Обзор Devil May Cry 5. Возвращение блудного демона
Мы ждали Devil May Cry 5 одиннадцать долгих лет. Ждали с опаской: серия не сказать чтобы отличалась постоянством в плане качества. По сути, лучшей игрой франшизы до сих пор остаётся Devil May Cry 3. К неплохой четвёртой части было море вопросов, а переосмысление от Ninja Theory многие фанаты не приняли вовсе (хоть и во многом незаслуженно). Поэтому, кое-как добыв у друзей Xbox One (ключ нам прислали именно на него), я запускал игру со смешанными чувствами. А вдруг опять не получилось?
Бóльшая часть опасений не оправдалась — Devil May Cry 5 оказалась отличной игрой.
Только вот, пожалуй, назвать её лучшей в серии всё-таки нельзя.
Краткий пересказ предыдущих четырёх игр франшизы
Дела семейные
Сюжет пятой части стартует примерно через десять лет после финала Devil May Cry 4. Неро более или менее счастливо живёт со своей возлюбленной Кириэ и работает в передвижном офисе фирмы Devil May Cry. Правда, пару лет назад какой-то наглый и могущественный незнакомец оторвал демоническую руку Неро и украл скрытый в ней меч Ямато. Из-за этого парень совершенно разучился пользоваться демоническими силами и теперь вынужден использовать высокотехнологичные боевые протезы. На его счастье, их ему мастерит верная помощница, водитель и механик по имени Нико, внучка оружейницы, создавшей знаменитые пистолеты Данте.
Сам же сын Спарды по-прежнему управляет основным филиалом Devil May Cry и регулярно спасает мир в компании Леди и Триш. Однажды на пороге его офиса появляется таинственный молодой человек, который представляется именем (или прозвищем?) Ви и даёт заказ: победить очередного короля демонов и отнять у него этот самый Ямато. И когда они уже наконец научатся нормально прятать демонические артефакты? Уже в который раз все проблемы из-за этой несчастной катаны!
Помните, в каком откровенном наряде Глория расхаживала в DMC4? В пятой части некоторые героини появляются в кадре вообще без одежды. А та же Нико, когда нагибается за очередным протезом, прямо-таки олицетворяет собой слово «объективация». В остальное время она работает типичным comic relief: либо шутит сама, либо оказывается в центре забавных ситуаций
Как водится, задание летит ко всем чертям, а все действующие лица получают конкретных тумаков от демона Уризена (имечко, кстати, прямиком из оригинальной мифологии известнейшего британского поэта Уильяма Блейка). Разгребать всю эту кашу приходится Неро и Ви, а вскоре и Данте подтягивается — куда ж без него…
«А ты совсем не изменилась, нет-нет»
На первый взгляд, Неро кажется самым слабым звеном в этой троице. Да и вообще во всей игре. По характеру он как был, так и остался вспыльчивым и чересчур саркастичным подростком, да и геймплейно почти не изменился. Даже роботизированные руки выполняют ровно те же функции, которыми героя наделили в DMC4. Конечно, здесь куча вариантов протезов — вплоть до пушки Мегамена и макаронной вилки, — а эффекты у них у всех разные… но за шестнадцать часов прохождения я ни разу не почувствовал необходимость перенастроить их стартовый набор перед миссией. Да и применять их для чего-то кроме привычного притягивания врагов или к врагам игра особо не мотивирует: стильные комбо прекрасно получаются и без протезов. В итоге из сменных рук получилась очень разнообразная и красивая, но совершенно необязательная функция, которая скорее отвлекает от драк, а не способствует их зрелищности.
Сначала, как обычно, доступно два уровня сложности: «Человек» и «Адский охотник». Я проходил игру на втором и в целом не испытывал серьёзных проблем вплоть до двух-трёх финальных боссов, хотя не могу назвать себя хардкорным игроком
Отдельно раздражает то, что запасные механические руки валяются на каждом уровне, где гуляет Неро. Просто вот так: на земле, в руинах, в центре потусторонних демонических построек. Как они там оказались? Это Нико такая заботливая, что подкидывает Неро расходники прямо в главное логово демонов? Очень и очень странная картина.
