Battlefield V. Война — это (иногда) весело
Никто и никогда не наносил франшизам Electronic Arts большего вреда, чем сам издатель. Провал Mass Effect: Andromeda , абсурдная казнь Titanfall 2 через релиз почти одновременно с Battlefield 1 , небольшое фиаско с Battlefront 2… Казалось бы, уже можно чему-то научиться, но нет: Battlefield V с разгона взяла «Золотую малину» за худшее первое впечатление в истории индустрии. И хотя у авторов майского анонса наверняка были благие намерения, помешало им, как всегда, несколько противоречивое исполнение.
Некоторым игрокам уже дебютного трейлера оказалось достаточно, чтобы заочно объявить игру мёртвой; остальных «убедило» изъеденное багами бета-тестирование. Никакой маркетинг и никакие переделки не могли развеять заразительную, как мор, апатию, сгустившуюся вокруг игры. И, признаться, я тоже оказался среди заражённых: ничего не ждал от Battlefield V и ни на что не надеялся.
Однако первые впечатления зачастую бывают обманчивы.
Между молотом и наковальней
Война в Battlefield V такая же эффектная, модная, молодёжная, как в том самом трейлере, но только секунд на сорок с момента респауна — ровно до первого свидания с укрепившимся в дзоте пулемётчиком. Дальше вы просто красиво подыхаете, лёжа в какой-нибудь канаве или захлёбываясь в болоте, зажимая кровоточащие раны и истошно вопя о помощи… только для того, чтобы подбежавшему в последний момент медику снесли голову из снайперской винтовки. Я даже не приукрашиваю: всё буквально так и происходит, включая погружение в болото и лужу кровищи, растекающуюся под телом вашего солдата.
Какой бодрящий, жизнерадостный пейзаж!
На деле в игре хватает и характерных для серии моментов чистейшего идиотизма, и нарочито серьёзных зарисовок в стиле Даниила Гранина. Battlefield V целиком соткана из подобных контрастов и компромиссов — что в механическом, что в эстетическом плане. Она будто не знает, куда себя деть: хочет быть более тактической и глубокой, чем предшественница, но более доступной для широкой публики; работать с аутентичными пейзажами и воссоздавать страшную красоту войны — но крайне вольно обходиться с историей. Разработчики пытаются и завоевать ту же аудиторию, что и у каждого чёртова онлайнового шутера на рынке, и остаться верными формуле DICE.
Из-за всего перечисленного ответить на животрепещущий вопрос о том, Battlefield ли это, сложно. А на мой взгляд, ещё и довольно бессмысленно. Настоящая ли это Battlefield? В чём-то да, в чём-то нет. Главное, что затягивает она по-настоящему — и куда сильнее, чем я думал.
Яволь!
Несмотря на фанатские вопли о том, что DICE продают ту же самую игру во второй раз (как было с Battlefield 4 ), пятая часть ощущается совсем не так, как её предшественница. Я неоднократно видел, что её описывают как «гибрид Battlefield 2 и Bad Company 2 », и на то есть все основания. Battlefield V, как и BC2, — это миниатюрная версия коронной формулы DICE: сравнительно малый масштаб она компенсирует динамикой геймплея и плотностью событий. А потому и сияет игра ровно тем же, чем в своё время прославилась Bad Company 2, — безостановочным хаосом с проблесками военной хитрости.
Взрывы здесь не только для красоты — первые часы я рефлекторно втягивал голову в плечи каждый раз, когда что-то делало «бум»
И достигается этот хаос во многом благодаря дизайну карт. Помимо того, что сами декорации (на мой вкус) получились куда красивее, чем в Battlefield 1, DICE грамотно расположили контрольные точки. Пространства на локациях, пожалуй, чуть меньше, чем привыкли ветераны серии, но точки здесь, во-первых, ближе друг к другу, а во-вторых — больше по размерам. Их расставили достаточно близко, чтобы никто не скучал, но достаточно далеко, чтобы ни одна из команд не могла комфортно угнездиться на «лучшей» позиции и с неё контролировать ход игры. Поэтому иллюзия «большой войны» сохраняется, но даунтайм сведён к минимуму: новая цель, а вместе с ней и новая перестрелка, всегда где-то неподалёку. Бродить в поисках проблем не нужно — они сами вас найдут, и быстро.
