25 апреля 2018
Обновлено 17.05.2023

Frostpunk. Холодное сердце

Frostpunk. Холодное сердце - изображение обложка

Летом 1886 года Британию приморозило: снежная буря уничтожила поля, оставив целую страну без пищи. Голод и холод быстро довели страну до беспорядков, но настоящая напасть ждала впереди — с юга шёл ледяной шторм, равных которому человечество ещё не видело. Чтобы спасти людей от гибели, правительство отправило на север страны строительные экспедиции: на богатых ресурсами землях решили построить паровые генераторы, способные обогревать целые города. В условиях вечного холода, дефицита ресурсов и отсутствия всякой помощи извне генераторы оказались последней надеждой на выживание человечества.

Так уж вышло, что, когда я сел за Frostpunk , в городе как раз отключили отопление, за окном несколько дней бушевал ураган, а температура держалась едва выше нуля. Закутавшись в плед и то и дело заправляясь горячим чаем, я быстро проникся суровой атмосферой выживания в условиях вездесущего холода. Когда внутриигровой термометр в очередной раз опускался на пару десятков градусов, всё моё нутро пробирал всамделишный холодок, а страдания виртуальных граждан воспринимались как личная трагедия. Серьёзно, если хотите провести десяток незабываемых часов, чувствуя себя умирающим полярником, во время игры налегайте на мороженое и настраивайте кондиционер похолоднее. Уникальный опыт гарантирован.

Отчаянные времена…

Frostpunk. Холодное сердце - фото 1

Нам предстоит управлять новообразованным поселением, всех жителей которого объединяет одна цель — выжить. И достичь её будет нелегко: дома для первых горожан только предстоит построить, а стартовые запасы угля, древесины, стали и пищи очень скоро закончатся, и возобновлять их придётся самостоятельно.

Первые несколько суток температура держится около −20°C. Для бывалых беженцев это пустяк — можно даже шапку не надевать, — да и генератор пока запускать ни к чему: лучше приберечь топливо до более сильных морозов. Пока не ударили холода, часть поселенцев займётся ночной охотой, пяток инженеров пойдёт проводить исследования новых технологий, а ещё несколько человек подежурят в медпункте.

Рабочая сила — один из самых важных ресурсов: в каких-то постройках трудиться могут только настоящие рабочие, в медблоках и на заводах справятся лишь инженеры, а вот, например, в шахтах рук всегда не хватает, и здесь рады всем. Нередко приходится по нескольку раз в день перебрасывать специалистов между предприятиями, чтобы как можно быстрее обслуживать и развивать город.

Frostpunk. Холодное сердце - фото 2

Дорогу к складам с красными значками рабочие строили четыре дня. Видимо, место неудобное: проще было возвести ещё пару зданий поближе к генератору

Frostpunk. Холодное сердце - фото 3

Когда приближается шторм, некоторые места для вылазок становятся недоступны. Отряды разведчиков к этому времени лучше распустить — целее будут

Если не обогревать жителей как следует, часть народа непременно заболеет, а кто-то может даже умереть. Рядом с генератором тепло, но место около него, само собой, ограничено, а шахты и вовсе расположены на самых окраинах, и отапливать их — отдельная головная боль.

Градостроительная часть Frostpunk глубока и обширна: разработчики продумали кучу тонкостей, связанных с добычей ресурсов, их постоянной нехваткой, зависимостью от холода и ограниченной рабочей силой — любителей жанра игра вряд ли разочарует.

Первые дней пятнадцать расслабиться не даёт жуткий дефицит: он заставляет постоянно ужиматься, экономить на каждой мелочи и искать новые лазейки для выживания. Далее начинает быстро холодать, и последствия очередного температурного антирекорда приходится нейтрализовывать прямо на ходу. Частично в этом поможет развитие науки: вариантов исследований масса, и к пятидесятому дню я едва успел изучить последнюю оставшуюся ветку — ненужных улучшений в игре просто нет. При желании можно построить даже полностью автоматизированную колонию, заменив людской труд на механизированный. Стимпанк же!