Но и без Неро есть где повозмущаться. Например, пятая часть даже не ждёт, когда вы несколько раз умрёте или хотя бы заглянете в меню выбора сложности. Она сразу предлагает включить функцию автоматического комбинирования атак. Прямо в стартовом меню, до первого запуска пролога. Да ещё и «рекламирует» эту возможность на экранах загрузки. У-у-у, «прогнулись под казуальщиков»! Хотя, конечно, правильно сделали: больше аудитория — лучше продажи.
В целом, по ощущениям, драться тут чуть легче, чем в предыдущих частях, но дело не в упрощении геймплея. Просто разработчики в кои-то веки нормально настроили камеру
Ещё во время миссий вам порой показывается сообщение такого или подобного содержания: «В ролях: [ник другого игрока]». Судя по всему, это значит, что кто-то другой проходил или проходит этот уровень, хотя из-за странного перевода мне сначала казалось, что таким образом разработчики благодарят тестеров игры. После завершения уровня вам предлагают оценить этого пользователя — можно даже посмотреть его профиль в Xbox Live… вот только непонятно, за что ставить оценку. Никаких «призраков», как в той же Dark Souls , я не встретил, да и чужую статистику этого уровня мне не показывают. Так зачем нужна эта функция? Возможно, дело в том, что я играл до официального релиза, — но ведь сообщение было, и чужие ники у меня отображались!
Ну и вершина удобства для любого рецензента: попытка нажать на центральную кнопку геймпада (а скриншот на Xbox One можно сделать только так) автоматически пропускает текущую катсцену. С непривычки я из-за этого промотал половину роликов в первых двух миссиях. Пришлось потом их отдельно переигрывать просто ради того, чтобы понять, что за чертовщина творилась в завязке игры. Вроде бы мелочь, а бесит неимоверно: в этих роликах ведь куча красивых и не спойлерных кадров, которыми хочется поделиться!
Зато здесь есть фоторежим! Больше фоторежимов богу фоторежимов!
И вроде бы все эти претензии не касаются ключевых аспектов игры, но в какой-то момент их набирается достаточно, чтобы испортить общее впечатление.
Тем не менее как только «стандартный» Неро уступает место новичку Ви, про всё это забываешь. До релиза я сомневался, что он будет интересным персонажем и вообще — сможет ли маг дальнего боя вписаться в слэшер. Оказалось, что ему здесь вполне комфортно. Игра за этого парня совершенно непохожа на типичный геймплей серии Devil May Cry — и это замечательно.
«V» значит «Вот это да!»
Ви — это щупленький молодой человек с томным взглядом и загадочными ответами на прямые вопросы. Словом, идеальный байроновский персонаж: в детстве он явно питался не кашей, а классической поэзией авторства всё того же Уильяма Блейка.
В отличие от Неро и Данте, Ви не прикасается к холодному оружию и вообще не участвует в основной битве, а полагается на трёх демонов-фамильяров. Крылатый Грифон заменяет надоевшие пистолеты и дробовики, стреляя шаровыми молниями. Он же помогает Ви прыгать выше и уклоняться от вражеских атак, перенося героя в безопасное место, а ещё без умолку язвит в катсценах.
Пантера Тень отвечает за ближний бой: она и кусается, и дерётся когтями, и отращивает всякие неестественные (и очень острые) конечности. А то и вся превращается в какое-нибудь нечто, состоящее исключительно из клыков или лезвий.
Наконец, гигант Кошмар отрабатывает за отсутствующий демонический облик: его призыв на поле битвы тратит очки демонической формы, зато Кошмар способен в одиночку превратить всю локацию в горящее месиво. Очень крутое месиво — очки стиля с его приходом растут как сумасшедшие. А главное, всеми тремя демонами можно (нужно!) атаковать одновременно, да ещё и контролировать пространство вокруг самого Ви, чтобы кто-нибудь к нему не подобрался. Если вы давно хотели поупражняться в многозадачности, вот вам отличная возможность.
Порой Ви бывает даже слишком крут. Например, вместо того чтобы бегать ножками, как все остальные, он ездит на магическом сгустке тьмы, как на каком-нибудь ховерборде
Но добить противников ни один из фамильяров не способен — они могут лишь истощать. Так что дальше в дело вступают лично Ви и его убийственная трость: последняя не наносит особого урона активным врагам, зато начисто высасывает жизненную энергию из ослабленных.