Центральный мост на «Искорёженной стали» — самый амбивалентный район карты. С него видно все контрольные точки… но и занимающих его солдат видно почти отовсюду
А размеры точек, в свою очередь, создают в равной степени как напряжённые, так и откровенно комедийные ситуации. Железнодорожный мост в Роттердаме — прекрасный пример. При игре за Ось эту точку крайне неуютно оборонять: флаг фактически стоит посреди улицы, под эстакадой с отличным видом на главную базу союзников. Высовываться из-за мешков с песком не хочется от слова «совсем».
Но захватить точку можно как с земли, так и с самой эстакады. Вот и представьте ситуацию: под мостом немцы, а на нём — британцы. Обе команды знают друг о друге, но боятся начать штурм, потому что попасть на мост (или, наоборот, вниз на улицу) можно только по узеньким открытым лестницам. Никто не хочет так глупо подставляться под пули, хотя у всех давно чешутся руки что-то предпринять.
Карта «Уничтожение», расположенная в разрушенном центре Роттердама, антуражем сильно напоминает Battlefield 1. Будучи любителем уличных перестрелок, я схватил пулемёт, свил гнездо и остался в нём жить. Не «кемперство», а тактика!
Именно это сочетание простой человеческой трусости и жгучего желания поиграть в героя и преображает игру. А всё потому, что смерть всегда дышит в затылок: Battlefield V заметно снизила ТТК (time to kill — время на убийство), по сравнению с прочими играми серии. Старожилы опять-таки могут пожаловаться на «оказуаливание» и будут отчасти правы, но… низкий ТТК служит и другой цели: заставляет игрока почувствовать себя уязвимым и наконец-то начать работать головой.
Та самая точка в Роттердаме. Без укреплений фактически негде спрятаться, поэтому через секунду после съёмки скриншота я двинул кони. Не помню, от чего: то ли от трёх молодчиков с гранатомётами, то ли от танкового снаряда
Посудите сами: даже короткая очередь или один-два снайперских выстрела упокоят кого угодно. Вступать в бой уже с двумя противниками лоб в лоб — это колоссальный риск. А если точку охраняет отряд? Два? Дюжина игроков? Несколько метких стрелков на возвышении и пулемётчик могут зарубить атаку на корню.
Что уж говорить про штурмовиков с гранатомётами и технику! Хороший пилот за штурвалом бомбардировщика или танкист с бойцом поддержки заставляют натурально вжиматься в землю. Погибнуть можно меньше чем за секунду, сотни «билетов» на возрождение тают на глазах. Иными словами, ставки (хоть это и иллюзия) кажутся выше — а потому и в игру ты вовлечён чуть сильнее. Слабоумия в достатке, а вот отваги уже недостаёт; более того, даже если бесстрашно бросаться на передовую, одной лишь отваги будет мало: по-настоящему «скилловые» и эффективные действия действительно требуют навыка. Риск и награда прямо пропорциональны друг другу.
Партизанить на вражеской территории после сдачи очередного рубежа — целая наука. Когда эту точку захватили, я прожил ещё минут десять, расстрелял (и не в молоко!) остатки патронов и погиб смертью героя: выпал из окна третьего этажа
Искусство войны
Постоянное чувство опасности будто обостряет восприятие. Из-за него и драма, и комедия, и запатентованные моменты «only in Battlefield» обретают вес. Но прежде всего это сказывается на командной работе: для мнимой аркады Battlefield V делает довольно весомый акцент на слаженные действия внутри отряда.
Быть одиноким волком не только контрпродуктивно, но и сложно. Как бы хорошо вы ни стреляли, рано или поздно закончатся либо патроны (на старте дают буквально две обоймы), либо аптечки, потому что здоровье регенерирует лишь до определённой отметки. Из-за этого разные классы в составе отряда не только действуют как одно целое, но и во многом прямо зависят друг от друга. Любителей лежать на пригорке с винтовкой по двадцать минут это, может быть, и расстроит, но лично меня только радует: синергия в командных играх — скорей достоинство, чем недостаток.
