27 декабря 2019
Обновлено 17.05.2023

Обзор Mosaic. Симулятор уныния от создателей Among the Sleep

Обзор Mosaic. Симулятор уныния от создателей Among the Sleep - изображение обложка

В 2014 году маленькая студия Krillbite выпустила Among the Sleep — сюрреалистичный хоррор о детских кошмарах, который позволял взглянуть на тревожный мир взрослых от лица двухлетнего ребенка. Рассказав историю мальчика, чья мать не прочь выпить на глазах у маленького сына, студия получила множество хороших отзывов и заработала определённый кредит доверия. Всё же не так часто неопытным разработчикам с Kickstarter удаётся достойно высказаться на довольно непростую тему — да ещё и удачно подать её с непривычной перспективы.

И вот спустя пять лет они представили свой новый тайтл Mosaic , посвящённый уже другой социальной проблеме: выгоранию на работе. Удалось ли Krillbite снова удивить игроков своим нешаблонным подходом к повседневности?

Как давно ты разговаривал с реальным человеком?

Мужчина средних лет просыпается у себя дома, выключает будильник, собирается на работу, приезжает в офис, трудится, возвращается домой, снова засыпает, просыпается, выключает будильник — и дальше по кругу. В этом, в принципе, и заключается геймплей Mosaic, а вместе с ним и добрая часть сюжета. Всю игру главный герой будет либо перемещаться из одной точки в другую с незначительными изменениями маршрута, либо сидеть за монитором и собирать ресурсы для своей корпорации. Процесс добычи этих ресурсов разработчики оформили в виде простой головоломки, где нужно составлять абстрактные шестиугольники один на другой, пока фигура не достигнет верхушки экрана. Как только вы «достраиваете» объекты до целевой зоны, ресурсы отправляются работодателю. Всё.

Ни что это за ресурсы, ни для чего они нужны, вам никто не объяснит — работа главного героя бессмысленна по умолчанию. Он просто повторяет то, чему его научили, видит на экране растущие цифры и изредка получает похвалы за прилежание.

Обзор Mosaic. Симулятор уныния от создателей Among the Sleep - фото 1

Неудивительно, что герой начинает задаваться вопросами о том, что это вообще за жизнь и зачем ему всё это нужно. Причём ему не приходится страдать в одиночестве: свои пять копеек в его размышления то и дело вставляет… рыба. Буквально маленькая золотая рыбка, которую он находит у себя в раковине и повсюду таскает с собой в кармане. Рыбка постоянно спрашивает у нашего офисного планктона, как давно он общался с друзьями, ради чего он просыпается каждое утро и почему продолжает работать, когда можно заняться чем-то более интересным.

Спорить с ней сложно: жизнь у нас действительно серая, работа и правда убийственно скучная, да и живого общения, прямо скажем, недостаёт. Лишь иногда на пути героя встречаются редкие пятна света и радости, которые дают ему надежду на лучшее и подталкивают к переменам. Например, луч солнца в окне (да, это большая редкость в сером окружающем мире), случайно встреченные музыканты или представители фауны вроде бабочек или белок. Эти светлые пятна помогают герою в решении пространственных головоломок — они позволяют управлять камерой, чтобы найти нужный для продолжения ракурс. Вне этих загадок двигать камеру нельзя.

Обзор Mosaic. Симулятор уныния от создателей Among the Sleep - фото 2

Ты забыл лицо своего отца

Исход этой истории довольно предсказуем: герой в конце концов осознаёт, что пора что-то менять, драматично бросает работу и становится уличным музыкантом. Нетрудно догадаться, что за всем этим стоит простая и уже довольно избитая мысль о том, что работа в офисе способна убить в человеке всякую волю к жизни, а потому нужно идти за своей мечтой и не становиться частью серой массы. Мысль в целом верная: корпорации действительно эксплуатируют своих работников, не считая их за людей, и годами трудиться в таких условиях может быть попросту вредно для здоровья — как физического, так и ментального. Проблема в другом: если в Among the Sleep разработчики комментировали социальную проблему с очень личной точки зрения, без труда вызывая у игрока эмпатию, то в Mosaic как будто решили упростить себе задачу и сделать большое абстрактное высказывание.

Именно это стало их главной ошибкой: идея, которую они пытаются передать в своей второй игре, не выдерживает никакой критики. Задача игрока — уже не пережить чужой (а может, и наоборот болезненно знакомый) травматичный опыт, а привести героя к счастливой развязке, которая попросту невозможна в реальной жизни.

Обзор Mosaic. Симулятор уныния от создателей Among the Sleep - фото 3

Мир, увы, работает далеко не так просто, как это пытается преподнести Mosaic. Люди годами сидят в неудобных офисных креслах не потому, что им нравится быть узниками системы, а потому, что надо оплачивать счета, кормить семью и попросту выживать в условиях жестокого рынка труда. В конце концов, если ты сейчас просто бросишь работу, нет никаких гарантий, что новая (если ты вообще её найдёшь) окажется лучше. В реальности наш герой-революционер, скорей всего, уже на второй месяц своей «свободной жизни» занимал бы деньги у друзей или бывших коллег, чтобы просто заплатить за квартиру, и судорожно хватался за любой фриланс или временные подработки.

