Обзор The Dark Pictures: Man of Medan. Спасите наши души
Все мы любим смотреть ужастики и кричать на глупых главных героев, когда они решают разделиться, прячась от маньяка, или спуститься в тот самый зловещий подвал, где их явно не ждёт ничего хорошего. Игровые хорроры в основном следовали примеру своих кинопрообразов — вели героя по линейной сюжетной дорожке, ставя примитивную задачу: выжить в заданных условиях. А потом «попробовать воду» в жанре решили Supermassive Games — и спросили себя: а почему бы не дать игроку выбор, спускаться в этот чёртов подвал или нет? Разделяться с друзьями или всё-таки держаться вместе? Пусть сами выбирают самый «безопасный» сценарий — и сами выкручиваются из последствий.
Until Dawn, построенная на этой идее, вышла в 2015 году и собрала отличные отзывы. И вот на очереди следующий проект студии в жанре интерактивного ужаса — антология The Dark Pictures , в которой раз в полгода будут выходить не связанные между собой страшные истории. И я уже готов поделиться впечатлениями от первого выпуска в этой необычной серии.
Человек из Медана
История The Dark Pictures: Man of Medan строится вокруг легенды о корабле-призраке SS Ourang Medan — голландском грузовом судне, затонувшем в Малаккском проливе в сороковые годы прошлого века. И ладно оно просто затонуло, так нет же! Последняя радиограмма звучала так: «Капитан и все офицеры лежат мёртвые в кубрике и на мостике. Возможно, вся команда мертва», — после чего сигнал умолк навсегда. Как раз с событий той ночи и начинается сюжет игры.
В этот раз авторы не стали терзать игрока растянутым прологом, как в Until Dawn, — мы сразу отправляемся на корабль в компании двух изрядно перебравших солдат. За такое разгильдяйство вышестоящий офицер отправляет одного в карцер, а второго в медотсек, но это наказание лишь продлевает им жизнь, пусть и ненадолго, в конечном счёте оба всё равно погибают. А вот насколько мучительно — зависит от ваших решений.
Вообще, закинуть игрока сразу в центр сюжета — хорошая идея. Во-первых, так нас знакомят, пусть и вскользь, с внутренним устройством корабля, а это создаёт неплохой контраст: через семьдесят лет, позднее по сценарию, уже знакомые игроку каюты становятся поистине зловещими. А во-вторых, Supermassive Games не заставляют додумывать детали хоррора по запискам и предметам, а просто дают насладиться ужасом здесь и сейчас.
Порой Хранитель — таинственный персонаж, что будет появляться во всех выпусках The Dark Pictures, — подкидывает вам зацепки. Но вы можете отказаться от его помощи, если не хотите спойлеров
Глубокое синее море
Правда, после пролога и шикарных титров темп повествования изрядно провисает. Просто перед основным действом разработчикам нужно познакомить игрока с новыми персонажами, потому как старые (по понятным причинам) уже не особо играбельны.
Всего под наш контроль поочередно попадают пятеро молодых рэк-дайверов. Они, к счастью, не совсем уж ходячие клише, но близки. Сами посудите: на поиски затонувшего корабля отправляются самонадеянный красавчик Конрад (сыгран Шоном Эшмором), его сестра Джулия, неуверенный в себе «ботаник» Брэд и его брат Алекс, который… просто есть, чтобы потом погибнуть. А везёт их в опасное приключение женщина по имени Флисс — владелица маленькой яхты под гордым именем Duke of Milan и по совместительству тот самый персонаж, который всех предупреждал, но его никто не послушал.
Несмотря на почти фатальную концентрацию штампов, ребята получились обаятельными. Им сопереживаешь, потому что они ругаются, спорят, истерят… словом, ведут себя как живые люди. По крайней мере, пока вы опять не перепутаете кнопки в самый неподходящий момент. Как и в случае с Until Dawn, в клише нет ничего плохого — вопрос в том, как их используют авторы. Supermassive Games обращаются со штампами бережно: всё просто, знакомо и отчасти предсказуемо, но сюжет работает.
Конструктор ужаса
Как и предыдущая работа студии, Man of Medan во многом полагается на взаимоотношения героев. От принятых вами решений зависит то, как персонажи будут относиться друг к другу, а это определяет развитие сюжета. Более того, ваши выборы влияют на эмоции персонажей, а на них, в свою очередь, основаны варианты ответов в диалогах. Этой механике уделено очень много внимания: в отдельном меню можно даже изучить, как именно ваши решения изменили динамику отношений между героями.
Корабль — место замкнутое и весьма гнетущее даже без всяких призраков. В этом плане авторы весьма достоверно передают атмосферу «стальной ловушки»
Как правило, в разговорах у вас есть три пути: рациональный, эмоциональный и молчание. Вопреки законам жанра, думать головой — далеко не всегда хорошая затея; импульсивные глупости и того хуже. А вот молчание, как ни странно, порой (крайне редко) может спасти вам жизнь. Что удивительно, после первого прохождения «вслепую» у меня уцелели абсолютно все герои. По первости Man of Medan кажется куда легче и проще Until Dawn, но на самом деле это не так: персонажи могут погибнуть, как и прежде, всего от одной неправильной реплики в диалоге.
Хотя в силу некоторых технических особенностей, игра и вправду стала капельку проще. Supermassive Games больше не делает эксклюзивы для Sony, поэтому управление подгоняли в том числе под ПК и Xbox, — а значит, повсеместно использовать встроенный в DualShock 4 датчик движения не получится. Напомню, в Until Dawn с ним была связана забавная механика: когда персонажу нужно было замереть, игроку приходилось как можно ровнее держать дрожащий геймпад. Как по мне, находка была отличная. Здесь её не хватает.
Зато в Man of Medan вам время от времени придётся контролировать сердцебиение, чтобы в особо напряжённые моменты не накликать на героя ещё больше бед. Выглядит это примерно так же, как в Valiant Hearts : нужно всего-навсего вовремя ритмично долбить по одной кнопке. Звучит легко, но за три прохождения я ни разу не справился.
Авторы слегка переработали механику тотемов: здесь их роль играют картины, тоже разбросанные по локациям. По факту они просто показывают один из возможных вариантов развития событий. И чаще всего — далеко не самый радужный…
Если друг оказался вдруг
В Man of Medan необязательно играть в одиночку. Авторы даже слоганом намекают, что в компании друзей проходить проект намного сподручней: вы можете отправится в приключение с товарищами в локальном режиме Movie Night или же в онлайновом кооперативе на двоих. Стоит отдать разработчикам должное: оба режима кардинально меняют пользовательский опыт.
По сравнению с Until Dawn, скримеров стало заметно меньше, но в качестве они не потеряли
Хотя из двух мне гораздо больше запомнился именно режим Movie Night. По сути, Supermassive Games взяли и сделали коллективный просмотр интерактивного кино, когда каждый зритель в компании выбирал себе героя и принимал за него решения, «официальным» способом прохождения. То же самое веселье, что и раньше, но без технических заминок: не нужно ставить игру на паузу и передавать контроллер другу, а в перерывах всей толпой спорить, какую выбрать реплику. Тут вы прямо в игре создаёте профили друзей и закрепляете за ними одного или нескольких героев — в зависимости от числа игроков. К примеру, если вас пятеро, то всем достанется по одному. Если пользователей двое, то кому-то достанется три персонажа, а другому — всего два. В прочих аспектах геймплей остаётся прежним.
А вот в онлайновом кооперативе игра серьёзно трансформируется: оба игрока контролируют разные группы персонажей одновременно (перспектива меняется примерно раз в пятнадцать минут), поэтому длительность прохождения сокращается вдвое. То есть вместо примерно семи часов Man of Medan займёт три с небольшим. Это интересный опыт, потому что никогда не знаешь, какие решения принимал напарник. К примеру, вы честно отыгрывали заботливого парня и изо всех сил старались действовать рассудительно, а ваш товарищ по несчастью оказался эмоциональным засранцем и паникёром. И всё, приплыли — его вспыльчивость свела героев в могилу.
Незваные гости
С переходом на Unreal Engine графика ни капли не пострадала. Правда, постоянные подгрузки текстур слегка портят впечатление: от этой проблемы движка никуда не деться. Хорошая новость в том, что это, пожалуй, единственная техническая проблема. В остальном же я поймал лишь один баг: неиграбельный персонаж просто встал в проходе и не давал мне пройти дальше. Спасибо хоть это произошло в самом начале игры, а не где-нибудь в середине.
Ещё один досадный огрех — липсинк. В кино редко замечаешь, когда голос персонажа не совпадает с движениями губ; в играх эта проблема решается синхронизацией звука и анимаций. А тут её просто нет из-за особенностей метода захвата мимики актёров. И когда персонаж говорит с закрытым ртом или, наоборот, молчит с открытым — это сильно выдёргивает из атмосферы.
В новом проекте Supermassive Games есть всё, за что любят интерактивное кино, начиная с грамотно построенной атмосферы и заканчивая клише, которые тем не менее безотказно работают на благо сюжета и геймплея. И, по большому счёту, те недостатки, что я назвал, — единственное, что может подпортить вам приключение на корабле-призраке.
Игра определённо достойна места в коллекции каждого любителя интерактивного кино, особенно фильмов ужасов. Тем более что, если вам надоест играть в одиночку, всегда можно собраться компанией и устроить коллективный просмотр.
- проработанная атмосфера
- операторская работа
- реиграбельность.
- частые подгрузки текстур
- не всегда правильно уложенный текст.
Во что: ключ предоставлен издателем
На чем: PS4
Сколько: 25 часов
«Молчание ягнят »
Попытаться пройти игру, выбирая в диалогах только вариант «промолчать». Разочароваться в поговорке «молчание — золото».