Укрепления кажутся ненужными где-то до первой массивной атаки врага. Или пока не напорешься на забор из колючей проволоки в самый ответственный момент
Но, пожалуй, самым важным изменением в механике стало серьёзное ограничение «спота». В Battlefield V помечать противников могут только два класса: снайперы со зрительной трубой или сигнальным пистолетом и пулемётчики, подавившие цель огнём. Остальные, как в Battlefield 2, могут указать только примерное местоположение противника — и то лишь товарищам по отряду. Отметка висит на противнике, только пока он не вышел из вашего поля зрения, а это порой считанные секунды: их хватит, чтобы заметить врага, но отследить его передвижения просто по маркеру не выйдет. Видимость и постоянная оценка ситуации отныне играют ключевую роль, потому что воевать «по приборам» не получится.
Возьмёшь с собой зонтик, выходя из дома, — дождя не будет. А захватишь снайперскую винтовку — обязательно грянет снежная буря. Прямо как в жизни!
В кои-то веки у разнообразного ландшафта и растительности появилась ещё и практическая ценность! Высокая трава, камыши и прочие кустарники шикарно скрывают силуэт (особенно если бежать в полуприседе — фишка маленькая, но очень к месту); умелое использование местности — залог успешной атаки с фланга. Вдобавок погода порой вносит корректировки: когда на Кряже-652 начинается буран, не видно ни зги , аж душа поёт! Ночные вариации всех карт прямо просятся в игру, но пока, увы, ночью можно поиграть только при высадке в Нарвике.
«Десант» всегда начинается одинаково: с грузовых самолётов и однополчан (и неважно, что эта же сцена происходит при немецкой высадке). Однако ночной Нарвик в огнях ПВО — это неповторимое зрелище
Статичный паттерн разлёта пуль при большей отдаче — тоже правильный ход со стороны DICE: теперь у игрока куда больше контроля над огнём, даже несмотря на то, что отдача у некоторых пушек воистину богатырская. К тому же эта механика вкупе с отличной работой над звуком добавляет виртуальному оружию осязаемости — стрелять в Battlefield V подчас физически приятно. Серьёзно, я пользуюсь норвежской «Краг-Йоргенсен» на снайпере просто из-за мощного звука выстрела. А от характерного воя немецких «Штук» и ракет «Фау-1» и вовсе мурашки по спине.
Но сильнее всего на эстетику и атмосферу игры работает новая анимация оживления. Медик больше не может за секунду сделать волшебный укольчик и побежать дальше по своим делам: теперь помощь павшему союзнику — действительно опасное мероприятие, потому что на несколько секунд врач становится абсолютно беззащитен. Он быстро осматривает пациента, делает инъекцию морфия, помогает подняться на ноги — и только после этого бежит назад в укрытие.
Временами мне кажется, что DICE слегка переборщили с анимацией смерти. Один, в грязи, никем не услышанный и не замеченный. Это, мягко говоря, мрачно…
Помимо того, что выбор наилучшего момента для помощи теперь сопряжён с серьёзным риском (что опять-таки повышает ставки), всего одно маленькое изменение породило целую уйму кинематографических моментов. Военврачи теперь воистину кажутся ангелами-хранителями. Представьте: вокруг хаос, дым, какофония пушек, ваш боец отчаянно тянет руку вверх, надеясь, что его спасут. Надежды уже нет… как вдруг рядом разрывается дымовая шашка! Из ниоткуда возникает обеспокоенный человек в мундире, спешно поднимает вас на ноги и так же быстро исчезает в никуда.
Конечно, в 95% случаев вы умрёте, не дождавшись помощи. Но тем ценнее моменты, когда кавалерия всё-таки прибывает! А спасать виртуальных незнакомцев, мчась сквозь свинцовый туман, — отдельное удовольствие, особенно если отдельной кнопкой дать пациенту знать, что помощь уже в пути. Вдвойне приятно, если благодарный солдат после этого сам, автоматически скажет: «Спасибо, док, ты лучший».
