Dead Cells. Тысяча и один способ выйти по УДО
Dead Cells — сочетание rogue-lite и метроидвании. За судьбу проекта лично у меня были опасения. Игрой занималась Motion Twin , независимая французская студия. До Dead Cells она работала с браузерными и мобильными условно-бесплатными играми, и это может смущать. Однако Motion Twin неплохо выложились в новой для них сфере и сейчас принимают комплименты от аудитории и критиков.
Впрочем, к игре у меня всё-таки есть несколько вопросов.
Пожить, потерпеть, повторить
Вы очухиваетесь в типичном фэнтезийном подземелье. Не просто подземелье — месте казни. Прокатываетесь непонятной жижей по полу и вселяетесь в ближайший труп. Вы — паразит, которому лишь бы сбежать из этого места. Дойдя до первой же «передышки» между уровнями, вы увидите целую гору уже использованных вами тел — прошлые неудачные попытки. На этом сюжетная составляющая заканчивается, как и у многих представителей жанра.
Итак, паразит жаждет выбраться из тюрьмы. Для этого он будет убивать, исследовать локации, искать выходы и бесконечно много умирать, чтобы начать всё сначала. Вы не можете просто заучить путь к следующей зоне — процедурная генерация постоянно меняет карты. А их перед встречей с финальным боссом предстоит пройти минимум восемь.
Подбирать классное оружие, терять его после смерти, разочаровываться в смысле жизни и проходить всё заново. Выбивать руны, чтобы открыть альтернативные пути, и получить в новых местах свежую порцию тумаков. Мучиться от душераздирающего выбора между мощным, но неудобным оружием и любимым, но устаревшим. Накладывать на себя проклятие в погоне за отменной наградой и умирать, не рассчитав сил. Наконец, подобрать идеальный билд и рубить боссов в капусту за несколько секунд. Всё это — Dead Cells.
«Я (не) помню это место…»
Между локациями можно восстановить здоровье и наполнить целебную фляжку. Считай, костёр из Dark Souls!
Здесь много способов убивать. Настолько, что разнообразие в какой-то момент надоедает. Возникает ощущение, что разработчики пытались впихнуть в игру вообще всё, что смогли придумать и вспомнить. Dead Cells достаточно долго была в раннем доступе, и всё это время в неё добавляли прорву контента. Что из этого вышло? Проект, который куда проще пройти с одной гранатой и уворотами, чем с отличным прокачанным мечом.
Пока вы наслаждаетесь новыми видами оружия, медленно, но уверенно пытаетесь выбить новый крутой хлыст и изучаете мутации, забег всё не кончается. Да, длина «рогаликов» может быть разной, объективной причины обвинять игру в затянутости нет. Тем не менее походы на полтора часа здесь скорее минус, чем плюс. При этом играли вы весь год в раннем доступе или нет, это вряд ли повлияет на время прохождения. Да и хардкорность никуда не денется.
У сундуков с сокровищами здесь нрав переменчивый: одни жалуют ценной добычей, другие просят хорошенько отшлёпать, третьи плюются монстрами. Странные…
Несмотря на процедурную генерацию, все локации похожи за счёт рисовки и общего художественного стиля. Уровни состоят из больших кусков — эти части меняются местами, но в каждой из них по отдельности ты уже точно много раз был. Никаких неожиданностей и адреналина — враги будут в тех же местах, насколько бы уровень ни перестроился. За два десятка часов, наигранных в Dead Cells, локации сильно приелись, а новых подробностей сюжета так и не подвезли. За новыми эмоциями в игру возвращаться совершенно не хочется.
Однако она покрывает однообразие продуктивностью. Ни одна из попыток не оставляет вас с пустыми руками. Кому не знакома обидная смерть у ног финального босса из-за секундной ошибки? Это слабое утешение, но здесь вы точно знаете, что эта гибель, сколь бы обидной она ни была, что-то вам даст. Новые чертежи, новые способности, сданные клетки — что-то вроде постоянного утешительного приза, как и в любом уважающем себя «рогалике».
Побег. Попытка №138
Сорок пять клеток для разблокировки чего-то нового — ещё божеская цена. На поздних стадиях игры Коллекционер требует за предметы поистине гигантские суммы
Базовых видов оружия здесь немного, но разнообразию наборов снаряжения это не мешает. С каждым новым забегом поле для экспериментов растет, ведь чем дальше вы заходите, тем больше чертежей открываете. Значит, тем выше вероятность найти что-то ст о ящее в следующем прохождении.
На расширение инвентаря и ваших возможностей тратятся сразу две валюты: клетки и золото. Клетки выпадают из убитых врагов — правда, далеко не из всех, — и их количество обнуляется после вашей смерти, так что поначалу открытие предметов покажется медленным и рутинным. Чтобы прокачать какую-нибудь фляжку с лечилкой, надо пробежать не один уровень. С золотом — не так долго, но и возможностей потратить его гораздо больше: торговцы оружием на каждом уровне, двери с платой за вход и так далее.
Игрок может носить с собой два оружия и два инструмента, и каждый из предметов снаряжения относится к одной-двум специальностям. Чтобы их улучшать, нужно искать свитки усиления. Приятный бонус — не надо держаться за один и тот же клинок: апгрейды действуют на всю специальность
И ещё один фэнтезийный элемент — руны. Здесь это аналог способностей из игр жанра метроидвании. Чтобы их получить, надо победить определенного элитного врага или босса. Это сложно, но и награда неплохая: руны помогают пробраться в недоступные прежде локации. Чем дальше, тем больше альтернативных путей вы находите. Но сбор всех рун — процесс небыстрый. Для этого придётся полюбить игру и провести с ней несколько романтических вечеров.
