Обзор WARSAW. Darkest Dungeon по мотивам реальных событий
Три года назад на Kickstarter появилась Darkest Dungeon — атмосферная и великолепно нарисованная тактическая RPG, которую прозвали «пошаговой Dark Souls» за хардкорность. Она собрала хорошие оценки у критиков и неплохо продалась, так что вскоре успех проекта попытались повторить другие инди-студии: они копировали механику, дизайн и даже атмосферу оригинала. Плоды их трудов — например, вышедшая в ранний доступ Iratus: Lord of the Dead и Deep Sky Derelicts.
Вот и студия Pixelated Milk тоже решила воспользоваться формулой Darkest Dungeon, но привнести в неё что-то своё. В WARSAW разработчики обещали показать новый подход к играм про Вторую мировую войну — но получилось у них, мягко говоря, не очень.
Солдаты свободы
События WARSAW разворачиваются во время Варшавского восстания — важнейшего, в глазах многих поляков, события Второй мировой. И Pixelated Milk всеми силами старались достоверно перенести в игру этот период. Карта города, названия улиц, вражеские отряды и оружие — всё основано на исторических фактах. Даже случайные встречи воспроизводят реальные показания очевидцев. Стартовый видеоролик с первых секунд стремится погрузить игрока в угнетающую атмосферу, и, учитывая, что в реальности восстание закончилось частичным разрушением Варшавы и гибелью сотен тысяч людей, настроение игры подобрано очень точно. Глубокая документальная проработка — пожалуй, самый впечатляющий аспект WARSAW.
Враг будет давить вас числом, а здоровья у каждого оккупанта хоть отбавляй!
Но, несмотря на значимость исторического периода, сам сюжет в игре подаётся очень скромно. Перед обучением — обобщающий бриф на чёрном фоне, а затем случайные сценки в стиле The Banner Saga: происходит какое-то событие, а игроку нужно выбрать из списка вариант действия. Надо признать, что тексты неплохо написаны и хорошо передают настроение эпохи, да и ситуации попадаются весьма драматичные. Например, мой отряд во время очередной вылазки обнаружил плачущую девушку, которая обнимала гниющий труп и просила себя застрелить. Подобные выборы в конечном счёте мало на что влияют, но неизбежно остаются в памяти.
Как и в The Banner Saga , заведомо правильных ответов нет — приходится рассчитывать на интуицию
Три этапа на пути к восстанию
Перед игроком стоит почти невыполнимая задача: избавиться от немецких оккупантов и выживать на протяжении 63 дней (именно столько длилось вооружённое сопротивление). А помогут ему в этом несколько колоритных сюжетных персонажей (впрочем, они могут погибнуть ещё в самом начале игры) и десятки других — уже совершенно одинаковых — подпольщиков.
Все персонажи стоят на заданных точках и не проявляют никакой активности. Из-за этого штаб кажется бездушным и скучным
Геймплей WARSAW основан на трёх основных механиках.
Первая — управление повстанцами из штаба подпольной организации. У разработчиков получилось сочетание штаба из XCOM: Enemy Unknown и поселения из Darkest Dungeon. Здесь можно купить всё необходимое снаряжение, выбрать задание, нанять новых добровольцев и усилить постоянных персонажей. Постепенно в отряде игрока появятся уникальные юниты, у которых можно менять оружие и прокачивать способности.
Вторая — путешествие по точкам на карте. Значок отряда «плавает» по виртуальной Варшаве 1944 года и натыкается на пятна событий, выскакивающие из «тумана войны». Всего их три вида: нахождение нычки со всякими полезностями, случайная сюжетная встреча и, наконец, столкновение с патрулём противника.
Задания не особо оригинальные: собери столько-то припасов, уничтожь несколько патрулей, помоги парочке беженцев
Третья механика — пошаговый бой, который кое в чём всё-таки отличается от сражений в Darkest Dungeon. Так, вместо одной линии отряд выстраивается в колонну по двое, а бойцы умеют прятаться за укрытиями, что помогает снизить получаемый урон. Помимо выносливости у юнитов есть и другой важный параметр — количество патронов. Их катастрофически мало, и, когда они заканчиваются, повстанцы становятся бесполезны, ведь рукопашного боя пока что нет — его обещают добавить в дополнении. К тому же шанс, что все ваши стрелки промажут, очень высок, в то время как враг не промахивается вообще и критическими атаками отправляет ваших солдат в могилу.