В конце каждого матча лучший отряд пафосно позирует на камеру для потомков
Провальный блицкриг
Если хотя бы на секунду, титаническим усилием воли, забыть о массе негативных мнений, Battlefield V развлекает ничуть не меньше, а зачастую даже больше, чем… ну, Battlefield. Та самая. Мне почти стыдно признаваться, но я как-то незаметно для себя умудрился просиживать в игре ночами — и даже не через силу. Просто потому, что игра работает. Потому что DICE иногда всё-таки знают, что делают.
Но даже несмотря на все её достоинства, возненавидеть и закопать Battlefield V под тоннами критики можно так же легко, как признаться ей в любви. Это может прозвучать странно, но, как мне кажется, Battlefield V доставит удовольствие тем, кто хочет получить от неё удовольствие. И, напротив, окончательно убедит бунтующую часть сообщества в их собственной правоте — потому что причин хватает и для того, и для другого.
Злые языки, называющие игру «ААА раннего доступа», по-своему правы: релизной версии Battlefield V при её цене действительно недостаёт «начинки» и полировки. Зачем, спрашивается, отодвигали дату релиза, если продукт всё равно выходит по кускам, — непонятно. На момент публикации рецензии в игре всего восемь карт: каждая доступна для всех режимов, но за пару вечеров вы всё равно их зазубрите.
Такие разные, но всё-таки вме… а, нет. Не слишком-то и разные
При этом главный аттракцион, «Большие операции», не совсем справляется со своей задачей. Да, по сравнению с аналогом из Battlefield 1, в ротации теперь не один, а несколько режимов («Десант» в первый день и «Линия фронта» в последний — самые интересные), но со свя́зным нарративом не сложилось. По факту, как бы вы ни старались, по-настоящему важна только победа в последний день — она фактически приравнивается к победе во всей операции, даже если первые два дня вы разгромно проигрывали. Но если вы не проигрывали, __ ход операции всё равно мало на что влияет. Если побеждают атакующие, то они получают чуть больше «билетов» на следующий день. Если защитники, то… ничего не происходит, потому что оборона — само по себе гигантское преимущество. DICE хотели и пафосную историю сделать, и с балансом не дать маху, а в итоге не вышло ни того, ни другого.
Оружейные специализации и подклассы призваны вернуть в Battlefield возможность постепенно настроить собственный стиль игры, но… Что с ними, что без них — разницы почти нет. Зачем нужны подклассы, я вообще ума не приложу
С оружием тоже беда. Всё красиво, всё отлично звучит и чувствуется, но… мало. Всего шесть-семь стволов на класс, и то некоторые пушки перекочевали прямиком из предыдущей игры! Плюс, видимо, услышав, что медики в прошлый раз оказались слишком сильны, в новой части DICE прямо-таки выпотрошили несчастных военврачей (и уже заявили о намерении улучшить их в ближайшем патче): из всего возможного оружия этот класс может пользоваться только пистолетами-пулемётами, большинство которых отвратительно работает в перестрелках на расстоянии. В таком беспомощном состоянии только и остаётся, что раздавать однополчанам бинты и всячески избегать встреч со штурмовиками, чьи винтовки переигрывают ПП даже на оптимальной для последних дистанции. О какой-то внятной кастомизации речь тоже не идёт: система специализаций попросту не даёт ощутимых бонусов, а потому теряет весь смысл.
Пара строк об одиночном режиме Battlefield V: он длится часа два. В нём можно делать великолепные скриншоты. На этом всё. Я понимаю, DICE, вы пытались, но, может, пора вновь отказаться от синглплеера, как встарь?
Любите механики, которые появляются на пять минут, а потом пропадают бесследно? Лично я обожаю. Надеюсь, DICE вернутся к идее с лыжами в каком-нибудь из DLC
Как вы уже догадались, баланс на релизе лихорадит. Ничего необычного для мультиплеерного шутера, но в Battlefield V прорехи в дизайне прямо бросаются в глаза: стандартное оружие всех классов (за исключением несчастного медика) попросту лучше почти всего остального арсенала, и это серьёзно обесценивает процесс прокачки. Стремиться не к чему: всё равно, наигравшись с новой пушкой, вы, скорее всего, вернётесь назад к KE-7, «Штурмгеверу» или «Ли-Энфилду» — они слишком хороши.