Десница Короля — финальный босс игры. Но его, в отличие от Неда Старка, угробить далеко не так легко
Помимо постепенно расширяющегося набора способностей и оружейной «карты» с различными мечами, арбалетами и кнутами, у снаряжения есть дополнительные эффекты. Они случайны, в отличие от мутаций, которые вы выбираете между уровнями. Сочетая подходящий инвентарь с хорошими дополнительными эффектами и правильные мутации, временами можно склеивать весьма приятные билды. До того приятные, что двухчасовой забег в Dead Cells можно уложить минут в тридцать. Я не люблю нервничать и предпочитаю спокойные и уверенные прохождения. Поэтому моими любимыми билдами были те, где сочетались обездвиживание противников и критический урон. Быстро, надёжно, симпатично.
После убийства первого полноценного босса вы сможете улучшать оружие у кузнеца между локациями. Но есть подвох: урон увеличивается, но все эффекты меняются на случайные
Но это далеко не единственный путь к победе. Dead Cells обеспечивает богатый выбор стилей прохождения. Новый забег — новая жизнь. И только вам (и, справедливости ради, игре) решать, какой она будет. В одном забеге вы адски быстрый блендер, который накладывает кровотечение на всех противников в комнате и дожидается их смерти где-нибудь в уголке. В другом вы хозяин орды кусачих, но безбожно милых тварей, которые наносят урон за вас. В следующем — ловко переключаетесь между ядовитыми и ледяными стрелами. В сто тридцать восьмом вы мастер капканов и стационарных турелей.
Даже о тех, кто любит пробегать игры быстро, разработчики подумали. Для спидраннеров почти на каждом уровне есть отдельная сокровищница, куда простые смертные не успеют.
Больше общения
Лев Левин, редактор Потомственный педагог, на котором природа отдыхает. На 10-летие получил в подарок диск с «Готикой 2» , которую много лет спустя смог затмить только «Ведьмак 3». За хороший сюжет готов простить игре практически всё.
Незадолго до того, как этот текст попал ко мне на редактуру, я увлёкся ПК-версией Dead Cells. И у неё нашлась ещё одна особенность, которую нельзя не отметить: режим стримера. В русской версии он называется «потоковым», но как раз в ней он пока не работает.
Зато если вы стримите английскую версию, можно связать игру напрямую с вашим аккаунтом Twitch и позволить вашей аудитории присоединиться. В отношении достижений всё останется на своих местах; все ваши чертежи и клетки, потраченные у Коллекционера, никуда не денутся. А вот геймплей меняется значительно.
Ваша аудитория может отчасти влиять на игровой процесс. Один из добровольцев (тех, кто вовремя напишет кодовое слово в чат трансляции) становится вашим помощником до конца текущего уровня. Его аватар в виде призрачной птицы с парящим на ней ником зрителя повсюду следует за вами. Он может указывать на секреты, общаться с вами прямо через экран игры, а главное — именно на него возложено решение, лечиться вам или нет. Вы можете только попросить его о помощи (поправка — на самом деле и это, и все остальные взаимодействия с чатом можно настраивать; хотите — лечитесь сами).
Каждый уровень аудитория голосует: куда вам идти (финальное решение за вами), какую специализацию вы прокачаете с каждым найденным свитком (тут уже вы ни на что не влияете) и каковы будут дополнительные модификаторы на следующем уровне. И тут как повезёт: может, вашему пернатому спутнику позволят атаковать врагов, а может, на уровне станет в четыре раза больше злобных птиц. Или двери будут взрываться. Или вам придётся постоянно убивать врагов, чтобы не падало здоровье. В общем, то, что нужно для повышения активности аудитории.
Меняется и суть сундуков с добычей на каждом уровне. В режиме стримера аудитория пишет в чат кодовые слова, чтобы вскрыть ящик, а вы в этот момент доблестно бьётесь с его охранниками. Разумеется, ники каждого, кто вам помогает, всплывают прямо в игре, над сундуком.
Наконец, после вашей смерти, а также в некоторых других ситуациях зрители могут отправлять сообщения, чтобы поддержать или подначить вас, — те тоже будут появляться прямо на экране.
В общем, если вы любите смотреть стримы или, тем более, сами их проводите, можете смело прибавлять к нашей оценке балл для ПК-версии. Полтора — если это всё заработает на русском языке: пока что локализованная игра вылетает после первого же голосования, а кириллические сообщения от пользователей отображаются бессмысленными квадратиками.
Dead Cells аддиктивна, как почти любой рогалик, но насколько этой аддиктивности хватит — вопрос индивидуальный. Она неоднозначна, и в какой-то момент её сложность и рутинность могут вас оттолкнуть. Или привлечь ещё больше. А может, сочетание ретростилистики и современной анимации сумеют вас удержать. Попробуйте. И не бойтесь умирать — здесь все так делают.
Отменно 8,0 Оценка Игромании Очень достойный результат упорной работы студии без опыта вне мобильных игр. Она вам точно понравится, если вы любите фэнтези, хардкор и умирать. Или открывать что-то только для того, чтобы начать всё с нуля. И опять. И снова. Если же рутина, которая через пару промахов заканчивается смертью, вас не устраивает... Будьте готовы.
- вариативность оружия
- очень отзывчивое управление
- отсутствие багов уже на старте (за исключением потокового режима в русской ПК-версии).
- однообразная генерация локаций
- нет хоть сколько-нибудь развитого сюжета.
Во что: игра предоставлена издателем
На чем: PS4
Сколько: 22 часа
«Вдох-выдох»
Не донести три редких чертежа до Коллекционера, умерев на последнем противнике прямо перед выходом.