11-11: Memories Retold. На Западном фронте всё ещё без перемен
11 ноября 1918 года во французском городке Компьень подписали мирный договор, завершивший Первую мировую войну. Не так давно мы отметили сотую годовщину этого дня, положившего конец одному из страшнейших конфликтов в истории человечества. И именно к этой памятной дате решили приурочить выход 11-11: Memories Retold — приключенческой игры о двух солдатах, воюющих на Западном фронте. А ещё о братьях наших меньших, о дружбе, фатализме и прописных истинах, которые, если подумать, оказываются не такими уж прописными.
Двое в окопе, не считая кота
Молодой фотограф Гарри (голос ему подарил Элайджа Вуд) живёт в Канаде. Он патриотичен, влюблён и грезит о военной форме: его зазноба неравнодушна к героям в мундире. К счастью, импозантный майор Баррет как раз предложил Гарри отправиться на фронт, дабы запечатлеть великие подвиги соотечественников и грядущую победу Антанты. Теперь Гарри ползает по грязным окопам, прячется от пулемётного огня и делает снимки под градом пуль, которые быстро разбивают его розовые очки.
Инженер Курт живёт в Германии. Он строит дирижабли и хлопочет на своей ферме, любит семью и отчаянно хочет найти сына: того забрали на фронт, но его полк не вернулся из очередного сражения. Теперь Курт подносит патроны к пулемётам, от которых прячется Гарри, переводится из одного отряда в другой и подбирается всё ближе к месту, где его мальчика в последний раз видели живым.
А кошка Лотти, прибившаяся к немецкой стороне, гуляет сама по себе, изучает прокопанные солдатами туннели и охотится на голубей. И когда Курт встретит Гарри в тех самых туннелях, именно её вмешательство не даст немцу убить юного фотографа, даже если игрок выберет «стрелять». Между двумя мужчинами завяжется дружба, которая продлится до последнего дня войны.
Первое, что выделяет Memories Retold из ряда похожих проектов, — оригинальное графическое решение. Вдохновившись фильмом «Ван Гог. С любовью, Винсент» , где история легендарного художника рассказана с помощью оживших картин, Aardman Animations и DigixArt приправили свою историю графикой в стиле полотен импрессионистов.
Кого-то это решение отпугнуло, а кого-то, напротив, привлекло. Мне играть необычный фильтр не мешал, за семь часов (да, продолжительность у игры невелика) не приелся, зато скриншоты хотелось делать на каждом шагу. Жаль, запечатлеть красивые кадры мешала не самая удобная камера, которую местами зачем-то ещё и фиксировали.
В остальном Memories Retold — типичная «адвенчура», граничащая с интерактивным кино: геймплей сводится к симулятору ходьбы, диалогам да редким, но нетривиальным активностям. В одном эпизоде придётся вести корабль между минами, в другом — подслушивать переговоры противника через геофон, в третьем — играть в карты. Нам предстоит писать письма родным, делать фото боевых действий и науськивать ручного голубя на важные документы. Но главное — мы будем менять персонажей, а вместе с ними перспективу и сторону.
В каждой главе мы посмотрим на мир глазами обоих героев. А иногда даже кошачьими — как здесь, например
О поворотах шахматной доски
Многие загадки основаны на взаимодействии Курта и Гарри: нужно поднять тяжёлую балку за одного, чтобы быстро переключиться на другого и пролезть в заваленный коридор. Иногда требуется к тому же отвлечь врагов, прогулявшись перед ними за кошку, и эти эпизоды наверняка заставят улыбнуться — прыгать за Лотти по крышам или ящикам действительно забавно. Особенно после мрачных событий, которые обычно этому предшествуют.
Гарри часто будет доставать фотокамеру. Для него это работа, а для нас — игровые подсказки: при фотографировании важные объекты подсвечиваются иконками
Помимо прочего это удачное геймплейное решение, естественно, несёт в себе моральный посыл. «Может быть, войны не прекращаются оттого, что никто не в состоянии до конца прочувствовать страдания другого», — писал Ремарк, сам прошедший через мясорубку Западного фронта. Создатели Memories Retold могли бы взять эту цитату эпиграфом: герои воюют по разные стороны баррикад, и лишь когда ты влезаешь в их шкуры, ты в полной мере понимаешь страдания каждого из противников.
По уровням тут и там разбросаны записки с любопытными фактами о реальной войне, так что советую внимательно изучать локации
Идея, безусловно, не нова: в Valiant Hearts , вышедшей в 2014-м, четыре героя воевали в противоборствующих армиях той же Первой мировой. И ручной зверёк там имелся — персонажам активно помогал пёс-санитар, — и мультяшная картинка, далёкая от реализма, наличествовала.