Разумеется, личность этого героя покрыта тайной, и все вокруг него регулярно задаются вопросами в духе «Да кто же он такой?» и «Почему мы вообще ему доверяем?». Но, в отличие от DMC4, где нам так и не объяснили, кто такой Неро и с чего это его считают ещё одним потомком тёмного рыцаря Спарды, DMC5 даёт ответы на все вопросы. В том числе на те, что были заданы в четвёртой части, за что разработчикам отдельное спасибо.
В галерее можно заменить некоторые катсцены на ролики без компьютерной обработки: живые съёмки с японскими актёрами, зелёные экраны, реквизит и т. д. (Пардон за качество, снимал на то, что было: в этих видео скриншоты недоступны.)
На кой мне меч, если есть кулаки?
Немало опасений до релиза вызывал и постаревший Данте. Особенно после первых трейлеров, где он выглядел каким-то неухоженным небритым безумцем, как после многодневного запоя. Разница с тем секс-символом, которого мы год назад поставили на первое место в топ самых желанных игровых персонажей, казалась слишком большой.
Но внешнему виду нашлось простое и понятное объяснение, да и фирменный юмор и шарм герой не растерял. С точки зрения геймплея же Данте-2019 великолепен и многогранен. В отличие от Неро, который так и остался адептом меча с мотором и двуствольного револьвера, Данте постоянно развивается. Он уже не просто меняет четыре боевых стиля за секунду, как в предыдущей части, — он комбинирует их с другими видами оружия. Добавьте новые умения и возможности демонической формы, и вы получите к концу игры настоящего полубога. Бесконечно крутого полубога.
Большинство «божественных статуй» — магазинов прокачки — заменили на телефонные будки, из которых можно вызвать грузовичок Нико. Даже если вам не нужны усиления, стоит позвонить ей просто ради того, чтобы увидеть, насколько зрелищно она ворвётся на локацию в этот раз
В своём развитии Данте дошел до того, что его самым неудобным основным оружием стал… канонический меч. Куда эффективнее использовать, например, «Балрог» — явно усовершенствованную версию «божественного оружия Гильгамеша» из четвёртой части. Это крайне эффективное средство рукопашного боя с двумя режимами работы, кучей простых, изящных и смертоносных ударов, умопомрачительной скоростью, системой уворотов, усилителями и чёрт знает чем ещё. Единственное подходящее описание этого снаряжения — «невероятная имба», особенно учитывая, что у Данте оно есть с самого начала.
Другие «подарочки» не отстают. Особенно меня порадовал засветившийся в роликах мотоцикл-бензопила «Кавалерия». С ней Данте смачно, с оттяжечкой распиливает демонов на куски, и это выглядит и звучит ну очень приятно. Часто её использовать не получается — защиты никакой, да и замах долгий… Но каждый раз, когда удавалось пустить «Кавалерию» в дело, моя реакция была неизменной: «Твою мать, как же круто!».
Чтобы восполнить шкалу демонической формы, Ви… читает стихи. Прямо во время драки. Разумеется, это сборник стихов Уильяма Блейка
Отдельно скажу про странный артефакт «Доктор Фауст» — магическую шляпу, которая позволяет использовать красные орбы в качестве боевых расходных материалов: пуль, щитов и так далее. Иногда это полезно, но с таким оружием легко увлечься и истратить весь запас такой нужной валюты.
Не рискуй
Каждый из трёх героев двигается по собственному маршруту, порой пересекаясь с другими. Пару раз игра делает вид, что они всё-таки работают вместе: например, в одной из миссий Ви и Неро идут по параллельным туннелям, и одному даже приходится расчищать путь для другого. Но это скорее исключение — все трое абсолютно самостоятельны, преследуют собственные цели и, чего уж там, не очень друг друга любят.
В целом же, разработчики явно не стремились экспериментировать с жанром. Коридоры, арены, несколько типов противников, пара загадок, секреты, босс в конце каждой миссии. Как всегда, главное здесь — убивать врагов предельно стильно, так что, вне зависимости от активного героя, во главе угла стоит разнообразие атак. Данте в этом смысле проще всего: он всегда носит с собой целый арсенал, да ещё и пользуется им в четырёх различных стилях. Ви справляется за счёт трёх самостоятельных фамильяров. А вот с Неро нужно действовать по старинке — внимательно следить за собственными действиями и чередовать тайминги на одной и той же кнопке, чтобы менять комбинации. С другой стороны, ему проще всего сократить дистанцию до противника: он просто притягивает его к себе с помощью троса в протезе (или сам притягивается, если враг большой).