Frostpunk. Холодное сердце - фото 4

Автоматоны не боятся ни холода, ни голода, ни наступления ночи. Правда, эффективность у машин на порядок ниже, чем у живых людей

Как только окончательно разберёшься в механике, покажется, что игра начала повторяться. Но это иллюзия: за реиграбельность в Frostpunk отвечают разные сценарии, и в каждом можно по вкусу подкрутить сложность. «Выживание» не ставит перед вами ограничений, только главную задачу — пережить ледяной шторм. В режиме «Ковчег» доступная для строительства площадь заметно меньше, а охотиться в округе не на кого — приходится как можно быстрее исследовать фермы и возводить теплицы, иначе все известные человечеству растения исчезнут окончательно. А у «Беженцев» название говорит само за себя: каждые пару дней в город прибывает новый конвой переселенцев (в основном детей), которых надо кормить, а вот быстро приставить к работе не удастся.

Frostpunk. Холодное сердце - фото 5

В некоторых сценариях доступны не все технологии

…требуют отчаянных мер

Но мрачная атмосфера Frostpunk строится не только на постоянно падающих градусах Цельсия и Фаренгейта (единицу измерения можно выбирать). Как и в This War of Mine , предыдущем проекте 11 bit studios , важную роль в принятии решений играют постоянные конфликты интересов. Если не хватит угля для работы генератора, в жилых домах вода в горшках застынет от холода, и недовольные жители мигом побегут жаловаться лидеру. Но и заставить рабочих добывать уголь круглые сутки тоже не выйдет — всё время нужно искать компромиссы.

Frostpunk. Холодное сердце - фото 6

Человечинки не желаете?

Про тему детского труда Глеб Бесхлебный писал ещё в впечатлениях от демоверсии, но это далеко не единственный тяжёлый моральный выбор в игре. Удвоить питание больным, надеясь на быстрое выздоровление, или не рисковать запасами? Дать выходной травмированному ребёнку или сохранить объёмы выработки? Тратить часть рабочего времени на захоронение тел или просто складывать их в кучу? Помочь ли другому поселению драгоценными ресурсами? Правильного решения нет: любой из подобных выборов ведёт к неприятным последствиям, которые обязательно придётся расхлёбывать.

Frostpunk. Холодное сердце - фото 7

Из 501 жителя нашлись двое голодающих. И это при 1015 порциях готовой пищи!

Frostpunk. Холодное сердце - фото 8

Каждый поселенец справляется со стрессом как может — вариантов-то не так много

За «карму» отвечают два параметра: надежда и недовольство. Без надежды жизнь в экстремальных условиях становится совсем невыносимой, и отчаявшиеся поселенцы быстро избавляются от нерадивого предводителя; при максимальном недовольстве итог тот же. Решая мелкие проблемы и принимая законы, по которым будет жить община, игрок постоянно влияет на оба параметра, и в случае со Frostpunk это не просто абстрактные коэффициенты.

Frostpunk. Холодное сердце - фото 9

Арена поднимет настроение жителям. Минус только один — нужно тратить ресурсы на постройку. Добро пожаловать в бойцовский клуб!

Делая очередной нелёгкий выбор, начинаешь если не искренне переживать за судьбу поселенцев, то как минимум задумываться о том, на что вообще способны люди, оказавшиеся на грани выживания. У каждого нового закона свои плюсы и минусы, на которые изолированное общество мгновенно реагирует, и отменить принятое постановление уже нельзя.

Можно принимать законы, основываясь на жёсткой утилитарной дисциплине, а можно ориентироваться на моральные ценности. В первом случае есть даже шанс выстроить диктатуру и править железной рукой: вера в лидера станет настолько сильна, что параметр « надежда » больше никогда не упадёт ниже максимальной отметки. А вот если вы моралист… впрочем, не буду спойлерить. Сами всё увидите.

