Post Mortem
Microids смело можно присудить первое место в номинации “Удивление года”. Поразив мир великолепной Syberia , канадцы решили не останавливаться на достигнутом. И к концу года выпустили еще один квест — мистический детектив в стиле нуар, нелинейный, психологичный и очень атмосферный. Когда судьба стучится в дверь Париж 30-х годов. Ненастная ночь, пустынные улицы, парочка в номере отеля занимается любовью. Внезапно на пороге появляется фигура в носатой маске, напоминающей голову огромного крысюка, и с огромным тесаком в руках. Наутро весь Париж будет говорить о чудовищном двойном убийстве… Герой игры — Гас Макферсон, бывший сыщик из американского агентства Пинкертона. Оставив сыск, он решил стать художником, переехал в Париж и поселился в одной из городских мансард. Судя по спартанской обстановке, успех пока только у него в планах, хотя талант несомненен — чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть в блокнот Гаса с зарисовками. Но иногда прошлое возвращается неожиданно. Стук в дверь — и судьба предстает перед Гасом в облике красавицы брюнетки Софии Блейк. Две отрубленные головы в той залитой кровью комнате принадлежали ее сестре Руби и мужу сестры Реджису, и она пришла нанять детектива для расследования загадочного и страшного преступления. В таланты полиции София не верит, а раскрыть дело необходимо. Тем более что пропала семейная
Диалоговая система. Думайте, прежде чем говорить: слово не воробей…
реликвия, и девушка очень заинтересована в ее возвращении. Кроме красоты, у Софии как минимум одно неоспоримое достоинство: она готова платить Гасу по 500 франков в день. Конечно, можно отказаться от расследования. Нелинейный сюжет позволяет это сделать. Но, побродив по убогой мансарде, понимаешь, что терять Гасу нечего. Тогда только и остается, что позвонить Софии и договориться о новой встрече. Этюд в багровых тонах Post Mortem — игра как стильная, так и странная. Первое впечатление от нее нельзя назвать ошеломляющим — на экране темно, мрачно, действие состоит в основном из разговоров. Потом понимаешь, что иначе эта мистическая история и не может происходить, и замечаешь, что действо затягивает, а от игры невозможно отклеиться. Сообразно духу происходящего, все события происходят ненастной ночью — стылый ветер гонит по пустынным тротуарам осенние листья, с неба льет проливной холодный дождь, и Париж совершенно не похож на самый куртуазный в мире город. По части создания атмосферы Microids — мастера, каких поискать. …Во рту у каждой из отрубленных голов обнаружено по старинной монете. По мере расследования история становится все более мистической — сложно совместить современную жизнь со склепами, алхимическими лабораториями и верой в древний артефакт, голову Бафомета, которая дарует ее обладателю вечную жизнь. Как можно поверить, что по земле с XIII века ходит монстр, который способен жить вечно, питаясь чужими жизнями? Но, оказывается, бывает и такое. Шаг вправо, шаг влево — побегом НЕ считаются! К финалу можно пробираться совершенно разными путями. В зависимости от того, как поведет себя Гас в той или иной обстановке, запускается та или иная скриптовая развилка. Например, перед беседой с портье Гас может представиться детективом, журналистом или страховым агентом. Его цель — выудить как можно больше информации о случившемся и получить доступ к месту преступления. Если вы попытаетесь проиграть все варианты, то быстро узнаете, что газетчиков и сыщиков портье на дух не выносит, но зато из разговора можно будет узнать о подозрительном субъекте, который пытался в ночь убийства пробраться в комнату к жертвам. А если вы завоюете доверие портье рассказом о том, что вы представитель богатой, но очень боязливой американки, которая решила снять номер в гостинице на целый год, он сам проводит
Крупные планы в диалогах усиливают впечатление от реплик персонажей.
вас к месту преступления. Вот только о подозреваемом вам придется узнавать из других источников. Но это не все последствия вашего выбора. Газетчикам и сыщикам вход на верхние этажи запрещен, и Гасу придется влезть в чемодан, чтобы туда попасть. Зато он легко (скриптовая сценка в полицейском участке) узнает имя подозреваемого. А вот Гасу-страховому агенту эпизод с матерью пропавшего парня просто не будет показан, и только в разговоре с инспектором Лебраном он сможет узнать нужное имя. А если будет невнимателен, то может и не узнать. И расследование наглухо встанет. Таких развилок в игре множество. Исход той или иной ситуации зависит в основном от того, насколько ловко Гас сумеет повернуть разговор с тем или иным NPC, чтобы получить доступ к очередной порции сведений. У игры три возможных финала. Чем закончится вся история, вплоть до того, останется ли в живых сам Гас, зависит от того, как тщательно вы вели расследование, собирали улики и смогли ли убедительно доложить о найденных доказательствах инспектору Лебрану. Слово не воробей… …а воистину чушка чугунная. Потому как брякнешь в Post Mortem что-нибудь не то, и — все, концы в воду! Каждая вставленная кстати или некстати реплика Гаса может изменить весь дальнейший ход событий. Сами диалоги похожи на разветвленное древо, и каждый поворот разговора может сделать доступной или, напротив, отсечь часть информации. Чтобы раскрыть преступление, Гасу придется опросить около 20 NPC. Общение с ними занимает не менее половины игрового времени, а в диалогах задействовано более 6000 фраз. Как говорит сам Гас: " Искусство частного детектива состоит в том, чтобы развязывать языки нужным людям ". В диалоговом интерфейсе Post Mortem вы не найдете привычной таблички, где представлены все варианты ответов. Теперь каждой реплике соответствует своя закладка на экране, и просматривать их приходится по очереди. Сначала такая система кажется высосанной из пальца, потом понимаешь, что она заставляет думать над выбором каждой фразы. Иногда после проваленной беседы диалог приходится переигрывать. Поэтому не худо бы сохраняться перед каждым разговором. Зачастую невозможно предугадать, как повернется дело. Если портье в холле “Орфея” не желает иметь с сыщиками ничего общего, то бармен там же будет рад знакомству с частным детективом и расскажет Гасу все, что знает. Для этого достаточно польстить ему, пригласив
Похоже, здесь Гаса знают.
