Gris. Цветотерапия
Платформеров, впечатляющих эффектным визуалом, на рынке хватает: достаточно взглянуть на список игр выше. Но даже среди них Gris — дебютная работа испанской студии Nomada — стоит особняком. И не только благодаря акварельной рисовке, превращающей каждый скриншот в изящную картинку, будто только что найденную на Tumblr. Рассказанная без слов история Gris впечатляет не меньше, чем её талантливая графика.
В несумрачном лесу
Девочка Грис заперта в сюрреалистичном мире, откуда есть лишь один выход — звёздный мост. Правда, он пока не достроен: чтобы выбраться, героине нужно собрать сияющие сферы, спрятанные по разным локациям, и сложить из них созвездие — только по нему можно сбежать из ловушки на волю.
Как и Ori and the Blind Forest , Gris — бесшовная игра с условно открытым миром, где в некоторые локации можно попасть, лишь открыв нужный навык. Со временем героиня научится двойному прыжку, парению, плаванию и пению, звуки которого приводят в действие скрытые механизмы. А её платье обретёт способность превращаться в тяжёлый куб: с его помощью Грис будет активировать рычаги и проламывать хрупкий пол, открывая проходы.
Звёздные мостики не раз помогут Грис добраться до недоступных мест
В подводном царстве ей предстоит нырять, в лесу — прыгать по трансформирующимся блокам, а в заоблачном дворце ждут фокусы с гравитацией. Время от времени героиня даже будет пересекать черту, за которой весь мир отражён вверх тормашками, и фактически разгуливать по потолку. Чтобы продвинуться дальше, придётся напрягать пространственное мышление в лучших традициях Portal.
Но любителям хардкора, забористых задачек и препятствий, которые не преодолеть без виртуозного соло на клавиатуре, тут быстро станет скучно. Конечно, временами приходится пораскинуть мозгами, но и самые сложные головоломки здесь решаются за пару минут, а умереть в Gris просто нельзя, даже теоретически. С какой бы высоты вы ни упали, внизу будет ждать мостик или фонтан, а платье Грис не хуже юбки Алисы из Alice: Madness Returns раскроется, смягчив приземление. Никаких бездонных пропастей, никаких оврагов с лавой и кислотой и никаких бесконечных возрождений.
Нет, скриншот не перевёрнут
Под водой глушатся все звуки, кроме фоновой музыки, и это только усиливает эффект погружения
Даже чудища, что встречаются на пути Грис, либо не пытаются убить девочку, либо дают ей уйти — причём для этого даже не требуется вмешательство игрока. Героиня сама сбежит от опасности: можно, конечно, вручную придать ей ускорение, но можно и просто откинуться на спинку стула и следить за погоней как зритель. Gris — не про желание сломать клавиатуру, когда вы в тридцатый раз гибнете в битве с очередным боссом, а про медитативное любование окружающей красотой.
Но выглядят монстры всё равно крайне тревожно
«Мир — это сон, и он прекрасен иногда»
Эстетики здесь хватает. Стеклянные дворцы и кубический лес, тёмные туннели, акварельное небо — всё прорисовано с вниманием к деталям и мелким штрихам, с выдумкой и любовью. Картинку идеально дополняет атмосферный саундтрек от группы Berlinist : меланхоличный эмбиент, звуки фортепиано, скрипок и органа, хрустальный перезвон, с которым Грис бежит по сияющим ниточкам звёздных мостов, добавляют происходящему на экране чувство творящегося волшебства.
Но, главное, Gris — это прекрасная и тонкая метафора излечения от душевной травмы. Из описания в Steam можно узнать, что героиня заперлась в собственном мире, желая спрятаться от боли, но её историю можно понять и без всяких шпаргалок. Драма Грис не нуждается в текстовых пояснениях, хоть и оставляет простор для трактовок.
В начале игры девочка теряет голос и, утратив опору, падает в пропасть. Её мир выцветает, а яркие краски блёкнут: недаром имя героини на испанском означает «серый» (как тут не вспомнить, что серый – цвет депрессии?). Но по мере прохождения картинка обретает свежие цвета и оттенки: яростный красный, живительный зелёный, солнечную желтизну. Опустошённая, расколотая душа Грис потихоньку оживает, и вот уже там, где в первый час игры мы видели только голый камень, журчит вода, зеленеет листва, распускаются цветы. Разбитые статуи плачут по девочке, буквально собирающей себя по кускам, чтобы в конце вернуть голос и желание петь.
Грис идёт по путеводным звёздам, не давая тьме поглотить себя. Эта тьма принимает разные формы, но её финальная метаморфоза не оставляет сомнений в том, что Грис сражается с собственной тенью. И даже когда чёрное отчаяние затапливает её с головой, она находит в себе силы подняться и рваться к небу.
Юнг одобряет
Кто-то увидит в этом аналогию жизни художника, который пытается выбраться из кризиса и снова творить. Кому-то будет достаточно и истории обычной девочки, пережившей трагедию, но обретающей в жизни новый смысл. Важно то, что многие узнают в Грис себя, — а те, кому чужда борьба с чернотой, таящейся внутри каждого человека и ждущей своего часа, просто приятно проведут время за расслабляющим путешествием в живописных декорациях. И тоже получат удовольствие — пусть и немного другого рода.
Тонкая, прекрасно исполненная метафора борьбы с отчаянием. Не столько платформер, сколько произведение искусства, играть в которое тем не менее невероятно приятно.
- красота на экране
- красота в наушниках
- идея и её воплощение.
- хорошо, но мало!
Во что: игра предоставлена издателем
На чем: PC
Сколько: 6 часов
«Дельфинчик»
Прыгать из воды и обратно, просто потому что весело.