Frostpunk. Холодное сердце - фото 10

Зиморождённый

Значительная доля обаяния Frostpunk держится на атмосфере безысходности и суровой борьбы. Художникам 11 bit studios удалось убедительно показать, насколько сложным может быть выживание на клочке земли вокруг генератора: впервые отправив жителей на добычу древесины, я минут десять любовался тем, как крохотные человечки греют руки у огня, с факелами пробираются через сугробы и ёжатся от холода, протаптывая узкие тропинки. От жара паровых обогревателей снег тает, обнажая серую землю, а исполинские автоматоны неуклюже, как и положено паровым механизмам, перешагивают через строения и заряжаются от генератора. Даже изменение температуры игрок ощущает наравне с жителями колонии: в морозы под сорок экран буквально обледеневает.

Frostpunk. Холодное сердце - фото 11

За окном –120! Как не паниковать?!

Frostpunk. Холодное сердце - фото 12

А при –150°C работающий на износ генератор уже не справляется. Кстати, это обычная температура на полюсах Марса

После целого дня, проведённого за игрой, я не на шутку удивился отсутствию снега за окном… напрочь позабыл, что уже конец апреля. Минимализму This War of Mine тут не место — несмотря на бедность пейзажей и серую палитру, за миром Frostpunk бесконечно занимательно наблюдать. Жаль только, что нельзя рассмотреть всё поближе, камера ограничивает максимальный масштаб, и в пургу разглядеть копошащихся в снегу человечков можно лишь через экран контроля температуры.

Frostpunk. Холодное сердце - фото 13

На экране температуры хорошо видно, какие строения нуждаются в дополнительном обогреве

Наиграв порядка двадцати часов, пережив ледяной катаклизм и сохранив более четырёхсот пятидесяти жизней, я могу с уверенностью сказать, что в Frostpunk уже видел всё. Увы, за два или три прохождения игра раскрывает все карты и больше не может удивить ни моральным выбором, ни трескающимся от холода термометром — в своё время с This War of Mine была похожая история.

Скомканная концовка оставляет немало вопросов. Согласно сюжету, наше поселение — последнее в мире; игра же заканчивается сразу, как только мы переживем морозный шторм. Весь город может болеть и голодать, но формально игрок всё равно победил, а что происходит дальше, неизвестно. Откуда взялась ледяная буря? Как будет восстанавливаться человечество, если больше никого не осталось? Куда заведёт поселенцев наша стратегия управления?

Frostpunk. Холодное сердце - фото 14

В This War of Mine был хотя бы постскриптум, где разработчики в двух словах рассказывали о будущей жизни героев: в зависимости от стиля прохождения, она могла быть как радостной, так и депрессивно-суицидальной. Frostpunk ничего подобного не выдаёт, и это понятно: перед нами всё-таки градостроительный симулятор — игра ради процесса, а не ради концовки. Разработчики заявляли, что сюжету в Frostpunk уделено не меньше внимания, чем экономике, но не до конца сдержали обещание. Драматизма This War of Mine добиться не удалось: когда у тебя под началом сотни людей, а не несколько персонажей, сопереживать каждому уже не получается.

Благо в главном меню при выборе сценария осталась многообещающая строчка «Coming soon». В столь добротный и с душой продуманный проект всё-таки хочется вернуться за новым контентом.

Frostpunk. Холодное сердце - фото 15
Frostpunk. Холодное сердце - фото 16
Вердикт

Отменно 8,0 Оценка Игромании К привычной механике градостроительных симуляторов разработчики добавили насыщенную атмосферу и муки морального выбора — получилось чудо как хорошо! Frostpunk красива, свежа и интересна, но долгих бессонных ночей не подарит: без дополнительного контента игра перестаёт удивлять уже спустя пару-тройку прохождений.

Достоинства
👍
  • затягивающая атмосфера
  • по-хорошему высокая сложность
  • чарующий визуальный стиль.
Недостатки
👎
  • эмпатии уровня This War of Mine сюжет не вызывает
  • концовка скомкана
  • игра относительно быстро себя исчерпывает.
Как мы играли

Во что: игра предоставлена издателем.

На чем: PC

Сколько: 20 часов

Локализация
Я играл в дорелизную версию на английском, но сейчас в Steam уже появились русские субтитры. Озвучка — только оригинальная.
Ачивка редакции

«Генри Адольфович Форд»

Заставить рабочих на заводе работать сменами по тридцать два часа.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь