Обзор Total War: Three Kingdoms. Богатыри Поднебесной
Серия Total War год за годом использует формулу, открытую ещё на старте франшизы в 2000-м, и старается сильно от неё не отклоняться, разве что время от времени добавляет новые фишки. Rome показала фантастические полёты игровой камеры и новый движок, Empire удивила морскими сражениями, а Warhammer спустила на игрока орды орков и драконов. Основа геймплея одна, британцы меняют лишь декорации, но всё равно раз за разом добиваются успеха. И хотя серьёзных потрясений поклонники франшизы не ждут и (вроде как) не хотят, Three Kingdoms всё-таки показывает немало новых идей.
Смутные времена
Китай, II век нашей эры. Коррупция и междоусобицы терзают Поднебесную: чиновники, мелкие князья и особо наглые бандиты пытаются отхватить кусок пожирнее. Союзы заключаются и тут же рушатся, война не утихает, простой люд страдает от голода и разрухи. Масштабное восстание Жёлтых Повязок никак не выдохнется. Исторический сеттинг, как и подобает серии Total War, воссоздан детально и убедительно: вас сразу же окружают враги и недоброжелатели, а на политической сцене появляется неприличное количество агрессивных игроков.
Китай нежится на летнем солнце. До зимы два хода…
За вдохновением разработчики обратились к легендарному роману Ло Гуаньджуна «Троецарствие» , а он, хоть и был написан на основе старинных летописей, оказался очень сильно приукрашен воинской романтикой. Поэтому при запуске кампании Three Kingdoms предлагает необычный выбор между классическим режимом и новым, «романтизированным». Первый вариант — стандартная Total War с претензией на реализм. А вот второй определённо интереснее и свежее: здесь мы ведём в бой чуть ли не мифических героев, своего рода витязей, одним ударом сметающих десятки врагов и в одиночку разгоняющих толпы пехотинцев.
Герои не только красуются на заставках, но и произносят речи
Карта китайских земель получилась, пожалуй, самой большой за всю историю серии — от количества провинций и княжеств разбегаются глаза. Поэтому за выбором фракции, которой предстоит командовать, можно провести немало времени: хотя разница между дюжиной армий невелика (речь всё же о гражданской войне), все участники коалиции, губернаторы и даже разбойники обладают отнюдь не одинаковыми стартовыми условиями и некоторыми стратегическими особенностями. Creative Assembly уже не раз показывали, насколько здорово им удаётся проработка асимметричных сторон конфликта; достаточно вспомнить Total War: Warhammer.
Стрелков, как и всегда, нужно оберегать всеми силами
Старый механизм с новыми шестернями
Геймплей Total War по-прежнему хочется сравнить со сложной, однако исправно работающей машиной. В пошаговом режиме мы решаем вопросы государственного уровня, а на поле боя мутузим неприятеля в сражениях в реальном времени. Оба режима полновесные и глубокие, но при желании можно играть только на глобальной карте, отдав просчёт результатов боя компьютеру, или, наоборот, исключительно рубиться в масштабных битвах — для этого есть набор исторических сражений.
Обилие возможностей в Total War всегда впечатляло, но в Three Kingdoms их стало на порядок больше, пускай морские баталии и пошли под нож. Будучи правителем, можно найти десятки занятий и проблем на свою голову: от строительства и реформаторства до организации старых добрых браков по расчёту.
Воевать придётся в разных локациях и в разные времена года
Дипломатия однозначно стала глубже. Теперь при ведении переговоров мы не тыкаем в один из нескольких договоров или ультиматумов, а разбираем десятки вариантов для каждого предложения. Можно, например, условиться с союзниками о военной помощи, а можно попросить кусок территории, еду, ресурсы или даже срочно жениться на вашей далеко не юной дочери. Особенности древнекитайской политики постоянно подталкивают к дипломатическим танцам: здесь от них, в отличие от многих других глобальных стратегий, не отмахнёшься.
Вдобавок за членами вашей фракции нужен глаз да глаз. Теперь подчинённые генералы и наместники ещё больше напоминают персонажей из ролёвок и частенько демонстрируют собственный норов. Два военачальника, вместе прошедшие через десяток боёв, могут подружиться или рассориться, наговорив друг другу гадостей; от этого зависит их эффективность в бою и уровень боевого духа. Поэтому нужно чутко следить за настроениями внутри фракции и вовремя выдавать поощрения вроде повышений по службе, постоянно помня, что на сторону врага может перейти даже ваш собственный отпрыск.
Отлично удалась и новая система реформ. Каждую весну (в древности на времена года было завязано очень многое) мы можем провести одну реформу. Вариантов масса — раздача льгот отдельным социальным группам, поддержка сельского хозяйства или поощрение иностранных торговцев на вашей территории, — а сам процесс подан очень красиво: древо реформ оформлено как сакура, на которой при выборе каждого варианта распускаются цветы. Привязка ко времени года необычна и увлекает: сидишь и дожидаешься, когда же растает снег, чтобы порадовать подданных новой системой сбора налогов.
Механик ролевого развития, за которые, по сути, и отвечает древо реформ, теперь больше. Члены фракции растут в уровнях, обвешиваются оружием и аксессуарами, меняют лошадей и обретают спутников-помощников; количество умений не так велико, как у героев Total War: Warhammer, но каждый апгрейд вносит вклад в общий уровень фракции. А развитие на государственном уровне, в свою очередь, приносит ощутимые бонусы — например, открывает доступ к шпионажу.
Лю Бэй против Ли Бу
Несколько свежих идей нашлось и в режиме тактических битв. Разрекламированная система поединков оказалась красивой забавой, но ей не хватает глубины. Когда два генерала сходятся в поединке, простые солдаты почтительно пялятся на процесс издалека, а вам остаётся только применять пару спецспособностей, которые ещё нужно открыть в меню прокачки. Ну, или жать на клавишу «бегство» — других ваших команд увлечённый боем генерал не услышит. Хотя полюбоваться анимацией стоит, уж очень всё похоже на лучшие фильмы Чжана Имоу…
Активная пауза помогает разобраться в суматохе боя
Засады теперь проходят куда бодрее: попавшее в западню войско не мечется с выпученными глазами, а пытается отступить к точке эвакуации, оставив коварного врага ни с чем. А вот штурмы пока страдают от плохих алгоритмов поиска путей. Попавшие за стену вражеской крепости солдаты окончательно перестают соображать, чего именно от них хочет начальство, но эта беда поправима патчами. А в общем и целом битвы удались, как и обычно. Контроль отрядов и умелые манёвры принесут победу даже при численном превосходстве соперника.
Есть такая примета: город горит — к скорой смене мэра!
Помимо всего прочего, тактические битвы похорошели и внешне. Модели бойцов отрисованы, как и во всех выпусках Total War за последние годы, с высокой детализацией. А вот сами карты прибавили в художественности: горные хребты на закате солнца, стада облаков, зимний лес — пейзажи разнообразны и отвлекают от сражения в самом лучшем смысле слова. Оформление многих деталей интерфейса (например, глобальной карты) под акварель лишь усиливает эффект: минимализм сочетается с массой интересных деталей, которые хочется долго и упорно разглядывать. И неважно, что порой в этом «кафедральном соборе» интерфейса очень легко запутаться.
Благодаря всему этому Three Kingdoms — чуть ли не самая красивая стратегия из ныне существующих. А вот со звуком всё… странно. Фоновая музыка — этнические мотивы с живыми инструментами — великолепна! Озвучка сражений насыщенная и реалистичная, с этим у Total War тоже всегда был порядок. Как-нибудь опустите камеру в гущу боя, чтобы оценить работу над звуковыми эффектами…
Однако разработчики зачем-то научили персонажей болтать без умолку, причём как на глобальной карте, так и в бою. Мало того, что их фразы порой неуместны («Как хороша весна!» — вдохновенно говорит военачальник под стенами горящего города), они ещё и плохо озвучены в русской локализации. Актёры часто переигрывают, а от уровня пафоса хочется ещё раз сходить в армию…
Да и темп геймплея, по сравнению с предыдущими играми франшизы, сильно снизился. Территории огромны, врагов в избытке, а ваши воины постоянно жалуются, что им надо то отдохнуть, то помедитировать. Пригрозить бы лодырям децимацией… Я с тоской вспоминал своих легионеров из первой Rome : ребята весело топали по Африке, спускали псов на аборигенов, а моя империя росла чуть ли не каждый ход. Разработчики, конечно, не раз говорили о важности усталости войск, но, по мне, так этой усталости хватает и в жизни, поменьше бы её видеть хотя бы в играх… Да и возросшая роль продовольствия понравится не всем: рост городов превращается в истую катастрофу, еды вечно не хватает.
По снегу воины бегут медленнее. Раздолье для лучников!
С выходом Three Kingdoms порог вхождения для новых игроков поднялся, а темп геймплея, напротив, упал, но благодаря плотной атмосфере Древнего Китая «Троецарствие» стало едва ли не самым эстетичным выпуском во всей серии. А главное, механизм «ещё один ход, и спать», с которым за игрой можно провести немало бессонных ночей, по-прежнему исправно работает.
Словом, перед нами снова мощная стратегия, которой очень идёт заглавие Total War!
Мощное высказывание на тему глобальных стратегий от мастеров жанра. Небольшие недостатки Three Kingdoms теряются на фоне размаха событий, великолепной графики и многогранности геймплея.
- Древний Китай во всей красе
- обилие игровых механик
- новая система реформ, засад и зрелищных поединков
- отличная графика
- музыка и звуковые эффекты высшего уровня.
- темп игры замедлился
- громоздкий интерфейс
- русская локализация.
Во что: игра предоставлена издателем.
На чем: ПК
Сколько: 20 часов
«Пенсионная реформа»
Постоянно гонять в бой генерала Чжан Фэя в его весомые восемьдесят девять…