Но новое творение Krillbite попросту закрывает на это глаза. Оно не предлагает игроку критически взглянуть на капитализм, не показывает, как именно работает система, из-за которой мы превращаемся в узников режима «с девяти до шести» и не можем выйти из этого порочного круга. Вместо этого нам предлагают поверить в розовую мечту о том, что если ты будешь смелым и отбросишь условности, то всё обязательно получится. И это, к сожалению, выглядит настолько наивно, что кажется, будто сценарий писали не взрослые люди, а подростки-максималисты.

Обзор Mosaic. Симулятор уныния от создателей Among the Sleep - фото 4

Если все офисные работники резко встанут и уйдут быть уличными музыкантами (а именно этот поступок в Mosaic подаётся как правильный выбор), то общество попросту перестанет функционировать. А потому непонятно, что же именно Mosaic хочет донести до игрока. Конечно, не исключено, что разработчики наоборот пытались показать, насколько эфемерна мечта о том, чтобы вырваться из корпоративного плена, а потому решили довести эту идею до полного абсурда. Но даже если и так, Mosaic всё равно выглядит далеко не так убедительно, как Among the Sleep, да и новой пищи для размышлений не даёт.

Обзор Mosaic. Симулятор уныния от создателей Among the Sleep - фото 5

Нужно больше ресурсов

С технической точки зрения разработчики тоже сделали шаг назад. Многие баги наверняка поправят со временем, но на релизе их оказалось раздражающе много: то важная для продвижения по сюжету кнопка не прогружается, то герой застревает в текстурах, то FPS падает с 30 до 7 — причём настройки графики на это не влияют. Последнее особенно часто происходит во время сбора ресурсов: чем дальше ты продвигаешься, выстраивая шестиугольники, тем меньше кадров в секунду выдаёт Mosaic.

Эта мини-игра вообще реализована довольно криво. Например, периодически она просто отказывается регистрировать нажатия, так что со временем ты начинаешь испытывать буквальную ненависть к своей работе. Пропустить эти фрагменты никак нельзя, а потому приходится терпеть и мучиться, пока наконец не удастся подчинить себе геймплей. Хотя, может, это тоже замысел разработчиков — заставить игрока прочувствовать безысходность?

Обзор Mosaic. Симулятор уныния от создателей Among the Sleep - фото 6

Локализация неплоха, но в русской версии символы иногда наезжают друг на друга

Единственное, что здесь действительно хорошо работает, — это мобильный кликер, который можно в любое время открыть на смартфоне главного героя, чтобы убить время на работе (ну хоть что-то реалистичное). Хотя похвалить разработчиков хочется не только за него: визуальный дизайн, как и некоторые пространственные загадки, получились у Krillbite отлично. Серо-синяя цветовая гамма как нельзя лучше передает атмосферу душной тоски, а фиксированная камера то и дело берёт настолько красивые ракурсы, что постоянно хочется делать скриншоты.

Обзор Mosaic. Симулятор уныния от создателей Among the Sleep - фото 7

Увы, одной эстетики оказалось мало: как бы ни хотелось наслаждаться прохождением этой истории, на практике оно вызывает больше фрустрации, чем удовольствия. В Among the Sleep тоже были проблемы с управлением и текстурами, но там их хотя бы был смысл терпеть ради сюжета и нового опыта, который сложно было получить где-то ещё. А вот о Mosaic такого сказать уже не получится.

Обзор Mosaic. Симулятор уныния от создателей Among the Sleep - фото 8
Вердикт

Симулятор офисного планктона, который призывает выйти за рамки обыденности, но не высказывает ни единой новой мысли. Если бы не множество технических проблем, игрой можно было бы наслаждаться хотя бы с точки зрения эстетики, но пока её попросту больно проходить. Полное разочарование — особенно в сравнении с предыдущим проектом студии.

Достоинства
👍
  • визуальный дизайн и цветовая палитра
  • постановка кадров
  • некоторые пространственные загадки
  • кликер «BlipBlop».
Недостатки
👎
  • избитая тема, на которую разработчики не сумели сказать ничего нового
  • не самое отзывчивое управление
  • проблемы с FPS
  • скучная мини-игра по сбору ресурсов
  • проблемы с текстурами и другие баги.
Как мы играли

Во что: игра куплена автором

На чем: PC

Сколько: 3 часа

Локализация
Текст переведён на русский без особых ошибок, но вёрстка в локализации не идеальна: символы время от времени наслаиваются друг на друга.
Ачивка редакции

«BlipBlop»

Провести больше времени в
местном кликере, чем в основном сюжете.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь