Обзор Half-Life: Alyx. Игра, максимально реализующая потенциал VR
Пока весь мир подшучивал над Valve и ее третьей «Халфой», в компании работали над настоящей революцией. И имя ей Half-Life: Alyx. Почему революцией? Да потому что новая часть серии не только не опозорила имя великой франшизы, но и показала всем, как должны выглядеть игры в VR.
Сладкое возвращение в мир Half-Life
Действия новой «Халфы» разворачиваются за пять лет до событий Half-Life 2. Девятнадцатилетняя Аликс Вэнс еще не встретила Гордона Фримена, но уже вовсю борется с Альянсом вместе с отцом. Во время одной из диверсий что-то идет не так, и отца берут в плен. Недолго думая, героиня отправляется на выручку, вооружившись стволом и грави-перчатками. Последние позволяют Аликс притягивать различные предметы, и это очень удобно в VR: зачастую подходить к полезным предметам не нужно. Достаточно направить руку в сторону чего-нибудь и резким взмахом кисти поманить это к себе. При этом на связи с героиней постоянно болтается компаньон Рассел, создатель нашего модного девайса. Он и подсказывает, куда идти, и обстановку шуткой разряжает.
Аликс с Расселом придумывают «продающее» название мультиинструменту
И такая разрядка порой очень в тему, ведь игра потрясающим образом жонглирует атмосферой. Вот ты в совковом падике одного из домов City 17. Все антуражно: лифт, мусоропровод, на ступеньках в пепельнице дотлевает окурок сигареты. Словно еще вчера тут сидели пацаны и потягивали пивко марки «Молдвинпром» (настоящее название из Alyx). А вот ты спускаешься на пролет ниже — и из темноты на тебя выпрыгивает ядовитый хедкраб. Да, да, прямо тебе на голову, шевеля своими мерзкими волосатыми лапками, и это, напомним, в VR, где ты и персонаж буквально одно целое.
Дух захватывает, кроме шуток
Но не одними скримерами тебя тут пугают. Местами Alyx добивается такого погружения, что страшно становится похлеще, чем в Рейвенхолме. Тут отдельный поклон саунд-дизайнерам. В нужные моменты музыка пропадает, гудёж трансформаторов становится громче, а где-то в вентиляции над тобой с жутким воплем пробегает неведомая хрень. А Аликс, ко всему прочему, еще и темноты боится, о чем неоднократно рассказывает Расселу. При всем при этом тебе надо обыскивать локации на предмет чего-нибудь полезного. В Alyx можно где угодно найти патроны, гранаты или шприцы-аптечки. А поскольку никакой монтировки у Аликс Вэнс нет, приходится обшаривать каждый туалет. Буквально.
Грязные делишки
Где же ты, где?
И искать тут приходится не только запасы, но и всякие полезные штуки вроде смолы. С её помощью Аликс прокачивает свое оружие. В игре его совсем немного — пистолет, дробовик и винтовка — но навесы на них значительно влияют на геймплей. Режим очереди на пистолете позволяет быстрее разделаться с надоедливыми хедкрабами, лазерный прицел на винтовке — эффективнее вести стрельбу из укрытий, а отсек под гранаты на дробовике освобождает ячейку в инвентаре.
Ну как в инвентаре. Вместо привычного вместительного рюкзака у Аликс есть по одному отсеку в каждой перчатке, из которых тебе свободной рукой надо вытаскивать предметы. То есть, если ты запихал аптечку в левую перчатку, то тебе надо правой рукой до нее дотянуться и вытащить шприц. Из-за этого, кстати, возникают забавные ситуации. Если в правой руке у тебя ствол, то тебе придется его сначала убрать, чтобы освободить руку. Поэтому расположение предметов в «карманах» тут лучше продумывать заранее, а из-за ограниченной вместимости — не забывать, где и что ты оставил по пути. Возвращаться за какой-нибудь гранатой тут приходится не один раз.
Помимо смолы для апгрейдов искать нам придется и специальные баночки с жуками, которые активируют автоматы с хилом, а также источники питания различной техники Альянса. Таскать всё это добро, кстати, можно и просто в руках, как, к слову, и почти любой предмет в игре. Однако в таком случае надо всегда иметь в виду, что если у тебя в руках очередная банка, отбиваться ею от врагов будет сложновато, хотя и реально.
Возвращаясь к технике, с ней в Alyx не все так просто. Банально найти источник питания и засунуть его куда надо не выйдет. Аппаратуру надо еще и хакнуть. И тут очень кстати приходится тот факт, что Аликс — дочь ученого, которая на досуге разработала крайне полезный мультиинструмент.
Собственно взлом — это набор мини-игр, которые усложняются по мере прохождения. Чтобы открыть шкафчик Альянса с дополнительными патронами, нужно одной рукой крутить шар, а другой пытаться соединить синие лучи мультиинструментом. Чтобы обезвредить растяжку, приходится вести синий шарик через кольца. Самым трудным и в то же время увлекательным нам показался процесс взлома устройства для апгрейда оружия. Там нужно двигать шарики, чтобы лучи, выходящие из них, прошли через все точки. И чтобы все получилось, необходимо рассматривать устройства со всех сторон. А в VR это значит, что ты реально перемещаешься и осматриваешь детали то с одной, то с другой стороны.
Удобства и неудобства VR
И вот тут мы плавно подходим к тому, как же все это играется. Сразу скажем, родной Valve Index в нашей стране достать нереально, поэтому мы проходили игру на HTC Vive первой ревизии. Каких-то глобальных проблем мы не заметили. Да, иногда были глюки на загрузках уровней — появлялось неприятное мерцание. Несколько раз игра у нас вообще падала, и приходилось перезагружаться, но в целом с технической точки зрения ни к шлему, ни к стабильности самой Alyx у нас претензий не было.
Что касается детализации и графики, то тут всё вообще на высоте. Разрешения в 2160х1200 хватает для того, чтобы картинка не развалилась на пиксели, а дизайнеры Valve постарались, чтобы графика как минимум не уступала современным требованиям. И дело тут даже не в детализации, а в подходе к мелочам и проработке буквально каждого элемента локации, которые в сочетании с VR дали невероятную глубину погружения. Пожалуй, такие же ощущения у нас вызывали только первые техно-демки от всё той же Valve.
По поводу же управления скажем так: возможно, в Index, где отслеживаются движения пальцев, всё немного иначе, но и на Vive мы можем придраться только к неудобной кнопке «Меню» на внутренней стороне левого контроллера. Зато аналогичная кнопка сброса магазина на правом джойстике тут как родная. И это важный момент. Когда надо быстро перезарядить пистолет, ты прожимаешь кнопку безымянным пальцем, скидываешь пустую обойму, левую руку заносишь за спину, берешь новый магазин, вставляешь его в пистолет и передергиваешь затвор. Звучит сложно, но на деле всё происходит настолько естественно, что ты буквально чувствуешь все движения персонажа. А если у тебя на лице еще и хэдкраб в это время сидит…
Wanna kiss?
Отдельно расскажем о системе перемещения. В отличие от многих других VR-проектов, Alyx не запирает в комнате, где ты до каждого угла можешь дотопать в реальном мире. Поэтому игра активно использует систему телепортов. То есть, к примеру, надо тебе подобраться к какому-нибудь ящику, ты прицеливаешься и перепрыгиваешь на нужную точку. А там уже можешь походить и осмотреться. В целом механика не нова и работает неплохо. Но для тех, кому телепорты не нравятся, Valve предусмотрела систему скольжений, которая, правда, потребует от вас очень крепкого вестибулярного аппарата.