Увы, как только вы знакомитесь со всеми игровыми режимами (а это происходит за первый час прохождения), игра начисто перестаёт удивлять. Против вас выставляют одних и тех же врагов, просто повышая их численность, а прибывающие на борьбу с оккупантами рекруты отличаются друг от друга лишь типом вооружения. Но на это можно не обращать внимания, ведь главное при подборе команды — просто напихать в состав как можно больше медиков. Ключевые герои мрут как мухи, так что без постоянной подпитки никуда.
Всё это вкупе с утомительным менеджментом ресурсов быстро вгоняет в состояние чёрной меланхолии — но, кажется, совсем не такой, какую задумывали создатели.
Только из кодекса можно узнать предысторию персонажей и мелкие исторические факты
Война с привкусом системных ошибок
Битвы и менеджмент ресурсов — не единственное, что разработчики позаимствовали у Darkest Dungeon. Под копирку пошёл и визуальный стиль игры. Впрочем, разработчики утверждают, что сходство случайно: дескать, на самом деле они вдохновлялись работами Майка Миньолы, создателя Хеллбоя, а сюжетным персонажам WARSAW вообще нарисовали милые лица «под мангу». Особенно художники потрудились над дизайном противников — нацисты действительно пугают и отталкивают. Выбранный (или, если хотите, позаимствованный) стиль очень подходит игре про Вторую мировую: контраст цветов и грубые контуры передают ощущение чего-то по-настоящему жуткого.
Бой в самом разгаре, а патронов и здоровья уже нет. Драться так сложно, что герои аж на стенку лезут. В буквальном смысле!
Локации в боевых сценах симпатичные, но солдаты на переднем плане всё равно будто висят в воздухе. Видно, что задники рисовались без учёта того, на какой точке будут стоять герои и где должен находиться пол. К тому же персонажам отчаянно недостаёт анимаций, что особенно бросается в глаза на абсолютно «мёртвой» базе борцов за свободу.
Зато звучит игра неплохо: музыка приятная и подходит под выбранный стиль. Правда, на каждый этап всего по одной-две мелодии. А герои хоть и немногословны, но озвучены добротно: встречающиеся порой советские солдаты выкрикивают ругательства с лёгким польским акцентом, но это не режет слух.
Техническое состояние игры с момента релиза активно лечат патчами. Но на выходе можно было встретить частые вылеты на рабочий стол, испорченные сохранения, неработающие перки у персонажей, а также пропажу боеприпасов, которых и без того мало. Иногда травмы не лечатся, и тогда кровотечение каждый ход отправляет главного героя к праотцам. А когда заканчиваются патроны в винтовке и единственный персонаж с пистолетом уже пятый ход мажет по врагу, в голове возникает один вопрос: господа разработчики, вы сами-то в свою игру играли? Сложность и так огромная, а баланса нет и в помине, так что, когда в прохождение врываются ещё и подобные баги, хочется просто волосы на себе рвать!
К сожалению, WARSAW проигрывает своей ролевой модели — Darkest Dungeon — почти во всём. Путешествие по городу скучное и однообразное, в убежище мало интерактивных элементов, а боевая система хромает из-за огромного дисбаланса и технических проблем. На одной проработанной атмосфере далеко не уедешь. Быть может, в формате визуальной новеллы игре было бы куда уютнее, но тактический рогалик из неё никудышный.
Как бы разработчики WARSAW ни пытались углубиться в реализм и историческую достоверность, по механике это бессовестный клон Darkest Dungeon, а оригинальные геймплейные элементы выполнены халтурно. Главная (если не единственная) ценность этой игры — возможность своими глазами взглянуть на Варшавское восстание и поучаствовать в истории, которую всё ещё помнит Польша, но уже подзабыл весь остальной мир.
- отличная атмосфера
- глубина исторической проработки
- большой простор для тактики в боевом режиме.
- никакой оригинальности
- ворох технических проблем
- отсутствие вменяемого баланса
- халтурное исполнение путешествия по городу
- скудные анимации.
Во что: игра куплена автором
На чем: ПК
Сколько: 8 часов
«Берсерк!»
Пережить четыре боя без патронов на криво стреляющем гранатомёте и коктейлях Молотова.