Смущает и то, что сюжет Memories Retold не избегает грубых этических манипуляций и не стесняется давить на жалость. Порой мне было трудно верить в происходящее, поскольку создатели слишком уж муссируют тему судьбы, что раз за разом переплетает жизни Гарри и Курта (да, на войне многое решает случай, однако героям в этой рулетке подозрительно часто выпадает нужный цвет). Кроме того, вначале игра сулит судьбоносные выборы, но по факту это линейная история: все концовки собираются за одно прохождение — достаточно переиграть лишь финальную главу.
Время от времени герои будут посылать весточки родным. Вы можете сами выбрать, что сообщить и что утаить, о чём солгать и в чём признаться, но это особо ни на что не повлияет
Дьявол в деталях
С другой стороны, иные сюжетные повороты Memories Retold впечатляют неожиданностью и правдоподобной суровостью, и в чём разработчикам однозначно не откажешь, так это в умении играть на контрасте. Кошка весело прыгает по балкам в тоннеле, где на полу стонут умирающие солдаты. Алые маки на залитом солнцем поле скрывают тела убитых. За спокойными уютными эпизодами обязательно следует новый военный кошмар. Тёплые краски мирного тыла перемежаются холодной синевой и кровавым багрянцем боевых сцен. Нежная акварельная рисовка кладбищ и окопов, затянутых дымкой ядовитого газа, создаёт жуткий эффект несоответствия формы и содержания.
Слева мирный Париж, справа битва при Вими
Отдельного внимания заслуживает саундтрек от Оливье Деривьера в исполнении филармонического оркестра. Музыка хорошо запоминается, она печальна, тревожна и трогательна там, где нужно, а в конце каждой главы звучит тиканье часов: вся игра — обратный отсчёт до перемирия, и музыкальное сопровождение подчёркивает этот концепт.
Персонажей тоже прописали с любовью и вниманием. В Memories Retold нет героев и злодеев — по крайней мере, не среди людей. Главные злодеи здесь — война и тривиальное человеческое непонимание.
Субтитры акцентируют этот момент: белым выделяются слова, которые герою понятны, красным — незнакомые. Учитывая, что персонажи говорят на разных языках, им постоянно приходится преодолевать те ещё трудности перевода
Даже второстепенный майор Баррет, который с какого-то момента очень старается выглядеть кровожадным мерзавцем, вышел далеко не столь однозначным. Особенно когда понимаешь, что в его образе сквозят отсылки к «Апокалипсису сегодня». Создатели игры явно уважают как фильм Копполы, так и повесть Конрада, заложенную в его основу: одно из финальных достижений называется «Сердце тьмы», а имя Курта совсем не случайно созвучно с фамилией «Куртц».
Казалось бы, в двадцать первом веке люди давно должны знать и помнить, что священная война добра и зла — это сюжет для олдскульного фэнтези, а в жизни на каждой стороне хватает ублюдков и святых, беспощадных сволочей и заботливых отцов. Тем не менее сильные мира сего до сих пор не гнушаются преподносить конфликты стран и политиков как борьбу света и тьмы, и кто-то охотно этому верит.
Поэтому такие игры, как Memories Retold, нужны и важны. Они наглядно доносят простую истину о том, что на обеих сторонах, что бы за стороны это ни были, воюют обычные, страдающие, любящие люди, которые зачастую вообще не хотят убивать других людей. Что даже на войне есть место человечности. Что там эта человечность, пожалуй, актуальнее всего — чтобы, вернувшись домой, ты мог действительно жить , а не просто довольствоваться тем, что остался в живых.
Memories Retold — это трогательная история в обёртке неординарного визуала, достаточно красивая и жуткая, чтобы увлечь и оставить след в душе. Да, порой она грешит излишней мелодраматичностью и повторяет идеи, что по-разному обыгрывали уже не один и даже не сотню раз, — но, к сожалению, пока эти идеи не утратили актуальности, напоминать о них стоит снова и снова. Как и воздавать должное памяти тех, чьи имена остались на самых кровавых страницах нашей истории.
Красочное приключение, рассказанное живописными картинами, которые цепляют за душу и напоминают о правильных и важных вещах. Не без недостатков — но у кого их нет?
- атмосферная картинка и музыка
- бережно прописанные персонажи
- сюжет, идеи и отсылки
- простор для размышлений
- симулятор котика!
- этические манипуляции
- некоторая банальность идейной начинки
- местами неудобная камера.
Во что: игра предоставлена издателем
На чем: PS4
Сколько: 8 часов
«Ну ещё чуть-чуть»
Сесть за игру ближе к ночи и выползти из-за консоли в семь утра.