Впрочем, некоторые базовые вещи реализованы в Alyx не лучшим образом. Некоторые мини-игры с мультиинструментом требуют слишком много свободного пространства. Например, когда тебе приходится сканировать джойстиком стены и пол в поисках проводки — в реальном мире ты буквально сбиваешь всё вокруг себя. А на первых порах ты реально бьешь себя по шлему, когда закидываешь за спину патроны и смолу. Еще по шлему можно поколотить в эпизодах, когда Аликс закрывает рот и нос рукой, дабы не надышаться испарениями. Вроде и крутая иммерсивная фича, а стук контроллера о Vive её портит.
Также в Valve не учли тот момент, что шлем — штука тяжелая и он сползает, когда ты хочешь посмотреть под ноги или на потолок. Последнее, кстати, доставляет массу неудобств при встрече с барнаклами. Если тебя схватили, приходится одной рукой держать оборудование в реальном мире, а другой выцеливать противника.
Самые ненавистные противники
Стрельба: от ненависти до любви
А вот стрельбу в Alyx реализовали очень достойно. Конечно, первые часов семь-восемь ты плюешься, потому что не понимаешь, ни как целиться, ни как нормально при этом перемещаться. Но, когда осваиваешься с управлением, накидываешь обвесы на пушки, перестрелки обретают вторую жизнь.
Сражаться, кстати, приходится с самыми разными противниками, и тактика боя с каждым своя. Обычные солдаты отъезжают с нескольких попаданий, бронированные могут использовать энергетический щит, и их надо бить по голове. Система уязвимостей есть и у монстров: муравьиному льву нужно отстреливать конечности, а бронированному хедкрабу — метить в пузо. Частенько, если оглядеться, можно найти горючие бочки и сэкономить боезапасы.
Отдельно стоит отметить, как Valve в очередной раз подошла к обучению игрока. Когда тебе дают новое оружие, в комплекте с ним идёт несколько смоделированных ситуаций, в которых ты можешь его применить. Нашел автомат — вот тебе свора зомби, постреляй, почувствуй отдачу. Дали гранату — вот тебе вышка, пять-шесть целей, развлекайся. В VR это особенно важно, ведь физика здесь по большому счёту всё ещё в новинку. Но и не поиздеваться над тобой разработчики не могут. Например, ты понял, как обезвреживать растяжки. Окей, вот тебе одна такая за закрытой дверью. Первый раз умрешь — будешь осмотрительнее.
Half-Life 3?
Хоть Alyx и не продолжает сюжет Half-Life 2, она рассказывает много подробностей. Нет, о создании Пса нам не поведали, зато мы увидели сцену знакомства Аликс с вортигонтами. Не будем спойлерить, скажем только, что в сюжете они играют не последнюю роль. В диалогах Аликс с отцом и Расселом нам глубже раскрывают характеры героев. Например, Рассел расскажет о жизни до нашествия пришельцев и клаб-сэндвиче, а отец обсудит с дочерью Гордона Фримена и события Black Mesa. У парня с монтировкой в игре особая роль, но о ней ни слова. Скажем только, что концовка связывает события Аликс со второй частью и намекает на новую игру.
Half-Life: Alyx — это определённо успех. Игра мастерски, со вкусом раскрывает потенциал VR-устройств. За 21 час практически не было скучных и проседающих по темпу моментов. Постоянно что-то новое: новые загадки, новые типы врагов и способы борьбы с ними.
Valve взялась совершить очередную революцию спорным и неоднозначным решением, и ей это удалось. Помните весь этот скепсис после анонса? От него не осталось и следа.
Half-Life: Alyx возвращает давно забытые эмоции и придает им новый объём. Это определённо та игра, с которой нужно ознакомиться каждому фанату серии — жаль только, что стоить это будет невероятных денег.
- динамичные перестрелки
- реализация потенциала VR
- потрясающая детализация локаций
- проработанные диалоги и хороший юмор, увлекательная история и мощная концовка.
- небольшие трудности с Vive
- болящие ноги после длинной игровой сессии.
Во что: ключ приобретён редакцией.
На чем: Steam VR, HTC Vive.
Сколько: 21 час.
Кровавый гейминг
Отбиваясь от Альянса, разбить руку до крови об стену