Предположим, на баланс можно закрыть глаза: его скоро поправят патчами. Опустим и то, что хардкорного приверженца исторической точности не раз вывернет от азиатских женщин-снайперов, кучи анахронизмов и фактически бессмысленной «косметики». Всё это портит игру только в случае, если вы совсем уж не переносите допущений, — но тогда BFV изначально создавали не для вас.
А вот что вправду портит опыт, так это баги. Забавное дело: неткод (по крайней мере, в версии для PS4) работает идеально — я таких стабильных мультиплееров не видел уже очень и очень давно. Ни одного лага, ни следа rubber-banding — даже с сервера выкинуло всего один раз. Да и с фреймрейтом всё прекрасно.
Единственная карта, которая выбивается из коллекции, — это «Аэродром». Унылая, грязно-коричневая, почти на сто процентов горизонтальная мерзость. А ангар в центре вызывает травматичные флэшбеки об «Операции Взаперти» из Battlefield 4
Но со всем остальным, особенно на ПК, большие проблемы. Море графических глитчей: иногда забавных, а иногда заставляющих сделать сэппуку и респауниться заново, ибо целиться невозможно. Да и прочие баги далеко не так безобидны: в «Десанте» бомба, необходимая для подрыва ПВО, регулярно проваливается под текстуры, отчего целый раунд атаки идёт насмарку.
И это только то, на что я наткнулся лично: сообщество рапортует о каком-то беспрецедентно плохом состоянии игры, сравнимом с катастрофой Battlefield 4.
Гнев игроков легко понять: публика хочет отдавать свои кровные за продукт, который готов сейчас, а не будет готов в будущем, через энное количество патчей. Особенно когда речь заходит об играх ААА-калибра. Учитывая плачевную репутацию EA и конкретно Battlefield V, выход проекта в откровенно незаконченном виде — почти что наглость. Издатель в очередной раз танцует джигу на граблях — и лично меня это сильно расстраивает. Просто потому, что Battlefield V может и не получить второго шанса, которого честно заслуживает.
Я понятия не имею, туда ли воюю. С каких пор на снайперские винтовки вместо прицелов ставят перископы?!
Поставлю вопрос ребром: купил бы я Battlefield V на свои деньги? Вряд ли. По крайней мере, не сейчас. Стоит ли вам сделать то же самое? Сложно сказать.
Несмотря на все свои успехи и точечные, но грамотные изменения в механиках, сейчас Battlefield V — это скорее платформа для развития, нежели полноценный продукт. «Живой сервис», как это нынче модно называть. Но я солгу, если скажу, что даже в очевидно сыром состоянии игра не развлекает. Наоборот! В последний раз я с таким удовольствием носился с винтовкой в руках только в Bad Company 2, и уже этой механической (и контентной) базы достаточно, чтобы пожертвовать театрам Второй мировой несколько суток жизни и ни капли об этом не пожалеть.
И всё-таки релизная Battlefield V — пока лишь набросок той игры, которой она может стать в будущем. Да, этот набросок сулит огромный потенциал, но до его реализации ещё надо дожить. Желательно в молитвах о том, чтобы достойный шутер не постигла участь Battlefront 2 — контентная засуха и забвение.
Сейчас Battlefield V существует в двух параллельных вселенных одновременно: в первой её величают одной из лучших игр серии и возрождением «той самой Батлы», а во второй — предают анафеме за бесстыдный выпуск незаконченного проекта и хищнические повадки EA по отношению к игроку. Следующие полгода покажут, в каком из миров Battlefield V пропишется навсегда.
- возросшая динамика
- занятный дизайн карт
- «живая» стрельба
- уместные изменения в механиках
- как всегда отличная работа с эстетикой.
- «королевская битва» не попала в релиз
- серьёзные проблемы с балансом
- море багов различной тяжести
- игра сырая даже по меркам «живых сервисов».
Во что: игра предоставлена издателем
На чем: PS4
Сколько: около 30 часов
«I’m in danger!»
Хихикать от слова «Штука». Забросить эту привычку, услышав вой «Штуки».