ГИГА! ДРЕЛЬ! УДА-А-А-АР!!! А, нет, простите, это из другого аниме
Хотелось бы, конечно, каких-то инновационных решений, но опыт DmC: Devil May Cry ясно дал понять, что фанаты не очень хорошо реагируют на радикальные изменения. Так что придётся довольствоваться малым — тем же Ви, в конце концов.
Отдельное спасибо Capcom за отсутствие бэктрекинга — в четвёртой части беготни назад по тем же уровням хватило на все возможные продолжения на свете. С другой стороны, повод для претензий всё равно найдётся: например, боссы в DmC: Devil May Cry всё же были куда разнообразней как по дизайну, так и по боевым стилям. Здешние твари временами тоже удивляют, но того же Боба Барбаса ни один из них так и не затмил.
В дополнительных материалах можно назначить каждому из трёх героев любой трек из четырёх предыдущих игр вместо стандартной боевой мелодии (той самой Devil Trigger)
С точки зрения визуального дизайна экспериментов тоже немного. Тем не менее заметно, что японцам явно понравилось творение Ninja Theory. Игра стала выглядеть реалистичнее, и дело не только движке RE Engine, но и в сеттинге: меньше зáмков, потусторонних миров и открытой природы, больше современных городов (ну или их руин), автомобилей и электричества. А демонические твари в «реальном» мире кажутся куда живее и опаснее, чем в сказочных пейзажах тех же третьей и четвёртой частей…
Конечно, в таком случае возрастают и требования к картинке. Я играл на обычной Xbox One, и на статичных скриншотах в этом материале заметно, что проект мог бы выглядеть и получше. Однако во время игры этого почти не замечаешь — разве что на волосы персонажей лишний раз лучше не смотреть, если вас передергивает от слабой графики.
В остальном же к визуальной части DMC5 почти не хочется придираться. RE Engine выдаёт очень красивую и живую картинку, в которой удивительно органично сочетаются потусторонние растения и обыкновенные предметы современной жизни: столы, автомобили и телефонные будки.
Мир живо реагирует на ваши действия. Книги падают с полок, если по ним стукнуть, убитые демонами люди рассыпаются в пыль от простого прикосновения, да и обычных разрушаемых предметов на локациях — множество
Также разработчики приняли абсолютно верное решение не засовывать демонические сферы — неизменную валюту серии — в любой разрушаемый предмет. В прошлых частях я лихорадочно фармил красные орбы, разрубая каждый стул или скамью, тратя время и чувствуя, что меня искусственно задерживают. Теперь же в разрушении всего и вся нет никакой пользы, кроме чисто эстетического удовольствия.
Одиннадцать лет ожиданий были не напрасны: Devil May Cry 5 оказалась отличной игрой с захватывающей (хотя временами совершенно дикой) историей, разнообразной боевой системой и несколькими действительно легендарными моментами, которые фанаты серии запомнят надолго. Не могу сказать, что игра затмила ту же Dante’s Awakening, но она точно подобралась к ней ближе, чем все остальные номерные части. Если вы любите слэшеры — берите не раздумывая.
Серия Devil May Cry вернулась в одном из лучших своих воплощений. Задорный геймплей на месте, нововведения тоже есть, пусть и немного. А главное, это наконец-то продолжение основного сюжета, а не очередной приквел или перезапуск.
- наконец-то продолжение, а не перезапуск или приквел! нестандартный и увлекательный геймплей за Ви
- невероятная крутизна основных героев
- неплохой юмор
- отличная динамика: игра проходится на одном дыхании.
- Неро почти не изменился за 11 лет — ни по характеру, ни по геймплею
- боссы могли бы быть и разнообразнее
- а прорисовка героев — качественнее, особенно по части волос.
Во что: игра предоставлена издателем
На чем: Xbox One
Сколько: 16 часов
«В одном мгновенье видеть вечность»
Купить томик Блейка у ближайшего букиниста, пока на экране идут финальные титры.