куда меня упихнула ведьма Илона, попался мне аномально крепкий стальной страж. Зато с убитых боссов можно снять приличные вещи. И, наконец, в Divine Divinity есть жизнь после смерти. Когда вас убивают, можно не лезть сразу в меню, а посмотреть, как бродят по подземелью и кучкуются скелеты, или как паук — фу! — ест ваше бездыханное тело, издавая омерзительные сосущие звуки. Девочка в поле гранату нашла… Инвентори разделен на пять частей: оружие, броня, магические вещицы, аптечные бутылки и все остальное. Объем, как показывает практика, не лимитирован. Зато лимитирован вес. Перегруженный герой не хочет бегать, хуже дерется и отказывается собирать трофеи. Брони, оружия, магических вещиц в игре огромное количество. Можно использовать вместо доспехов кастрюлю, а драться сковородкой, а можно заслуженно гордиться вещами из набора доспехов дракона. Можно самому зачаровывать оружие и броню, хотя это непросто — требуется соблюдение определенных условий. Меня очень позабавили магические статуэтки, при помощи которых можно превращаться в разных животных — кошку, паука, лягушку. Причем, став кошкой, можно поохотиться на крыс… Книг здесь ненамного меньше (если меньше), чем в Morrowind. Они лежат всюду — в домах, подземельях. В тюрьме я нашла фолиант " Приключения Омара-пирата, часть третья ". Попадаются философские трактаты
Атака психованных ящериц-драконопоклонников. Фанатики кидают бомбы. Наверху справа, задрав к небу лиловые утиные лапы, валяется дохлый маг.
на темы вроде " Живы ли боги?" или сборники кулинарных рецептов. Что здорово и совсем необычно для Action-RPG — работает физика. Даже в Morrowind можно было сложить стопку книг, а потом, вынув нижние, смотреть, как верхние висят в воздухе. Разработчики Divine Divinity не поленились. Если в пирамиде сундуков вытащить нижний, верхние падают. Падает даже паутина — и, что уже несколько странно, лужи крови. В игре есть два способа открыть бочку — можно превратить ее в обломки при помощи оружия или сдвинуть крышку. Кроме того, бочки можно двигать с места на место, чтобы найти скрытые двери или спрятанные вещи, или таскать их в багаже. Диабло по-стронгхолдовски Divine Divinity — игра весьма немаленькая. Мир Ривеллона состоит из 20000 экранов. Поддерживаются разрешения вплоть до 1024х768. Плюс — графике свойственна предельная детализация на уровне Stronghold. Кстати, иные экраны с крепостными стенами и катапультами от “Стронгхолда” и не отличишь! Графике присущ свой стиль, подобный средневековым гравюрам. Анимация приятна, спецэффекты зрелищны, магия впечатляет. В лужах отражаются деревья и сам герой, лупцующий мечом гигантского паука. По полям плывет туман. Немного резковато меняется время суток, а иногда налетает гроза с синеватыми проблесками молний и косым дождем. Но скажем честно — передовой графику не назовешь. Пусть ландшафт красив и радует обилием деталей, но при этом он плоский, как блин. Зато, в отличие от круглого блина, все в Ривеллоне имеет прямоугольную планировку, будь это пещера троллей или дикие горы. Сам герой спрайтовый, хотя — какой тут смысл делать модель в 3D, если при высоте экрана 24 см рост персонажа всего сантиметра три? Зато игра легко идет на машинах не самой, скажем так, могучей конституции. Но если вдруг у вас есть карта с поддержкой T&L, не поленитесь включить эту опцию. А потом приглядитесь к картинке. Заканчивая разговор об оформлении, стоит сказать об озвучке. Выдающейся ее не назвать, но хорошей — однозначно. В дварфовском трактире звучат веселые плясовые, в лесах слышны мелодичные песнопения в духе “Энигмы”, в подземельях — скрежет зубовный. Качественно сделаны мелочи: выпадающие из убитого монстра трофеи — золото, оружие, отмычки, бутылки с зельями — узнаются по одному звуку. На игле интерфейса Одной из идей разработчиков было предоставить возможность выполнять каждое действие несколькими способами, чтобы игрок без проблем мог подобрать удобный лично для него. Можно назначить горячие клавиши на каждый спелл или просто чих. Интерфейс подчиняется беспрекословно: герой не тормозит
Самонаводящиеся Elemental Bolts наносят ущерб огнем и электричеством и способны уложить большинство монстров. Даже этого здоровенного дракона.
в бою, творя заклинания или заглатывая батареи пузырьков с лекарствами. Если же скорость становится слишком большой, всегда можно нажать паузу, чтобы отдать приказы. Divine Divinity отличает необыкновенно удобная система отчетности, подобной которой в других RPG я просто не встречала. Квесты можно отфильтровать. Если добавляется новый, то он становится на свое место в сюжетном ряду, а не просто пишется абы куда. Есть две различных автокарты. Большая масштабируется, и главное, на ней можно ставить свои метки с комментариями. На экране же удобно постоянно иметь маленькую автокарту, где герой отмечен голубой точкой, нейтральные существа — от крестьян до кроликов — зелеными огоньками, а монстры — красными. Это окошко, как и любое другое, можно таскать по экрану, чтобы поместить в удобное лично вам для обзора место. Особенно пленяет иллюстрированный “дневник охотника за головами”. Рядом с портретом каждой твари приведены ее характеристики, что само по себе интересно, и число убитых вами — что еще любопытнее. Например, к моменту написания этого обзора моя героиня 35-го уровня перебила больше 5000 тварей 120 различных видов. И, наконец, имеется раздел с забавными комментариями, касающимися самого персонажа. При низкой силе: " Должно быть, в детстве вы были болезненным ребенком…" При ловкости, равной двадцати: " Вы неуклюжи как корова и так же медлительны. Деревенский лекарь верит, что вас сглазили в детстве ". Мило, не находите? *** * *** Если бы не ветховатая технологическая основа, Divine Divinity можно было бы прочить на роль Action-RPG года. Впрочем, это и так можно — за неимением конкурентов она однозначно получит свой лавровый венок. Могу с уверенностью сказать, что сотрудники Larian Studios не зря прожили последние шесть лет. Управление безупречно, захватывающий сюжет проработан до мелочей, а геймплей сбалансирован. Начав играть и войдя во вкус, бросить Divine Divinity невозможно — а о многих ли играх можно такое сказать?
Рейтинги: Геймплей: 10 Графика: 7 Звук и музыка: 9 Интерфейс и управление: 10 Новизна: 6 Рейтинг “Мании”: 8,5 Дождались? На первый взгляд это выглядит как Diablo. На второй оказывается игрой, от которой невозможно оторваться: сильная сюжетная линия, детализованная графика, сбалансированный геймплей сделали Divine Divinity игрой, которая порадует даже поклонников классических RPG. Оправданность ожиданий: 90%