поучаствовать в расследовании в качестве помощника… Если отвлечься от частностей, то при пристальном знакомстве с Post Mortem понимаешь, что диалоги — самая слабая и недоработанная часть игры. Ладно бы присутствовала только возможность получить дополнительные сведения или направить сюжет по боковой ветке — но как вам понравится проиграть или уткнуться носом в глухой тупик после одной неудачной фразы? Или после фраз верных, но сказанных немного не в том порядке, как предполагали разработчики? Людям терпеливым и дотошным рекомендую не забывать о сейвах, всем прочим — разыскать подробное прохождение. Тернистый путь частного детектива Естественно, игра приключенческого жанра, да еще и с детективным сюжетом, должна быть напичкана головоломками. Что ж, Microids не обманули наших ожиданий. Иногда предлагается просто пошевелить мозгами. Попадается множество задачек на внимательность, сообразительность или просто на комбинаторику. Например, обнаружить пять отличий оригинала картины от подделки… Встречаются и детективные ребусы — составить по описанию портрет подозреваемого или вскрыть при помощи набора отмычек замок. Попадаются головоломки со средневековым антуражем в духе " Лувра ": планетами, зашифрованными числами, составлением алхимических зелий. В общем, скучать будут лишь те, кто совсем уж не любит шевелить извилиной. Чувство стиля Оно, как известно, либо есть, либо нет. В Post Mortem оно балансирует на грани. С одной стороны — удивительная атмосферность, саспенс, действительно страшные флэшбеки, с другой — на редкость плоский сюжет и топорная развязка… Замечательный прием — ретроспекция (нечасто нам дают возможность поиграть за другого персонажа — кстати, тоже
Как это случается в квестах, по ходу дела нам придется побывать в шкуре других персонажей. Один из них - Хеллоуин, парень, оказавшийся не в том месте не в то время.
частного детектива!) Но и этот прием брошен на полдороге, не доведен до конца; а ведь сделали бы в Microids как надо — был бы шедевр, классика жанра. Есть отличные головоломки (чего стоит взлом замка или сличение картин) — и есть чудовищно сложный, некорректно поставленный паззл по составлению фоторобота подозреваемого. А неудобный интерфейс, а пропадающие из него предметы… Спору нет, где-то и в чем-то разработчики действительно постарались. Ведущий дизайнер Стефан Броху и главный художник Максим Вилландр создали игру, на которую приятно посмотреть — и с которой легко иметь дело. Предельно подробная проработка деталей обстановки: видны трещины на стенах, блики света на полированной мебели, фактура бумаги в блокноте для зарисовок и жилки на носу полицейского… Локации представляют собой отрендренные задники. Перемещение между ними происходит при помощи карты Парижа. Выходя из помещения, вы кликаете на карте в место, куда хотите попасть. По мере развития событий на карте появляются новые и новые места локации — кафе, дома, офисы. При этом совершенно не обязательно каждый раз тащиться к дверям — карта лежит у вас в багаже, и воспользоваться ей для смены локации можно где и когда угодно. Замечательная анимация и артикуляция моделей: движения разнообразны и естественны, а рты открываются именно тогда, когда нужно. Во время бесед, когда вид из глаз персонажа сменяется видом со стороны, авторы на полную катушку используют кинематографические приемы — игру света и теней, наплывы и крупные планы лиц. Единственный минус анимации — повторяющиеся в разговорах жесты. Согласитесь, несколько ненормально, если в течение диалога реплик так из двадцати Гас все время одним и тем же движением поправляет очки или складывает на груди руки. *** Выдержанный стиль, внимание к мелочам — игре есть чем заинтересовать квестомана. Те, кто знаком с предыдущей работой Microids, наверняка заметят аллюзии на Syberia. Красноносый полицейский жандарм как брат родной похож на станционного смотрителя из Барокштадта и тоже обожает выпить. Отель “Орфей” напоминает вокзальное здание в Syberia, а проносящиеся перед ним по рельсам трамваи только усиливают дежа вю. И, наконец, в процессе игры вы наткнетесь на последний привет от Кэт Уолкер — фигурирующий в расследовании голосовой цилиндр. Правда, мамонтов в игре обнаружить не удалось…
Рейтинги: Геймплей: 7 Графика: 8 Звук и музыка: 10 Интерфейс и управление: 7 Новизна: 6 Рейтинг “Мании”: 8.0 Дождались? Хороший мистический триллер, подпорченный рядом досадных недочетов. Впрочем, атмосфера и сюжет вытягивают его из болота дизайнерских промахов. Оправданность ожиданий: 90%